http://www.ki-gazeta.ru/rubrics/archiv/2009/6/27/21019.html:
Беспредел на пригородном маршруте...
Как мы уже писали, изменения в краевом законе о пассажирских перевозках автомобильным транспортом приравняли маршрутный таксомотор к автобусам, то есть к транспорту общего пользования.
Это значит, что льготы, которыми пользовались отдельные категории граждан в общественном транспорте, распространяются теперь и на маршрутки. В конце мая люди приобрели льготные проездные на пригородный и городской автотранспорт в киосках МУП "КТТУ", а с начала июня в "КИ" пошли письма и звонки пенсионеров и ветеранов с жалобами, что перевозчики отказывают им в проезде по этим документам.
Мы решили провести журналистский эксперимент и в городском, и в пригородном транспорте - попробовать самим проехать на маршрутке, предъявив льготные проездные, и посмотреть, так ли это сложно, как рассказывают наши читатели.
Остановку пригородного автобуса № 143 (обозначенного на вывеске как такси № 43 ), следующего по маршруту пос. Южный - Коопрынок, я быстро нашла по выстроившейся очереди.
- По проездным не возим, - отрезал молодой кудрявый водитель. - Мы свой тариф до 15 рублей не поднимали. Как возили по двенадцать, так и продолжаем, и без всяких льгот.
Самое смешное, что в салоне рядом с красивой вывеской "Проезд - 12 рублей" висело отпечатанное на ксероксе обращение к пассажирам: мол, уважаемые граждане, с 01.06. 2009 года автобус № 43 переводится в разряд муниципальных пригородных маршрутов с присвоением ему № 143. Предельный максимальный тариф - 15 рублей с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан при предъявлении проездного билета на муниципальный пригородный автобус, которые можно приобрести в пунктах реализации билетов МУП "КТТУ". То есть именно то, о чем мы уже не раз писали в "КИ".
- А тогда это зачем повесили? - киваю на обращение к пассажирам.
- Да пусть висит, - пренебрежительно махнул рукой пожелавший остаться неизвестным перевозчик и начал медленно выезжать с остановки.
Не согласился он взять и талон на льготный проезд, которым я предусмотрительно обзавелась в окружном управлении соцзащиты, - якобы соцзащита отказалась их оплачивать.
- А мне кто скидку предоставит за газ, которым я машину заправляю, за запчасти?- продолжал возмущаться парень. - И зря вы, девушка, все это записываете - только чернила переводите!
Не желая стать виновницей ДТП, поскорей вышла на светофоре и отправилась на остановку "ЦКР" - может, там повезет больше.
В пригородном маршруте № 110 (такси 10), "ЦКР - ст. Елизаветинская" перед самым отправлением молча подаю водителю пенсионное удостоверение и льготный проездной.
- И трогаться не буду, - отрезал шофер Владимир Петрович Рева, решительно сняв руки с руля. - Какие еще проездные? Нам еще таких указаний не было - по проездным возить!
- А это что? - я киваю в сторону обращения к пассажирам, которое, как и на предыдущем маршруте, помещено рядом с ценой (13 рублей) за проезд.
- Сорвите его, - раздраженно предлагает Владимир Петрович. Срывать я, конечно, ничего не стала, а просто покинула негостеприимную маршрутку, решив, что отрицательный результат эксперимента - тоже результат.
Шесть маршруток № 6 (по-новому - автобусов № 106) "ЦКР- пос. Березовый" выстроились вдоль улицы Калинина длинной вереницей. Собиравший плату водитель Александр, морщась, поднес к глазам мой льготный документ.
- Это сколько ж с вами мороки, - недовольно пробурчал он, - я ведь даже не знаю, как эти проездные выглядеть должны. И потом, мне вчера пассажир сказал - на обороте должен быть номер, а у вас его нет…
Впрочем, везти меня по льготному документу Александр не отказался.
- Да хоть бесплатно, - обреченно махнул он рукой, - только чтобы вы, дамочка, жалобу никуда не писали и скандала не поднимали.
Странно все у нас делается, - рассуждал он по дороге, - все с бухты-барахты. Наверно, надо было сначала нас собрать, объяснить - что за проездные, на каких условиях их будут оплачивать. Ведь все за свой счет делаем, а цены растут. Мне жаль старушек, я бы их возил по льготе. Но ведь работать очень неудобно, бумажной волокиты много: как я должен льготников учитывать, кто мне это компенсирует - ничего не ясно…
По информации руководителя службы по сбору выручки МУП "КТТУ" Натальи Барбатумовой, на июнь было продано 3200 льготных пригородных проездных билетов. Можно представить, сколько конфликтных ситуаций возникало у их обладателей при попытке воспользоваться законным правом льготного проезда!
Вот как прокомментировал это заместитель начальника управления транспорта и связи администрации муниципального образования город Краснодар Сергей Белопольский:
- Действительно, сегодня и в наше управление поступают жалобы на перевозчиков, не желающих везти краснодарцев по льготным пригородным проездным. По каждой из них принимаются меры воздействия в отношении недобросовестных перевозчиков. В то же время мы стараемся довести до сознания каждого из водителей, что необходимость перевозки пассажиров по льготным проездным обусловлена действующим законодательством, которое ни мы, ни они не вправе нарушать. На сегодняшний день администрацией города проведены все необходимые мероприятия для возмещения перевозчикам недополученных доходов, связанных с провозом льготных категорий пассажиров. Но для получения компенсации они должны были заключить временный договор с администрацией города на осуществление перевозок по пригородным маршрутам, войти в реестр пригородных перевозчиков. Заявки на заключение таких договоров управлением транспорта и связи администрации города принимались до 26 июня 2009 года. Однако из более чем 500 пригородных перевозчиков на сегодняшний день такой договор с нами заключили лишь пять процентов. Все остальные должны уяснить: по действующему законодательству отсутствие такого договора не освобождает их от обязанности осуществлять перевозку по льготному проездному билету, но лишает права на получение возмещения. Добавлю, что администрацией города, городской Думой, нашим управлением были предприняты все меры для разъяснения перевозчикам новых правил: мы писали об этом в СМИ, проводили совещания, информировали в индивидуальном порядке. Сегодня ситуация постепенно нормализуется, все больше водителей маршруток начинают понимать, что им придется выполнять требования законов и нормативных документов.
