КРАСНОДАР: лучшая сеть ГЭТ России? Подробный фотоотчёт. Часть 1: вступление. (+)
Данный отчёт напечатан для Московского трамвайного и троллейбусного форумов. Приводится на Краснодарском форуме в "московской" редакции, без изменений.

-----

Отчёт напечатан по стопам визита автора в Краснодар 14, 15-го сентября 2003 г.

Из всех посещенных мною городов России, Краснодар произвел впечатление наиболее продвинутого по части социального устройства и общего урбанизированного развития города. Аккурантный центр, ухоженные улицы, ненавязчивая но заметно продвинутая коммерция, удивляющее по масштабности новое жилищное строительство, спокойная расположенная публика, даже менты какие-то добрые. Образцово-показательные дороги, что, кстати, характерно для всего юга России. Правда, единственный “мой” открытый Российский люк на этот раз нашел переднее правое моей машины именно в Краснодаре, причем на самой ул. Красной / Бабушкина. ...Таже Красная, в центральной её части, по выходным, полностью закрывается для транспорта, и отдается людям. И, наконец, Краснодар - это налаженная инфраструктура общественного транспорта. Все вышеописанное, естественно, подразумеват окраины по-уши в лужах, и классические деревенские улицы с трамваем и козами, но моё мнение допускает факт того, что полученный прогресс все же основывается на базе уже имевшегося. В Краснодаре я ранее был только лишь в 1986-м году, и, сравнивая, констатирую, что некоторые исторические перемены пошли городу на Пользу с большой буки "По".

Кстати, Сергей Федосов, видомо, сейчас несказанно озадачится, но на подъезде к Краснодару со стороны Ростова, придорожное оформление по части коммерции и бизнесса, скорее напомнило мне подъезд к Колумбусу по НЕ интерстейту (федеральный автобан), т.е. по дороге с допущением доступной придорожной коммерческой активности. Такое же про-Американское ощущение еще в большей степени потом повторится в Самаре, в другом не менее продвинутом городе России, теперь уже, наверное, на удивление Павла Пилецкого, но об этом - в будущем сообщении по Самаре.

Байка с долей правды - не уставал рассказывать её в Краснодаре на заслуженную радость местных: В-С-Е встреченные мною в Америке краснодарцы (краснодарчане?), страдоскучают по своему оставленному раю, где все арбузы сочны как женщина, а женщины сочны как арбузы, и, зашибив бабки, вылилеивают своё возвращение в отбабленный домик на Родине с арбузной дивой внутри. Среди бывш. СССР такое наблюдается толко среди москвичей, белорусов (не зависимо от города) и краснодарцев (-дарчан).

Краснодар обладает одной из лучших сетей ГЭТ в России. Электротранспорт города прочно занимает ведущие позиции, трамваи и троллейбусы обслуживают все основные транспортные коридоры. Движение насыщено, четко, предсказуемо. Покрытие города электротранспортом - оптимальное. Публика заслужено валит на трамвай и троллейбус. Кадр с несколькими еденицами ЭТ сразу - стандартное явление: по многим магистралям города ГЭТ тянется внушительными караванами. На карте города указаны ТОЛЬКО маршруты трамваев и троллейбусов, что делает их чисто психологически стержневым транспортом. И т.д. и т.п. и масса прочих дифирамбов. В принципе, обо всем этом уже здесь не раз писалось, а я только повторяюсь, что бы отдать должное знатной сети. Кроме того, считаю самым лучшим сайтом по сетям ГЭТ, когда либо созданным по городам России - сайт в исполнении Олега Бодни и Ко. по Краснодару. Покупаюсь на соблазн переадресовать всех интересующихся Краснодарскими подробностями:
http://transport.kuban.info/krasnodar/index.html

После этого сайта, мало чего можно добавить оригинального...

Попав в Краснодар, я был заранее предрасположен увидеть лучшую сеть ГЭТ России. По внешним параметрам работы сети все подтвердилось. Но вынужден вставить свой пятачек на основе увиденного лично. Сразу оговорюсь, что несколько повседневных негативов НЕ ИЗМЕНИЛИ моего отношения к сети как таковой. Но, к сожалению, в моём представлении, среди соизмеримых городов, пальма первенства по работе ГЭТа осталась за Вологоградом. Среди не соизмеримых - могу упомянуть, скажем, Таганрог и Череповец.

