Обещанное фото "метровагона" -
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/134776.jpg :-)
Да, фактически это обычный трамвай, но трамвайная система
бельгийского Шарлеруа имеет довольно протяжённые подземные и скоростные участки, отчего она официально называется метрополитеном (Metro de Charleroi), а маршруты имеют номера M1-M4, что тоже как бы должно намекать. Стоит ещё учесть, что подземные станции этого метротрамвая оформлены по всем стандартам метро, так что впечатления весьма двойственные. К сожалению, сами станции я не снимал - времени было мало, да и штатив я не взял (точнее, взял, но оставил в камере хранения вокзала).
Кстати, на фото - новая линия, проходящая в отдалённый северный район Gosselies и идущая по совмещёнке. Именно она "обламывает весь метрошный кайф", т.к. остальные участки системы - либо подземные (преимущественно в центре), либо эстакадные, либо наземные скоростные, больше напоминающие железную дорогу (вплоть до сплошного забора между линией и прилегающей территорией). Лукойловских заправок в Европе вообще навалом. Я удивлялся и хихикал, когда в 2009 году мы с однокурсником были в Польше и Чехии и заметили сей забавный факт, потом привык :-)
Ещё в Шарлеруа поразила протяжённая трамвайная линия до городка Андерлю, которая проходит мимо полузаброшенного металлургического комбината офигительных размеров, напомнившего мне череповецкую "Северсталь". Остановок в этой промзоне практически нет, про то, что у меня времени было в обрез, я уже говорил, так что, увы, проиллюстрировать увиденное не могу. Зато советую посмотреть
вот этот снимок. В городке весьма оригинальная конфигурация трамвайных линий: та, что проходит вдоль автомобильного шоссе, отключена от сети. Все вагоны маршрутов M1 и M2 идут по линии, которая петляет по городку и собирает народ, едущий в Шарлеруа. Те же, кому удобнее садиться на шоссе, могут воспользоваться автобусами. Но на трамвае благодаря прямой трассе на остальном участке (по тоннелям и эстакадам), думаю, всё равно будет быстрее.
В Европе меры безопасности намного менее строгие
и менее идиотские, чем у нас. Поэтому я смог без каких-либо для себя последствий заглянуть в оба депо Шарлеруа (традиционно совмещённых - трамвайно-автобусных) и сделать несколько снимков. Сильно наглеть не стал, чтобы не вызвать закономерные вопросы и, опять же, не опоздать на поезд до Брюсселя.
Кстати, о Брюсселе.
На странице со снимками из этого города тоже небольшое обновление.
Ну и город
Гент, с которого, по-хорошему, надо было начать моё повествование. Во-первых, он идёт раньше по алфавиту ;-р Во-вторых, я в нём был раньше, чем в Шарлеруа. Довольно компактный город с очень красивой архитектурой, местами похожий на Брюгге, который находится от него сравнительно недалеко. Трамвайная "изюминка" Гента -
бельгийские 4-осные PCC. Миниатюрные симпатичные вагончики 2-сторонней компоновки. Существуют в обычном и модернизированном вариантах, обычные имеют двухзначные номера, модернизированные - четырёхзначные. Почему-то они мне очень понравились - то ли из-за своей миниатюрности, то ли из-за родственности с нашими вагонами. Ездят они, естественно, очень быстро и очень тихо.
Другой оригинальной особенностью города является весьма необычная маршрутная сеть - схему см., например,
тут. 4-й маршрут опоясывает почти весь город, более логично (с юга на север) идёт 1-ка, 21 и 22 - маршруты-подвозки, 24 тоже нехило изогнут. При этом в Генте есть
конечная Moscou - названная в честь района, бывшего 200 лет назад деревушкой, в которой останавливались российские войска во время Отечественной войны 1812 года. Конечная тупиковая, конфигурация путей - "ласточкин хвост" благодаря
вот таким оригинальным рельсовым пересечениям для движения в четырёх (!) направлениях. На втором фото, кстати, самый что ни на есть центр города.
А ещё в Генте 20 лет работал 3-й троллейбусный маршрут, но не так давно его заменили автобусом - невыгодно содержать в 200-тысячном городе 3 вида транспорта, издержки большие. В Генте также есть
линии "в никуда". Убирать их, как мы видим, не спешат. Почему так сложилось - не вникал.
Во время пребывания в Генте удалось заснять дикий сбой в графике, вызвавший скопление не менее десятка вагонов на привокзальной площади и дальнейшее их оперативное распихивание по маршруту с помощью съездов на встречные пути. Выглядел этот "трамвайный парад" примерно
так.
Или так. Полную картину из-за трамвайного кольца, забитого чуть ли не тысячей велосипедов, заснять было трудновато, да и пока я возился с подбором ракурса, "пробка" начала рассасываться. Причиной сбоя стал приезд в город бельгийского короля. Что характерно.
Ну и ещё одно забавное впечатление. Когда я после первого трудового дня на выставке подъезжал на электричке к Брюгге, я увидел... трамвай, который, в общем-то, в Брюгге как бы и не ходит. Когда я отошёл от первого шока, вышел из электрички и залез на крышу торгового центра, совмещённого с вокзалом (не подумайте ничего плохого - на крыше размещена автомобильная парковка), выяснилось, что непосредственно рядом с местным автопарком (или депо?) есть участок с двумя трамвайными путями без КС, на одном из которых стоял вагон Bombardier T4000 в брюссельской окраске. Как позже выяснилось, рядом с автопарком (которого ещё недавно не было - на спутниковых картах он отсутствует) находится завод Bombardier по сборке рельсового транспорта, бывший ранее самостоятельным бельгийским предприятием.
Вот такой вот трамвай в кустах...
Напоследок, думаю, нужно сказать спасибо моему знакомому Косте Жукову за предоставление фотоаппарата для съёмки (мой основной был в ремонте, да и сейчас снова тоже).