... и на внутригородском
Льготные проездные на автобусы должны действовать не только в пригороде, но и в городской черте. Чтобы выяснить, какова ситуация в городе, корреспондент "КИ" вместе с инвалидом участником Великой Отечественной войны 86-летним Дмитрием Шлыковым отправилась на остановки маршруток.
C первых минут эксперимента выяснилось, что все гладко только на бумаге. Остановка "Рашпилевская". Держим путь на автовокзал "Южный". Тормозим "5а". Однако, завидев позади меня пенсионера - потенциального бесплатного пассажира, водитель нажал на газ и проехал мимо. Хотя было видно, что в салоне есть свободные места. Пришлось воспользоваться действительно общественным транспортом - троллейбусом № 9. На остановке "ул. Гоголя" мы еще раз решили попытать счастья. Нам повезло: останавливается "26А". Зайдя в салон, я оплатила проезд, а Дмитрий Никитович протянул льготный проездной и удостоверение инвалида Великой Отечественной войны.
- У нас не действуют проездные, оплачивайте, - сказал водитель Владимир Тарасов.
- Почему? Ведь маршрутки теперь являются общественным транспортом, - не удержалась я.
- На "26А" это не распространяется. У нас нет такого приказа. Мне никто о том, что я должен перевозить льготников, не говорил. Либо платите, либо выходите.
Мои попытки напомнить водителю о том, что маршрутки являются общественным транспортом, а значит, стали доступны для льготной категории пассажиров, были проигнорированы. Как и мои обещания обратиться с жалобой в вышестоящие организации. В ответ лишь прозвучало: "Куда хотите, туда и жалуйтесь. Это ваши проблемы".
Еще удивил один момент. Никто из пассажиров не заступился за участника войны и не сказал водителю о том, что он нарушает закон. Как говорится, моя хата с краю.
Дмитрий Никитович был очень расстроен, но держался молодцом. В ожидании следующей маршрутки уже на вокзале "Южный" он рассказывал о своей семье, о боях во время войны, о сослуживцах, которых уже нет в живых... И только случайно у него вырвалось: "Я в числе многих бойцов освобождал Краснодар от немецких захватчиков. Кто бы мог подумать, что на старости лет меня будут выпихивать из маршрутки, когда у меня на руках имеются все необходимые документы?".
Несмотря на это, Дмитрий Шлыков готов продолжать эксперимент и даже рад, что хоть чем-то может помочь таким же, как и он, льготникам Краснодара.
Через несколько минут мы подошли к водителю маршрутки № 3. Как только он услышал о льготном проездном, посоветовал нам пройти на трамвайную остановку.
Конечная остановка маршрутки № 21 (напротив Сити-Центра). Именно в финале нашего эксперимента Дмитрию Шлыкову наконец-то удалось воспользоваться льготным проездным. Водитель внимательно осмотрел льготный проездной на автобус, удостоверение инвалида Отечественной войны, затем позвонил своему начальству. Телефонный разговор не расставил все точки над i, было слышно с другого конца провода: "Делай, как считаешь нужным". Водитель решил довезти льготника, хотя должен это делать не по желанию, а по закону.
Вместо послесловия
Сложилось двоякое впечатление. Водители маршруток либо живут в отдельно взятом мире, где нет телевизоров, радио, газет и не знают об элементарных вещах, которые их непосредственно касаются. Либо делают вид, что не знают, чтобы не перевозить льготников. Ясно одно: закон есть, но предприятия-перевозчики не спешат его выполнять.
Невыполнение закона будет жестко пресекаться
- Среди предприятий-перевозчиков была проведена и до сих пор ведется разъяснительная работа в части выполнения краевого закона "О пассажирских перевозках в Краснодарском крае", - рассказывает начальник управления транспорта и связи администрации Краснодара Евгений Калиоропуло. - Еще раз хочу подчеркнуть, что перевозчики, осуществляющие свою деятельность на городских маршрутах, обязаны перевозить льготников. На встречах с перевозчиками мы разъясняем все спорные вопросы. Например, как получить компенсацию, какие договоры нужно заключить с администрацией города и края. В то же время, как следует из заявлений, которые приходят к нам от пассажиров, видно, что перевозчики не хотят обслуживать льготников. Почему? Чтобы получить компенсацию, перевозчик обязан предоставить свою финансовую отчетность в администрацию края, то есть показать все доходы, открыть счета в банках. А между тем у многих предприятий и индивидуальных предпринимателей бухгалтерский учет ведется не на должном уровне. Многим проще и удобнее работать по старинке. Проблема еще в том, что льготники "забирают живые деньги". В связи с многочисленными обращениями граждан наше управление формирует реестр перевозчиков, которые грубо нарушают краевой закон. Все документы будут направлены в правоохранительные органы. Затем последуют меры административной ответственности. Хочу акцентировать внимание на том, что с теми предприятиями-перевозчиками, которые, нарушая закон, не будут обслуживать льготников, мы расторгнем договоры на перевозку пассажиров на городских маршрутах.
Авторы: Марина АВАНЕСОВА, Зара ХУШТ.