В моей забитой различными неотложными делами жизни из-за технических проблем на одном всем известном сервисе (называть не буду, а то посчитают антирекламой :-)) наступил небольшой просвет, который я решил заполнить подготовкой мини-рассказа о моей прошломесячной поездке в Женеву, совмещённой с кратким визитом в Лозанну. Основной целью поездки было участие в качестве журналиста в конгрессе МСОТ и сопутствующей ему выставке. Об экспонатах выставки я всё-таки надеюсь когда-нибудь поведать с помощью фотографий на всем известным сайтах, а пока, как я уже обещал, краткий рассказ о транспортных системах двух вышеупомянутых швейцарских городов. Естественно, тоже с фотографиями.
Женева
В первых строках описания Женевы, наверное, стоит сделать небольшое отступление и сказать, что вообще в европейских и американских крупных городах 3 вида наземного транспорта, как у нас, встречаются крайне редко. Обычно, даже если в городе когда-то существовали трамвай, троллейбус и автобус, то со временем от одного или даже двух видов электротранспорта отказывались в пользу автобусов и личного автотранспорта, а в ходе "ренессанса" восстанавливали только один из них, обычно - трамвай. Женева, как и многие другие швейцарские города, составляют в этом плане приятное исключение. В городе смогли сохранить довольно протяжённую сеть троллейбусных маршрутов (7 шт.). Сейчас троллейбусы курсируют по основным городским направлениям, причём на женевских линиях работают исключительно сочленённые машины. Ещё несколько автобусных маршрутов имеют большой пассажиропоток и прямо просятся на "обтроллейбусивание", но похоже, что это дело не ближайшего времени. Трамваям повезло меньше - их сеть маршрутов во второй половине XX века почти полностью уничтожили, но сейчас снова начали активно развивать. На момент моего посещения в Женеве работало 4 трамвайных маршрута и есть планы по дальнейшему развитию сети.
Одна из транспортных "изюминок" Женевы - 3-секционные троллейбусы, которые производит швейцарская же фирма Hess. Работают они исключительно на 10-м маршруте, следующем от аэропорта на северо-западе города до центральной конечной Rive. Изредка на 10-м маршруте появляется и обычная для Женевы двухсекционка (тоже новая Hess). Видимо, это происходит, когда 3-секционников для выпуска на линию не хватает. Я как раз жил в отеле рядом с аэропортом, поэтому изучил этот маршрут и его ПС довольно хорошо. По динамике 3-секционные машины ничем не отличаются от обычных "баянов" (наверное, не нужно говорить, что в Женеве идеальная КС и все стрелки и пересечения проходятся на "автобусной" скорости - это как само собой разумеющееся дело). Поворотная ось - передняя, подруливание осуществляется с помощью гидравлических механизмов, встроенных в узлы сочленения. В общем, это отличные троллейбусы - удобные и вместительные. Нам бы такие!
