Чуть больше месяца назад я впервые побывал в Крыму. Основная цель поездки - знакомство с системой "Крымтроллейбуса", причём время было подобрано специально: на маршрутах Симферополя уже появились новые удлинённые "Мегаполисы" модификации 5265.02 (12,3 вместо 11,6 м), а по Ялте и Алуште пока ещё ходят "Шкоды"-"девятки", выпущенные в 70-х годах и разменявшие свой четвёртый десяток. Вторых скоро спишут - им на смену уже приходят 14-е "Шкоды" с трассы и из Симферополя, а на трассе в ближайшее время появятся новые "Мегаполисы" модификации 5265.05. 5 таких машин уже прибыли в Крым, вот-вот должны начаться их испытания. Впрочем, обо всём по порядку.
Крымтроллейбус (часть 1)
Система "Крымтроллейбуса" представляет собой междугородную трассу Симферополь - Алушта - Ялта и отдельные маршрутные сети в этих трёх городах. На самом деле, конечно, совсем не отдельные - во всех случаях (кроме Ялты) междугородные маршруты проходят через города, причём в Симферополе для трассовых машин на участке от южного въезда в город (Марьино) до ж/д вокзала выделена вторая пара проводов. В районе автовокзала есть небольшой отрезок, где параллельно идут 3 троллейбусных линии - до перекрёстка, чтобы троллейбусам не приходилось лишний раз снижать скорость. Это впечатляет, также как и обгоны обычных городских машин трассовыми. Когда стоишь на остановке и мимо тебя на скорости 60 км/ч пролетает громадина с рогами - это тоже, скажем так, необычно.
Состояние контактной сети в системе - примерно на четвёрочку с длиннющим минусом или на троечку с плюсом. Есть относительно неплохие участки, а вот линия в симферопольский аэропорт подвешена безобразно, в полуразваленном виде а-ля Питер или Новороссийск. Косвенно о плохом состоянии КС говорит тот факт, что мне за 6-дневную поездку (из них 4 дня были посвящены системе "Крымтроллейбуса") как минимум 5 раз попадались случаи схода штанг. Впрочем, местные говорят, что это из-за большого износа угольных вставок. Тип подвески - смешанный, есть участки как с обычной поперечно-цепной подвеской, так и с продольно-цепной (скоростной). На городском трассовом участке (вокзал - Марьино) подвеска обычная, по 2 линии в каждую сторону, вокзал - аэропорт - скоростная, по 1 линии в каждую сторону. На трассе изначально была поперечно-цепная подвеска, на отрезке от Симферополя до Алушты на прямых участках она заменена на продольно-цепную, но только на прямых: как только идёт изгиб трассы, подвеска сразу становится обычной, троллейбусы снижают скорость и тормозят поток. Также и на перевалах. Что мешало там также установить скоростную подвеску - вопрос. На участке от Алушты до Ялты местами вообще оригинальная подвеска на фарфоровых изоляторах, то бишь ей уже более 50 лет!
Состояние подвижного состава - также среднее. "Шкоды"-"девятки" выглядят относительно неплохо, видно, что за ними ухаживают. В связи с приходом "новья" в Симферополе 9Tr отставлены от эксплуатации, также как и "малосерийники" в виде двух Skoda 15Tr и двух ЮМЗ Т2. Четырнадцатые "Шкоды", ИМХО, выглядят похуже - салоны окрашены в неприглядный серый цвет, попадаются следы граффити. Несколько машин этой модели (1-2 десятка) работает на трассе, остальные - на городских маршрутах. По Симферополю курсирует довольно много бывших трассовых "Шкод" - все они с двойными сиденьями в салоне, зафиксированной средней дверью, зачастую - с занавесками :-) Внешне симферопольские 14-е выглядят тоже не айс, не так ухоженно, как ялтинские и алуштинские 9-ки.
