Шесть плюс два
Олег Бодня. 24.12.2007 13:51
http://www.ki-gazeta.ru/rubrics/12/11683.html:

Шесть плюс два

Приближающийся новый год вызывает у горожан не только положительные эмоции, но и опасения. Как правило, именно с 1 января вступают в силу новые (выше прежних) цены на газ, свет и прочие составляющие нашего быта.

Но если традиционные подорожания энергоносителей уже не вызывают широкого резонанса, то появление в списке повышения цен новых товаров и услуг неизменно ведет к всплеску недовольства. Сейчас в стадии обсуждения находится вопрос о повышении стоимости проезда в общественном автотранспорте с шести до восьми рублей. Причем вероятность положительного для транспортников решения очень высока. За разъяснениями причин столь непопулярного шага мы отправились на улицу Дальнюю, 4 - здесь располагается ОАО "Краснодарская автоколонна 1419", обслуживающее значительную часть населения нашего города, и побеседовали с генеральным директором этого предприятия Геннадием Линником.

- Геннадий Дмитриевич, чего ждать пассажирам городских автобусов в январе будущего года?

- Для рассмотрения в РЭК (региональная энергетическая комиссия) мы подали документы, в которых аргументировали необходимость повышения тарифа с шести до восьми рублей еще в июне этого года. И очень надеемся, что нам удалось убедить специалистов комиссии в необходимости этого шага. Дело в том, что сегодня только себестоимость перевозки одного пассажира автобуса составляет девять рублей. Но мы понимаем всю социальную значимость автобусов для города и поэтому просим хотя бы ту сумму, которая сможет удержать отрасль на плаву.

- Но ведь в декабре 2005 года тариф уже поднимался с пяти до шести рублей за поездку…

- И уже тогда себестоимость была выше цены билета. Тем не менее этот тариф можно было бы удерживать, если бы не два очень больших "но" - топливо и зарплаты.

Достаточно сказать, что в январе этого года мы покупали дизельное топливо по оптовой цене 12,5 рубля за литр. Сейчас один литр обходится в 17,8 рубля. То есть цена выросла на сорок процентов. А топливо составляет треть от себестоимости перевозок.

Но это лишь одна сторона. Вторая - человеческий фактор. Дорожная ситуация, сложившаяся на улицах города, делает труд водителя поистине каторжным. Одни ежедневные пробки чего стоят. Да и рабочий день часто начинается в пять утра. А зарплата - восемь с половиной тысяч рублей. Это привело к тому, что с начала года у нас уволилось почти полсотни водителей. Это даже текучкой кадров не назовешь - притока-то новых работников практически нет.

- А если все-таки останется прежний тариф?

- Тогда неизбежно сокращение маршрутов. А об открытии новых и думать не приходится. Приведу пример. Городская власть, понимая всю остроту проблемы, сложившейся в автопарке общественного транспорта, идет навстречу. Так, в прошлом году мы получили 23 автобуса, в этом - десять. И все за счет муниципального бюджета, потому как сами приобрести технику мы не в состоянии. Но здесь возникает вопрос: кого сажать за руль на новые автобусы? Уже сегодня случается, что мы бываем не в состоянии обслуживать все выделенные маршруты. И если так будет продолжаться, то хоть ты весь автопарк смени - желающих работать за нынешние зарплаты не найдешь.

Мы прекрасно понимаем всю социальную значимость автобусов для города. Но если тарифы останутся прежними, может оказаться, что люди будут готовы и за пятьдесят рублей ехать, только возить их будет некому.

- Спасут ли два рубля ситуацию?

- По крайней мере стабилизируют. Городские автобусы - очень специфический вид транспорта. Так, многие наши маршруты, хоть и считаются внутригородскими, по сути являются пригородными. Взять хотя бы маршрут до хутора Черники или поселка Белозерного - расстояния приличные. Но специфика заключается в том, что заполняемость автобуса на таких маршрутах едва ли превышает половину: утром автобус идет туда практически пустым, обратно - заполненным, вечером - обратная ситуация.