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132030.jpg
На фото изображён уникальный момент - два 3-секционника, следующие друг навстречу другу. Задний план - типичный для Женевы, окружённой высокими возвышенностями - кстати, уже относящимися к территории Франции.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132579.jpg
Ну а на остальных троллейбусных линиях работают 2-секционные машины Hess, а также Saurer/Hess и NAW более ранних выпусков. При этом Saurer/Hess - 1982-1983 годов, но находятся в идеальном состоянии (а у нас машины 2000-х годов уже списываются). Все троллейбусы 1982-1993 г.в. ходят в старых бело-оранжевых и бело-сине-оранжевых ливреях, что косвенно свидетельствует о том, что есть планы их в ближайшее время заменить новыми машинами. Надо полагать,
вот такими.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132380.jpg
Женевские трамваи - узкоколейные (1000 мм), но, в отличие от того же Пятигорска, узкая колея не оказывает никакого влияния на их скоростные характеристики. На линии работают три типа вагонов. Первый - односторонние вагоны Duewag-Vevey выпуска второй половины 1980-х годов в двух- и трёхсекционном исполнении. Они работают попарно, в составе СМЕ, то есть, по сути получается длиннющая 5-секционная громадина. При этом они изначально низкопольные (напомню: вторая половина 1980-х!!!), с поворотными ступеньками на входе (в более новом ПС - выдвижные мини-пандусы). На фото - состав Duewag-Vevey на линии в очень симпатичном городке Каруж, который сейчас де-факто является частью Женевы, а де-юре обладает определённой независимостью, как и все остальные части Женевы, ранее бывшие отдельными населёнными пунктами. Линия 12-го маршрута - чуть ли не единственная, которая осталась в Женеве после "трамвайного погрома". С другой стороны маршрут доходит до конечной станции Mollesulaz, которая находится на границе с Францией. Граница эта, кстати, по сути аналогична границе Краснодарского края и Адыгеи - есть таможенный пункт, но он практически не используется. Небольшое лирическое отступление: в один из дней я поехал посмотреть канатную дорогу в окрестностях Женевы (за конечной 8-го автобуса). Эта канатка (фото будут позже) оказалась... на территории Франции. О том, что я оказался в другом государстве, я понял, когда жёлтые пешеходные "зебры" сменились на белые. Вот такие в шенгенской зоне сейчас границы :-)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132285.jpg
Но вернёмся к нашим - точнее, женевским - трамваям. Относительно новый женевский трамвайный ПС - это вагоны Bombardier 3000 Flexity Outlook C. Таких трамваев в городе 39, и ходят они по всем маршрутам (12, 14, 15, 18). Бесшумные, полностью низкопольные и при этом двухсторонние (конечные 14 и 18 маршрутов - тупиковые). Кстати, на фото одна из них - у знаменитого центра ядерных исследований CERN, здание которого видно на заднем плане. Андронный коллайдер, если не ошибаюсь, располагается где-то дальше (за спиной фотографа) и чуток ниже :-)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132597.jpg
Самые новые трамваи Женевы - Stadler Tango. Пока этих 44-метровых грациозных вагончиков 19, в будущем их число увеличится до 32 + возможен опцион ещё на 24 вагона. Они не заменяют собой трамваи 1980-х г.в., а скорее предназначены для дальнейшего расширения маршрутной сети. Что интересно, они не полностью низкопольные - по центру состава есть "эверест", под которым находится поворотная моторная тележка. Видимо, практичные швейцарцы посчитали, что такая "горка" в салоне лучше, чем повышенный износ путей и недостаточная тяга - спутники 100%-ных низкопольников повышенной длины. Вагоны "Танго" не просто тихие, они безумно тихие внутри. Во время движения можно говорить чуть ли не шёпотом.
Кстати, чуть не забыл упомянуть следующий факт: в вагонах Bombardier есть внутрисалонные двери, которые, по-видимому, запираются в вечерние часы и уменьшают "рабочую" часть салона - видимо, во избежание его "разукрашивания" вандалами (следы таковых в вагонах, между прочим, отсутствуют).
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132388.jpg
В Женеве есть ассоциация
AGMT, поддерживающая восстановление музейных трамваев и организующая их работу на линиях - регулярную по воскресеньям + заказные поездки. К сожалению, в воскресенье я только прилетел в Женеву, полдня работал и про это всё дело банально не знал. Но мне повезло застать один из музейных вагонов на заказном выезде, причём на фоне безумно фотогеничных старых кварталов Каружа. Это, кстати, трамвай не из основной музейной коллекции, а стоящий особняком "Голубой вагон".
