Без шума и вибрации
Людмила Андреева, заместитель директора Промтрансниипроекта, доктор технических наук
Координация деятельности различных видов транспорта, осуществляющих доставку массовых грузов и пассажиров, имеет большое значение для повышения эффективности перевозок.
– Людмила Александровна, какие научные исследования проводят ваши сотрудники сегодня?
– Сфера интересов специалистов института находится на стыке взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта. Мы занимаемся также совершенствованием погрузочно-разгрузочных работ, контейнеризацией и пакетированием продукции, автоматизацией операций промышленного железнодорожного транспорта и т.д.
...
– Что вы делаете для совершенствования рельсовых линий?
– По технологии Промтрансниипроекта недавно были реконструированы трамвайные пути в московском районе Строгино. Верхнее строение пути в новой конструкции представляет собой железобетонную плиту, в которую утоплены рельсы, не имеющие шейки. Они закреплены резиновыми уплотнителями, а верхняя плоскость плиты выполняет функции дорожного покрытия. Расчёты наших учёных показали, что такая конструкция более долговечна и удобна для ремонта. Кроме того, она значительно уменьшает шум и вибрацию при движении вагонов.
Железобетонные плиты с трапециевидными желобами, в которые запрессованы рельсы, сварены в бесстыковые плети. Они уложены на основании из двухслойного асфальтобетона, бетона и щебня на песчаной подушке, находящемся в свою очередь на слое геотекстиля.
Данная конструкция пути обеспечивает равномерное распределение нагрузки на грунт при прохождении трамваев и не создаёт дополнительного давления на подземные сооружения и инженерные коммуникации.
Я считаю, что одним из вариантов решения транспортной проблемы в крупных мегаполисах может стать скоростной трамвай, двигающийся по выделенной полосе. Стоимость строительства подобных линий будет в 3,7 раза меньше, чем затраты на метрополитен.
Скоростные трамваи гораздо легче железнодорожных поездов или вагонов метрополитена, поэтому они могут быстрее разгоняться или тормозить. По этой причине их эффективно использовать на маршрутах с короткими перегонами.
Кроме того, они могут использовать и железнодорожную инфраструктуру, поэтому их можно будет задействовать на пригородных маршрутах. В этом случае за городом такой поезд пойдёт по железнодорожным путям, а в городе – по трамвайным.
В столице протяжённость трамвайной сети сейчас составляет 416 км. Согласно принятой правительством города программе в ближайшие годы предстоит модернизировать или восстановить 160 км трамвайных маршрутов, проложить 190 км новых линий и реконструировать под скоростное движение 120 км путей.
– Насколько реальны эти планы?
– Данная программа может принести ощутимый экономический эффект. Пути под скоростные трамваи должны быть модернизированы с использованием бесстыковых технологий. Рельсы при этом должны быть уложены на специальное амортизирующее основание.
По нашим оценкам, срок службы такой конструкции достигает 25 лет. Правда, стоит она несколько дороже обычной, но быстро окупится за счёт сокращения числа ремонтов. Организация скоростного движения потребует также новых материалов и технологий, современных конструкций стрелочных переводов. Согласно плану из 190 км новых трамвайных линий почти сто проложат по эстакадам, а 37 – в тоннелях под землёй. Кроме того, предусмотрено совмещение линий скоростного трамвая с обычными путями.
07.10.2009 |
http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=329044&year=2009&month=10