Также существуют маршруты, которые при любом тарифе будут убыточными из-за удаленности конечного пункта и малой загруженности. Но, понимая, что те хутора и поселки населены в основном малообеспеченными людьми, городская администрация не отказывается от них, и это абсолютно правильно. Однако и предприятие не может без конца нести убытки, которые только в этом году составили пять миллионов рублей. А ведь мы не государственная, а коммерческая организация.

- В случае положительного для вас решения куда деньги пойдут?

- Они будут направлены на приобретение ГСМ и подъем заработной платы водителям. Поймите, человек, который управляет автобусом, отвечает за жизнь пассажиров. Следовательно, он должен быть профессионалом. А классные специалисты стоят денег. Повышение тарифов - вопрос безопасности людей.

Кроме того, у нас много автобусов, которым уже по двадцать лет (срок эксплуатации - десять). По моему мнению, тот же "ЛиАЗ-677" (желтый "глазастый рыдван" - Авт.) на улицах города - это пощечина столичному облику Краснодара. Но запчасти на старую технику доступнее. А значит, будут ездить "старички", пока мы не сможем обеспечивать нормальную работу новых автобусов.

Вообще, новые автобусы - это один из самых защищенных для пассажиров видов транспорта. А если за рулем сидит настоящий профессионал - безопасность на мировом уровне. Так что пресловутые два рубля - это инвестиции пассажира в охрану своего здоровья и комфорт.

Платить или не платить?

Выслушав одну сторону, мы решили узнать мнение другой - пассажиров. И для этого отправились на остановки общественного транспорта с вопросом: готовы ли вы платить восемь рублей за проезд в автобусе?

Елена Кузнецова, служащая:
- Я не очень часто пользуюсь автобусом, поэтому что восемь рублей, что шесть - не так важно. Но если от повышения цен увеличится количество маршрутов, это правильное решение.

Виктор Сухов, студент:
- Очень часто езжу к другу в станицу Елизаветинскую на 33-м. Удобно и не намного дольше, чем на маршрутке. Но недавно я сел в какой-то старый автобус и чуть не задохнулся - выхлопные газы попадали в салон. Вот для того чтобы убрали старый хлам с улиц, я готов платить больше.

Светлана Политова, пенсионерка:
- А я не готова. У нас пенсии и так мизерные, а цены на все растут. Теперь, чтобы к подруге поехать, несколько раз подумаешь. Раз уж цены решили поднять, то пускай хоть пенсионерам бесплатно разрешат ездить, как раньше.

Петр Лагойда, военнослужащий:
- Недавно ехал на автобусе, за рулем которого сидел обыкновенный хам: курил, по телефону разговаривал, матерился. Чем таким доверять свою жизнь за шесть рублей, так лучше хорошим водителям - за восемь.

Сергей Власенко, военный пенсионер:
- Тут дело даже не в самом подъеме цены. Это проверка: промолчим, значит, завтра по сто рублей платить будем. Вот если бы нуждающимся сделали послабление, тогда еще можно было принять такой шаг. Платить должен тот, кто может, а не нищий.

Татьяна Середенко, учитель:
- По роду своей деятельности я часто езжу с детьми на автобусах. Я за детей отвечаю. В вопросах безопасности, я думаю, экономить нельзя.



Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 30.12.2007 12:27 (Олег Бодня).


Тема Автор Дата
  В новом году подорожают билеты на автобус Дмитрий Селивёрстов 21.12.2007 13:14
  В Краснодаре подорожает проезд в общественном транспорте Олег Бодня 21.12.2007 18:27
  Шесть плюс два Олег Бодня 24.12.2007 13:51
  И ещё по теме Олег Бодня 24.12.2007 20:06
  В новом году подорожают билеты на ГЭТ? Руслан 06.02.2008 13:33
  Re: В новом году подорожают билеты на ГЭТ? Олег Бодня 06.02.2008 14:09
  Re: В новом году подорожают билеты на ГЭТ? Кондуктор 06.02.2008 21:41
  С 11 февраля 2008г в Лиазах Депо №2 проезд 8 рублей (-) vic938 12.02.2008 16:14

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта
Phorum: speed & power