Вот тут можно прочитать информацию о нём.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132384.jpg
Основа автобусного парка города - сочленённые Mercedes-Benz Citaro. Они ходят на большинстве городских маршрутов. Кроме них есть ещё "одноимённые" одинарки, а также автобусы MAN и Volvo предыдущих поколений, но их относительно немного. Также как и 3-секционных "Ван Хулов" (аналогов троллейбусов Hess lighTram) - они работают на "дальнобойном" маршруте E (в Женеве автобусные маршруты, выходящие за пределы города, нумеруются латинскими буквами). Большинство подижного состава TPG (так именуется местный организатор перевозок) оборудовано современными системами информирования пассажиров, которые (применительно к одинаркам и 2-секционным "баянам") включают в себя 4 наружных светодиодных табло - переднее с номером маршрута (на цветном фоне для удобного восприятия издалека) и конечной остановкой, аналогичное боковое, а также заднее и с тыльной стороны (!), оба только с номерами маршрута. В салонах же на специальных потолочных призмах установлены двойные мониторы. На правом крутят рекламу, на левом же отображается номер маршрута, его конечная остановка и трасса движения - следующие 4 остановки с указанием маршрутов, на которые можно на них пересесть. Выглядит это почти также, как
в Дрездене.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132394.jpg
Разрыв шаблона - "маршрутка" в Женеве! :-))) В городе есть несколько подвозящих маршрутов, следующих по извилистым центральным улочкам. На них ходят вот такие вот "микрики". Ну, по крайней мере, на 36-м маршруте, который мне несколько раз попадался. Судя по расписанию движения, на фото изображён весь ПС, задействованный на этом супермаршруте :-)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132606.jpg
Вот ещё один разрыв шаблона - экскурсионный автобус, прикидывающийся трамваем :-) То, что это стилизация под трамвай, я понял буквально на днях, обрабатывая файл для публикации. А что, симпатичный вышел драндулет. Кстати, заснял я его не в центре, а в районе Дворца Наций - основного здания ООН, до которого недавно пустили новый 15-й трамвайный маршрут.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132333.jpg
Близкое расположение государственной границы определяет некий колорит транспортной системы. На фото - автобус 61-го маршрута, обслуживаемый французской компанией TAC. Он соединяет Женеву с городком Annemasse и следует в обоих случаях до местных ж/д вокзалов. Конечно, это не
международный маршрут №2B, но тоже, по-моему, неплохо.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132367.jpg
Весьма впечатляющее зрелище - совмещённое трамвайно-автобусно-троллейбусное (!!!) двухуровневое (!!!) депо на юге города. К сожалению, хорошее фото этого объекта сделать не получилось - было уже темно, да и удобного ракурса было не найти, но внимательнный зритель сможет и из этого снимка выжать максимум интересной информации. Поясню только, что все 3 транспортных средства на первом уровне следуют в депо. Разными путями. А на втором все спят :-)
Лозанна
Лозанна - небольшой курортный швейцарский городок размером с наш Армавир (по численности населения; точнее, Армавир даже лучше сравнивать с Женевой), имеющий весьма интересную транспортную систему. Главная достопримечательность Лозанны - это троллейбусные поезда, в которых вторым вагоном выступает прицеп. Тягачи и прицепы бывают разных моделей. Для неискушённого зрителя они все вначале выглядят одинаково, но потом начинают бросаться в глаза отличия. Основных моделей тягачей на данный момент две, прицепов - три. При этом они, также как и наши троллейбусные поезда, представляют собой "исчезающий вид" - их сейчас заменяют на новые сочленёнки производства швейцарской фирмы Hess, хотя могли бы у неё же заказать и новые поезда аналогичной компоновки.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132512.jpg
"Открыточный" вид - здесь вам и троллейбусный поезд, и вид на центр города. Поезд идёт по громаднейшему мосту Grand-Pont, позволяющему сделать массу уникальных по компоновке фотографий транспортных средств, которые буквально потоком идут по нему и под ним. Потому что это уже тоже центр города.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132441.jpg
Город каскадом спускается вниз, к Женевскому озеру. И поезда тоже спускаются вниз и останавливаются на остановках с довольно крутым уклоном. Никто по этому поводу даже не пытается комплексовать - прицеп имеет хорошую систему пневмо- и электроторможения. Приятной поездки!