Наиболее часто на трассе, да и на городских маршрутах "Крымтроллейбуса", встречаются троллейбусы "Богдан". Вот это - честно скажу! - троллейбусы с большой буквы! Аккуратно собранные, с грамотно спроектированными салоном и кабиной, современной "начинкой", они мне напомнили - в первую очередь, по динамике движения и звуку работы - новые европейские машины. На салонах "Богданов", конечно, немного лежит печать нашей пофигистичной эксплуатации, снаружи местами тоже не всё в порядке (битые и криво замененные стёкла), но всё это не отменяет общего впечатления от этих поистине классных машин, которые даже при той КС, что есть в Симфе и окрестностях, умудряются курсировать практически с автобусной динамикой. В общем, рекомендую всем тем, кто считает троллейбус медлительным, неудобным и некомфортным транспортом, прокатиться на трассовом "Богдане". Впечатление незабываемое. Кстати, в том числе и с точки зрения водителя: пусть и со стороны, но видно, что на такой машине приятно работать, она послушная и удобная в управлении. В "Крымтроллейбусе" работают "Богданы" стандартной длины в обычном (Т70110) и трассовом (Т70115) исполнении, в Ялте есть укороченные городские машины (Т60111), в Симфе, помимо стандартных, эксплуатируются 2 уникальных 15-метровых 3-осника Т80110. Точнее, один эксплуатируется, а второй немножко донор.
После "Богданов" как-то не впечатляют ни новые СВАРЗ-6275 (аналоги наших, но с немного изменённым интерьером), ни абсолютная новинка - удлинённые до 12,3 м "Мегаполисы". У 6275 более-менее современный салон, но всё портят устаревшая агрегатная база и отечественная СУ - всё-таки зарубежные аналоги, установленные на "Богданах", тише и, скажем так, мелодичнее. Салон 5265.02, хоть и стал вместительным, выглядит вчерашним днём: поручни под прямым углом, жёсткий пластик - это не то, что доктор прописал. Современностью от машины не веет. У водителей большого энтузиазма по отношению к новым машинам нет, особенно после того, как один из "Сварзов" повторил судьбу нашего 193-го. Хотя кому-то они, естественно, нравятся. Особенно после "Шкод", которые, конечно, в плане эргономики и удобства пользования устарели очень сильно (не в последнюю очередь из-за эксплуатации на износ).
Из редкостей можно отметить 3 сочленённых "Киева"-12.03, опытный "Мегаполис" на автономном ходу, 3 "Авангарда", 5 БКМ 321 в Симферополе, 1 одинарный "Киев"-12.04 в Алуште. Белорусские машины, кстати, на маршрутах практически отсутствовали: за 2 дня блуждания по Симферополю БКМ 321 мне попались всего 2 раза, причём в то время, когда я не фотографировал. Подозреваю, что это был один и тот же троллейбус. Остальную редкость, в том числе несколько переданных из Питера обычных "Мег" и все киевские "гармохи", я заснял без проблем.
Маршрутная сеть в городах достаточно разветвлённая. В Симферополе после отключений электроэнергии выпуск немного уменьшен, работают только городские маршруты под номерами 4-7, 9-10 (1-3 - это маршруты Алушты и Ялты, 8 - пробел в нумерации), пригородный 21 + 1 выход (автономник 2800) на 15-й маршрут, который проложен частично по улицам без КС. Городские маршруты 11-14 не функционируют, также как и "аэроэкспресс" под номером 20. Пригородные 22-23 и раньше были "призраками" (ходили редко, по расписанию), сейчас вообще не работают. На всех "живых" маршрутах интервалы движения в теории вполне вменяемые, в реальности же машины периодически сбиваются с графика и ходят группами. Несколько раз попадал на долгие перерывы в движении определённых маршрутов, видимо, связанные с какими-то ЧП на линии. Также за 2 дня был свидетелем нескольких случаев внепланового оборота машин для обратного движения по маршруту. Диспетчеризация то ли хромает на обе ноги, то ли отсутствует в принципе. Причём это касается не только большого Симферополя, но и той же Ялты, где троллейбусы в день моего визита отправлялись с конечной станции и следовали по основным маршрутам (1, 3) с весьма неравномерными интервалами.