Тучки несколько сгустились, когда за 1,5 дней визита в город, пронаблюдалось 5 поломок ПС, что превышает суммарно увиденное во ВСЕХ остальных городах России за всю поездку. В воскресенье утром, 14-го сентября, за один час выбыло сразу 2 сцепки Т-3, и одна сцепка КТМ-5, что можно заключить, если только уход составов в парк с горящими фарами в 8-9 утра в воскресенье не предусмотрен расписанием. :-) В понедельник сломанная одиночка Т-3 номер 094 доползла до неиспользуемой кривой треугольника на Железнодорожной / Дмитровской Дамбе, и сдохла там посреди перекрестка в ожидании прибытия чего-либо буксирующего. Позже по ходу дня, было сорвано движение трамваев по линии на Юбилейный-Славянский из-за "сломанного вагона", детали неизвестны. Добавлю, что с повышением интенсивности движения, чисто числительно статистика так же изменяется - больше трамов на линии = больше поломок. В Воронеже был замечен только 1 сломанный вагон, но и движение там в 5 раз скушнее. :-) В любом случае, к великому сожалению, думается показал себя возраст Краснодарских трамваев. Также отмечу, что при явной технической относительности, внешнее состояние вагонов по русским стандартам провисает где-то между "отлично" и "идеально".

Кроме поломок, ситуацию омрачили 4 срыва трамвайного движения за один только рабочий день 15-го сентября. 2 произошли по причине ДТП на / у трамвайного полотна. В одном случае на 15-20 мин. встал северный коридор по Коммунаров, застряло 7-8 составов. В результате происшествия, кстати, проявилась явная дополнительная полезность новой ветки по Садовой. В другом случае, встало что-то в центре, что возимело эффект на движение по маршрутам 4,5,8 в Черёмушках - Пашковском, где я на тот момент находился. Срыв продолжался неприятные пол часа, врезультате чего проявилась дополнительная полезность внутренних маршрутов района 9 и 10. Упомянутый чуть выше срыв на линии на Юбилейный и Славянский из-за поломки трамвая продолжался около 20 мин., кол-во задержанных составов лично для меня измерялось сразу 2-мя 11-ми прибывшими на к/ст Вокзал. И, наконец, в конце дня, неожиданно и без объяснений, на линии по Ставропольской ул., несущей пассажиро-нагрузку приближенную к легко-метрополитеновской, интервал перед очередным трамваем вдруг составил вместо 1,5-2 мин. в час пик, аж 12 мин., при движении к центру, причем еще около Восточного депо. На остановках собрались внушительные тусовки пассажиров, естественно первый, второй и третий составы бедных КТМ-ов превратились в мини-Бастилии на колесах. Когда караван из 10-ка поездов достиг Детского Сквера, задержка уже была до 20 мин. Причина осталась невыясненной - водители были нервные, и временно злые.

Обращаю также внимание, что эффективность сети определяется не столько кол-вом задержек, сколько своевременностью их устранения, что зависит как от самого хозяйства, так и от города. Пожалуй за исключением лишь полу-часовой задержки, эффективность устранения проблем (12-20, 15-20, 20 минут) и образовавшихся дыр в графике меня впечатлили.

В случае с троллейбусами ни одного срыва в движении или поломки ПС замечено не было.