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132418.jpg
Новые "баяны" Hess с хитрющими мордами объезжают один из двух парных фонтанов на местной привокзальной площади. На фото слева видна новая скоростная стрелка. В Лозанне остались ещё старые элементы КС (см. пересечку в центре и криводержатель справа), но отличий в режимах движения по ним не замечено - хоть и старые, но тоже скоростные. По сравнению с нашими динозаврами на растяжках.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132472.jpg
Автобусы в Лозанне - преимущественно марок Van Hool и Solaris. Этот снимок удалось сделать отнюдь не с первой попытки, но, думаю, он того стоил. Люблю многоплановые фотографии.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132508.jpg
Ну и ещё одно фото с виадуком, ещё один нестандартный ракурс. Польский "Солярис" - с обязательной зелёной таксой, талисманом фирмы. Кстати, на части местных автобусов (возможно, и не только их) бортовой крупно нанесён ещё и на крыше транспортного средства (на "Солярисе" этого нет). Аналогичную практику видел в питерском аэропорту "Пулково".
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132545.jpg
Бывает, что автобусы ломаются... Аккуратная техничка в фирменной раскраске - это вам не краснодарские "Уралы" и "Камазы" и не питерские обрубленные "Икарусы"... Обратите внимание на маршрут. В Лозанне этот маршрут (и некоторые другие) обслуживается как троллейбусами, так и автобусами. Собственно говоря, в "Европах" троллейбус зачастую воспринимается как некая разновидность автобуса, а не как отдельный вид транспорта. В справочных буклетах, путеводителях и т.п. часто вообще просто пишут - bus, bus route без уточнения, что этот bus может быть с "рогами", а на всём протяжении bus route могут на высоте второго этажа висеть какие-то непонятные штуки. Естественно, маршрутная нумерация везде сквозная, нет отдельных повторяющихся диапазонов для разных видов транспорта, как у нас.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132531.jpg
Ну и напоследок - о лозанском метро. Да, Лозанна, город со 140-тысячным населением, имеет в дополнение к автобусам и троллейбусам аж две ветки метро. Точнее, "полуметро". Линия M1 (на фото) больше напоминает помесь трамвая и электрички с парой тоннелей в центральной части. По линии ходят составы из двух сочленённых высокопольных вагонов, сама линия преимущественно наземная, с высокими платформами на станциях. При этом в основном она идёт по улицам параллельно с автодорогами, но на всех пересечениях (в т.ч. с пешеходными дорожками) установлена автоматическая сигнализация со светофорами и шлагбаумами. За счёт этого поезда движутся быстро и стоят недолго только на станциях-разъездах (линия преимуществено однопутная). В общем, в нашем понимании это не метро, а какой-то "продвинутый" вид ЛРТ.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/132430.jpg
Не менее уникальна линия M2. Это полностью автоматическое метро - без машинистов в вагонах, со станциями типа "горизонтальный лифт" (закрытого типа, с автоматическими дверьми, открывающимися после остановки поезда). Аналогично устроена одна из новых линий метро в Париже. Там даже подвижной состав тот же - сочленённые вагоны Alstom на комбинированном шинно-рельсовом ходу. Лозанская линия идёт по поперечной (север - юг) оси города, сверху вниз и построена частично на месте бывшего подземного фуникулёра. Почти вся линия проведена в туннелях, участки преимущественно двухпутные, но есть и однопутный (как раз в туннеле бывшего фуникулёра). Самое сильное впечатление - когда в одном из тоннелей попался навстречу вагон, выезжающий с третьего пути (вероятно, подача из депо). Абсолютно пустой вагон, сам выезжающий на линию, выглядел очень необычно.
Вот такой вкратце рассказ. Постараюсь поскорее найти время на подготовку второй партии снимков, чтобы выложить их все вместе в "Отделе кадров". Если у кого-то есть вопросы - буду рад на них ответить.
Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 21.06.2013 01:37 (Олег Бодня).