По трассе троллейбусы следуют от вокзала и аэропорта (через вокзал) по расписанию с общим интервалом в 15-20 минут. Неравномерность также присутствует, в том числе из-за различной динамики движения: "Богданы" по трассе шуруют явно быстрее "Шкод". Тем не менее, в единственном моём кадре с трассы с двумя междугородними троллейбусами, идущими в попутном направлении, красуются два "Богдана". Кстати, особенно интересна поездка по трассе в вечернее время. Дело в том, что, как и междугородные автобусы, троллейбусы курсируют с выключенным освещением салона. Добавляем шторки, сравнительно уютный салон... Кому-то романтика, кому-то - возможность выспаться в течение 2-3-часового рейса :-)
Оплата проезда на трассовых машинах и в большинстве симферопольских троллейбусов - водителю. Кондукторы мне попадались в "длинномерах" (12.03, Т80110), алуштинском городском маршруте №2 и, если не ошибаюсь, в ялтинских городских маршрутах (1, 3). Стоимость проезда по городу - 10 руб. Для сравнения: недавно ещё была 4 руб. 25 коп., с 2017 года будет 14 руб.), на пригороде - 20 руб., на межгороде - от 20 до 150 руб. При бескондуторной системе пассажир получает билетик, который (на городских маршрутах) нужно прокомпостировать! Компостеры - новые, самодельные, довольно страшненькие. На новом ПС они почему-то не хромированные, а выкрашенные жуткой чёрной краской.
Но пора, наверное, уже перейти к фотографиям.
Симферополь
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163550.jpg - трассовый и обычный "Богдан" на новой (перестроенной) троллейбусной станции у симферопольского аэропорта
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163556.jpg - алуштинская "Шкода" на троллейбусной станции у симферопольского вокзала
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163601.jpg - длииинный "Богдан" на фоне вокзала
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163612.jpg - весточка из прошлого (по крайней мере, для Симферополя)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164092.jpg - городской "Богдан" на фоне одной из гостиниц Симферополя
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164102.jpg - первый крымский СВАРЗ
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164110.jpg - "Мегаполис" в естественном для себя состоянии :-)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164128.jpg - "Авангард" в центре города (фермовые опоры КС на заднем плане - всё, что осталось от симферопольского трамвая)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164143.jpg - киевский "баян" оборачивается там, где не должен (укороченный рейс)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164144.jpg - ещё один городской "Богдан" (они чаще всего встречаются на линии)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164163.jpg - трассовые "Шкоды" на городских маршрутах
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164184.jpg - СВАРЗ-ТВ :-)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164205.jpg - "Мегаполис" в свободном плавании :-)
Трасса (Симферополь - Алушта)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163956.jpg - новый "Мегаполис" на пригородном участке городской сети (до Перевального)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163960.jpg - длииинный "Богдан" на живописной конечной в Перевальном (увы, против солнца, но иначе живописность не видна)
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163966.jpg - троллейбус-памятник. Год назад поставили трёхдверную "Шкоду", затем заменили её на более аутентичную двухдверную
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163974.jpg - Ангарский перевал - своеобразная середина маршрута Симферополь - Алушта. На площадке сделаны 2 кольца без стрелок - для разворотов с обоих сторон в случае непроходимости конкретных участков трассы
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163987.jpg - то самое фото с двумя междугородными "Богданами", следующими друг за другом
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/163997.jpg - каждый второй кадр с трассы - заставочный :-) Хотя яркое солнце и резкие тени не дают развернуться, в том числе в буквальном смысле
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/164002.jpg - тот самый момент, когда идёшь по трассе, слышишь сзади знакомый звук, поворачиваешься и еле успеваешь заснять пролетающий мимо троллейбус
Продолжение следует ;-)
Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 28.10.2016 11:37 (Олег Бодня).