Если совсем уже по мелочам, то удивило пренебрежение, казалось бы, заявленной системой предписания сцепок / одиночек к определенным маршрутам, что само по себе не страшно, но при этом, без учета данного фактора явочным интервалом, что уже намного хуже. В Краснодаре, вроде, считается, что по маршрутам 2,3,4,5,6,7,8,21 восновном ходят парники. Безукоризненно в парном исполнении удержалась только 5-ка, на остальных маршрутах были замечены одиночки. Причём, одиночки на 2,4 и 8 просто поразили. По маршуртам 9,10,11 и 20 ожидались, и были предоставлены только одиночки, с одним удивившим исключением в виде одинокой сцепки по 20-ке. Явления все эти были единичные, но неприятные. Вопрос к краснодарцам - было ли такое всегда, или это новшество типа веяния времени, и признак сокращения сети, как,скажем, было в этом году в удивившем меня на этот раз Ульяновске? Такое впечатление, что краснодарские транспортники считают, что и так все интенсивно ходит - как-нибудь, да уедут. В полный накаут меня отправило следующее наблюдение. Единственный Краснодарский двудверный вагон Татра Т-3 номер 082, по поступившей ко мне заранее информации, обычно кукует подкидышем по разным "Татровским" маршрутам Западного депо. В воскресенье я упустил этот вагон на закономерном 11-м. Но каково же было мое удивление, когда в понедельник, в рабочий день, после целенаправленной охоты за этим вагоном, он вдруг вылупился на... загруженном 21-м маршруте среди поголовных сцепок! Добавлю, что ещё одно наблюдение, возможно обернётся очком в пользу ГЭТ. Самый старый вагон Т-3 за номером 001 (1980) был замечен в воскресенье в одиночном исполнении на маршруте 7. В понедельник, в рабочий день, он уже по той же 7-ке тащил по Ставропольской хвост. Если бы это не был вагон 001, скорее всего и не заметил бы. Т.о., если мне подтвердят, что Краснодарский ГЭТ практикует сцепку / расцепку вагонов в зависимости от выходнистости дня - то снимаю шляпу перед чуть ли не единственной сетью России, которая этим занимается. Хотя - вряд ли, скорее всего хвост просто ремонтировали - т.к. в остальном схематика предписания одиночек в будний день никуда не годится.

Аналогичная история со сцепками ЗИУ-9 на 9-м маршруте тролля. Сцепок, естественно, меньше требуемого на данном маршруте ПС, что уже несколько странно на мой избалованный западный взгляд - типа, зачем тогда сцепки? Но, при этом, адекватной выдержки интервала перед сцепками выявлено не было. К тому же, они все почему-то как-то скучковались в группу последовательных ездок, оставив оставшиеся одиночки на 80% прочего оборота маршрута. Так же, при видимой преписке всех гармоней к 14-му маршруту, одна, 216-я, неожиданно проявилась на 13-м.

И последняя брюзгля (а потом сразу опять начну нахваливать). Судя по всему, троллейбусов в Краснодаре сурово не хватает. При всей четкости работы, и при явной элитности некоторых центральных маршрутов (2,4,6,9,10), интервалы на маршрутах, например, в Черёмушках оставляют желать лучшего. На 7-м маршруте, идущем на аэропорт, я, высчитав интервал, трижды с точностью до секунд предугадывал местоположение тролля для съёмки. Здорово. Но проблема в том, что интервал в час пик был что-то около 20 мин. Не менее скучная ситуация в Комсомольском микрорайоне, с маршрутами 14 и 20, на Гидростроителе с 12, 13. Совершенно непонятен смысл существования 49-го автобуса, полностью дублирующего 12-й тролль, и единственного, минус маршруточная ККашечная мелочь, портящего электротранспортную идиллию на Ставропольской. Также в числе неродивых - знаменитые Краснодарские новые линии. Ситуация напоминает Киевскую: город вводит новые линии, что прекрасно, но не может покрыть их троллями... На 1-це, на Кубанской набережной, нужно набраться большооооого терпееееения с фотоаппаратом в зубах. По суетливости у меня не получился там хороший кадр, но я нашел себя просто не в состоянии ждать следующую машину. Ветка 21-го до Краевой Клинической Больницы - отдельная песня. При наличии КС, связи с центром города почему-то нет, а там нехилый микрорайон, и трамвай - где-то за околицей. Единственний маршрут 21 идет только на другой микрорайон, к Микрохирургии Глаза (и охота краснодарцам язык ломать - мкр. Славянский = гораздо проще), и ходит на редко с плюсом. Врезультате упомянутый микрорайон связан с центром неожиданным для Краснодара стадом автобусов. Просто убило существование 31-го автобусного маршрута, ПОЛНОСТЬЮ идущего под троллейбусной КС от Боьницы до самого центра и Вокзала. Хотя все равно - движение тролля по односторонней улице 1-го Мая в лоб прочему транспорту - это крутА, конечно.. Также на удивление Краснодар предпочетает свои новые машины на всякий случай ПРЯТАТЬ. По нумерационной наводке специально вёлся отстрел 13-ти (на тот момент) новых машин, что, вроде, не иголка, но при последовательном прочёсе основных артерий, упорно попадались только "полуволгоградские" (догадка: корпус энгельсовский, оборудование - волгоградское =?) 222 и 224.

