В столице Германии я был в сентябре 2014 года. Прошло уже довольно много времени, но пару слов о системе ОТ Берлина, думаю, всё-таки стоит рассказать, чтобы проиллюстрировать скупой набор фотографий, который скоро появится на сайте. Обычно всё наоборот, снимки иллюстрируют текст, но мы, как всегда, пойдём оригинальным путём :-)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142919.jpg
Оператором берлинского ОТ (автобусы, метро) является компания BVG. Её транспортные средства выделяются из потока транспорта ярко-жёлтой раскраской. Автобусы есть как обычные 12-метровые (MB Citaro), так и сочленённые (старые MAN, новые Solaris Urbino, недавно на испытания поступила Scania Citywide). Отдельная "изюминка" Берлина - двухэтажные автобусы. Новые трёхосные MAN Lion's City работают на основных городских маршрутах, в том числе "визитных карточках" с номерами 100 и 200. Более старые двухэтажники вовсю используются сразу несколькими турфирмами в качестве экскурсионных. Так что Берлин был и остаётся городом двухэтажных автобусов.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142922.jpg
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142923.jpg
Вполне естественно и понятно, что педантичные немцы давно уже изобрели удобную и функциональную систему транспортной навигации. Нам бы брать с них пример, используя лучшие образцы, но, похоже, нужно пройти этот путь с нуля, набить все шишки, чтобы в итоге выйти гордыми победителями в сражении, которое, собственно говоря, никому и не нужно.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142939.jpg
Берлинский метрополитен - уникальная транспортная система. Есть в ней как подземные, так и наземные и надземные участки, узкопрофильные (U1-U4, ширина ПС - 2,3 м) и широкопрофильные (U5-U9, ширина ПС - 2,65 м) линии. Временная короткая линия U55 в центре города должна скоро стать частью продолжения линии U5. Многие станции, построенные в первой половине XX века, выделяются уникальной архитектурой. Особенно необычно смотрятся станции U-Banh и S-Banh в стиле "промышленного модерна" на надземных линиях. На фото - станция "Klosterstraße" с изображениями моделей вагонов метро, трамваев и автобусов, работавших в столице Германии. История немецкой техники - на путевых стенах станции метро! Кстати, станция раньше была трёхпутной (обратите внимание на пол!). В торце станции установлен, гм, кусок старого вагона метро (немного виден на фото).
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142955.jpg
Основным ПС берлинского трамвая являются новые Bombardier Flexity Berlin нескольких модификаций, отличающихся по компоновке (5 или 7 секций) и техническому исполнению (внешне одинаковые). Также часто встречаются 3-секционники GT6N производства AEG и Adtranz (тоже внешне одинаковые), которые сейчас проходят модернизацию с установкой оборудования Cegelec (новое обозначение модели - GT6U).
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142957.jpg
А этот вагон подкрадывается тихо и незаметно :-) Главное - от удивления не выронить фотоаппарат и успеть сделать несколько уникальных снимков :-)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142965.jpg
Уходящая, но ещё регулярно встречающаяся "классика" - составы из 2-секционных модернизированных "Татр" KT4DM. Работают на основных маршрутах города (так как весьма вместительны), но постепенно выводятся из эксплуатации. Кстати, несколько берлинских KT4DM продано в Новосибирск и Ижевск.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142987.jpg
Три вида городского ОТ в одном кадре - автобус, трамвай и S-Bahn (городская электричка).
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/142999.jpg
Стоянка разномастных экскурсионных автобусов. Можно подойти их потрогать, отснять во всех позах. Надеюсь, когда-нибудь дойдут руки до публикации соответствующих фотографий на "Фотобусе".
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/143037.jpg
Люблю я вот такие конструкции :-) Они вызывают сложный комплекс чувств, состоящий из недоумения и уважения. Недоумения в том плане, что неужто нельзя это было решить как-то проще. Уважения - потому что сделали не проще и дешевле, а удобнее.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/143059.jpg
Наземная электричка S-Banh - отдельный городской вид транспорта в Берлине. Насколько я понял, организационно не относится к BVG или DeutcheBahn, использует свои пути, параллельно которым могут быть проложены обычные ж/д линии. А вместе и не получится, так как поезда S-Banh довольно широкие (шире поездов U-Banh) и при этом получают питание, как и вагоны метро, от третьего рельса. Линии S-Bahn в основном наземные и надземные, но есть и подземные участки. Забавно, что в Берлине, если я всё правильно помню, есть пересадочный узел, где станция S-Bahn расположена под землёй, а станция U-Bahn - на поверхности или эстакаде.
Отдельно стоит отметить бесшумность... нет, БЕСШУМНОСТЬ берлинского рельсового ОТ. Поезда S-Banh, метровагоны и трамваи буквально плывут по рельсам, при этом первые и вторые - зачастую на очень приличной скорости. На наземных линиях между рельсами и по бокам от них стоят маты из какого-то интересного материала, которые, похоже, убирают лишний шум. Впечатление просто потрясающее.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/143064.jpg
Поезд-челнок (привет питерскому "размыву" и московской линии 8А!) на новой линии-"огрызке" U55. Станция "Бранденбургские ворота" посвящена воссоединению Берлина. При спуске на станцию цитата Горбачёва "Опасности подстерегают тех, кто не реагирует на требования жизни" (06.10.1989 г.) приведена на русском языке.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/143100.jpg
Разделение Берлина на части привело к разделению и сокращению рельсовых систем города. В западной части Берлина были уничтожены все трамвайные линии, S-Banh, как и трамвай, стал основой транспортной сети Восточного Берлина, в Западном Берлине эту роль выполнял метрополитен. После воссоединения города были восстановлены разрушенные транспортные связи (только S-Bahn и U-Bahn), начался процесс возведения новых линий. На фото - строительство открытой в августе 2015 года трамвайной линии, проходящей мимо нового ж/д вокзала.
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/143113.jpg
А вот и сам вокзал. Любят немцы, скажем так, оригинальные технические решения. "Внутренности" вокзала поражают воображение ещё больше, чем его внешний вид. Железнодорожные линии пересекают его в двух практически перпендикулярных направлениях, проложенных в двух уровнях. Для пассажиров доступны линии S-Bahn, региональных поездов и экспрессов, междугородных и международных поездов. Плюс третьим уровнем выступает новая станция метро (вторая на линии U55). Куча различных магазинов и кафе в приятное, хоть и не слишком нужное дополнение (хотя нужное - сувениры там классные). Лифты, эскалаторы - в наличии. Естественно, никаких рамок, заборов и прочего антитеррористического бреда. Всё для людей. Кому интересны подробности, погуглите картинки и тексты по словосочетанию "Berlin Hauptbahnhof".
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/143438.jpg
Красиво, интересно? А вид с другой стороны вот такой -
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/Technikmuseum.jpg . Внушает, не правда ли?
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/143450.jpg
Тёплый ламповый салон древнего (1972 г.в.) вагончика метро. Кстати, похожие вагоны работают в монументальном метро Пхеньяна.
В общем, Берлин - крайне рекомендую!
Остальные снимки - как обычно, чуть позже.