Зато был отстрелен один из двух 30-ти летних вагонов 323 (1973, на бумаге 1984) (другой такой же - 395). Ничего он не стоял в ожидании ремонта, а очень даже ездил по маршруту, встречающему гостей города Краснодара - по 7-ке. :-)~ Причём с мордой, как обёрточная фольга. На Фадеева, прямо на мосту через Краснодарский автобан М-4, водило прирулило к обочине и потребовало фотографических сатисфакций (кадр 2310). Узнав за рулём чего он сидит, казак ваще офифел. Информация была подана в открытую переднюю дверь достаточно громко. Пассажиры явно повеселели, и стали загадывать желание, типа "доедем- недоедем". :-)~~~

Чувствую, что становлюсь жертвой известного стереотипа: когда все хорошо, то и сказать-то нечего. И из-за парочки заноз можно брюзжать до позеленения. Надеюсь, мои комментарии к фотографиям, равно как и сами фотографии, восполнят образовавшийся вакуум.

На самом деле, не счесть тех больших и маленьких моментов, включая массу удачных кадров, когда участие в повседневностях Краснодарской сети проступает истинным бальзамом на душу любому любителю ГЭТов. Оцениваю работу сети на 5, разве что без плюса, что уже больше чем очень много на современном Российском фоне.

Краснодар, дамы и госопода - настоятельно рекомендую...

----

Голопом по Кубаням (источник: LRTA и Олег Бодня):

Трамвай.

Открыт 23.12.1900
55,2 км
2 действующих депо - Заподное (Татры), Восточное (КТМы)

ПС:
289 вагонов
1 истрический вагон Э-1 "Х"

Татра Т-3
маршруты 2,3,6,7,11,21
001 -> 159 (-021,076) (1980-1986)
вкл. 107 -> 134 из Грозного (с 1986) (отсняты 108,111,132)
082 - не родная 2-дверка (бывш. Екатеринбург) (отснята)

КТМ-5
маршруты 4,5,8,9,10,20
300 -> 352 (-304) (1987-1990)
вкл:
335-346 бывш. Мозырь (не пойманы)
347-350,352 (1978-1981) бывш. Рязань (отсняты 347,350)
351,491(?),495(?) бывш. Ростов (не пойманы)

...а также:
500 -> 525 (-506,518-521),539,546,550,552-555,557 (1979)
559 -> 599 (1986,1987)

КТМ-8
226 -> 236 (1994)
Все(!?) на маршруте 20 (Уай?)


Троллейбус.

Открыт 28.7.1950
66,8 км (длина сети недавно увеличилась)
Депо: 2

ПС:
215 машин (?)

ЗИУ-9, в т.ч. в виде а-ля ЗИУ-9 (682+ всякие там "Гэ")
Самые старые: 323 и 395 (1973, по букам 1984 и 1990) (отстрелян 323)
Самые новые: 051,059,063,137-139,220-226 (отстреляны 222,224)
От 11.2003 добавились: 140,228,229
Сцепки:
079+080,093+094,106+107,114+115,116+117 (все отстреляны)
ЗИУ-10 в виде 683: 212
ЗИУ-10 в виде 6205: 213-219 (парочка настреляна)


Новые линии ГЭТа в Краснодаре:

1999 г. - Трамвайная линия по Садовой ул. и Крайней ул., через путепровод, соединившая ветки на З-д РИП и ПО Радуга параллельной связью с центром, маршруты 3,20,21;

10.2001 - Троллейбусная ветка на Комсомольский мкрн. по Сормовской, до ул. 1-го Мая, маршрут 20;

???? - Троллейбусная линия по Колхозной ул., ул. 40 Летия Победы, ул. 1-го Мая до Краевой Клинической Больницы, маршрут 21;

05.2002 - Оборотное троллейбусное кольцо у Сенного Базара (восстановлено), маршрут 5;

09.2002 - Линия троллейбуса по Кубанской наб. и ул. Тургенева на мкрн. Фестивальный, маршрут 1;

27/28.09.2003 - Линия троллейбуса от Кубанской наб. по Скорняжной ул. (обратно: Кожевенная ул.), Минской ул., пр. Чекистов, до мкрна Юбилейный, маршрут 8, пущен после моего визита.

Cм. часть 2.


Тема Автор Дата
  КРАСНОДАР: лучшая сеть ГЭТ России? Подробный фотоотчёт. Часть 1: вступление. (+) Юрий, МТА-LRTA Нью-Йорк 16.12.2003 06:40
  Часть 2: трамвайные линии центра города. (+) Юрий, МТА-LRTA Нью-Йорк 16.12.2003 06:52
  Часть 3: трамвайные линии по Коммунаров, к ст. Краснодар-II, на ПО "Радуга". (+) Юрий, МТА-LRTA Нью-Йорк 16.12.2003 07:02
  Часть 4: трамвайная линия на мкрны Славянский и Юбилейный. (+) Юрий, МТА-LRTA Нью-Йорк 16.12.2003 07:14
  Часть 5: трам линии на Черёмушки, Комсомольский, интерурбан на Пашковский. (+) Юрий, МТА-LRTA Нью-Йорк 16.12.2003 07:31
  Часть 6: троллейбусные линии центра города. (+) Юрий, МТА-LRTA Нью-Йорк 16.12.2003 07:46
  Часть 7: тб линии по Красной, мкрны Фестивальный, Юбилейный, Плодородный. (+) Юрий, МТА-LRTA Нью-Йорк 16.12.2003 07:58
  Часть 8: тб линии на Черёмушки, Комсомольский, Аэропорт. (+) Юрий, МТА-LRTA Нью-Йорк 16.12.2003 08:04
  Комментарии Лученецкий Ярослав 16.12.2003 12:26
  Re: Комментарии Ол К 16.12.2003 16:08
  КРАСНОДАР: хорошая сеть ГЭТ России. Комментарии. Олег Бодня 16.12.2003 18:59
  Комментарии, часть вторая. Олег Бодня 16.12.2003 21:09
  Комментарии, часть третья. Олег Бодня 16.12.2003 21:18
  Re: Комментарии, часть третья. Ол К 17.12.2003 12:02
  Про № 1 и № 11 Руслан 19.12.2003 13:57
  Re: Про № 1 и № 11 Олег Бодня 19.12.2003 19:45
  Re: Про № 1 и № 11 Руслан 27.12.2003 17:58
  Re: КРАСНОДАР: хорошая сеть ГЭТ России. Комментарии. Руслан 21.12.2003 18:01
  Парники по трамвайным маршрутам 9, 10, 20. (+) Юрий, MTA-LRTA Нью-Йорк 21.12.2003 18:12
  Людей возить :-))) Олег Бодня 21.12.2003 18:20
  Схемы Краснодара с автобусными маршрутами Олег Бодня 21.12.2003 18:39
  Троллейбус 323 Пилецкий Павел 18.12.2003 15:18
  Re: Троллейбус 323 - ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ И ВАЖНЫЙ ВОПРОС!!! - что такое троллейбус? Лученецкий Ярослав 18.12.2003 16:00
  Re: Троллейбус 323 Олег Бодня 18.12.2003 16:25
  Re: Троллейбус 323 и 235 vic938 19.12.2003 00:06
  Re: Троллейбус 323 и 235 Герман781 19.12.2003 01:13
  Re: Троллейбус 323 и 235 vic938 19.12.2003 18:50
  Комментарии к комментариям. (+) Юрий, MTA-LRTA Нью-Йорк 21.12.2003 20:35
  Комментарии в кубе Олег Бодня 22.12.2003 00:13
  Довесочек. (+) Юрий, MTA-LRTA Нью-Йорк 22.12.2003 03:17
  Re: Довесочек. (+) Олег Бодня 22.12.2003 17:28
  Re: Комментарии в кубе Руслан 06.01.2004 14:12

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта
Phorum: speed & power