Колёса не нужны
Американская компания предлагает индивидуальный рельсовый транспорт
SkyTrain будет перемещать своих пассажиров со скоростью 200 км/ч
Американская компания Unimodal Ltd, занимающаяся разработкой новых технологий для персонального перемещения, представила новую систему городского транспорта – SkyTrain. Это высокоскоростные линии, по которым благодаря силам магнитного притяжения перемещаются персональные транспортные кабины – капсулы, напоминающие обтекаемые кузова концепт-каров.
В каждой капсуле два расположенных друг за другом места. Эти капсулы крепятся за крышу к линиям, которые похожи на монорельсы. Перемещаются они со скоростью более 200 км/ч. Для сравнения: средняя скорость московского метро и монорельсового транспорта немногим выше 40 км/ч.
Для остановок используются так называемые тормозные линии, которые имеют небольшие порталы для входа и выхода пассажиров – лестницы, похожие на трап самолёта, с которого человек может сесть в капсулу. Такие порталы, рядом с которыми копятся капсулы (то есть человек может в любое время взять необычное транспортное средство), очень компактны, что позволяет избежать строительства массивных и дорогостоящих станций, а также размещать их намного чаще, чем это позволяют современные транспортные системы.
Когда пассажир садится в кабину, оборудованную видеомонитором, климат-контролем и доступом в Интернет, он задаёт маршрут, по которому кабинка следует автоматически без остановок. Это позволит экономить то время, которое человек тратит на ежедневное перемещение в городе.
Кабинки приподняты над землёй, что полностью исключает возможность столкновения с наземным транспортом. Централизованная система управления, в свою очередь, регулирует перемещение всех кабинок, что также сводит на нет риск их столкновения между собой.
На случай экстренного торможения все капсулы оборудованы подушками и ремнями безопасности. Также новые транспортные средства имеют кнопки экстренного вызова, нажав которую, пассажир связывается с правоохранительными органами или «скорой помощью». Также в случае необходимости кабинка автоматически доставит его на станцию, расположенную около близлежащего госпиталя.
В случае поломки мотора кабинка, по словам создателей системы, не падает, а скользит по линии до полной остановки.
Представители SkyTrain полагают, что распространению транспортной системы нового поколения будет способствовать её невысокая стоимость и лёгкость в установке. Конкретную стоимость возможного оборудования такой системой крупного города, например Нью-Йорка или Москвы, в компании не назвали, но отметили, что она «в десять раз ниже, чем создание монорельсовой системы».
Использование электрических двигателей снижает себестоимость транспортировки: энергетические затраты эквивалентны одному литру бензина на 150 км.
Вполне вероятно, что такой системой в скором времени могут воспользоваться аэропорты. Создатели SkyTrain полагают, что это позволит изменить логистику доставки пассажиров в аэропорт и оптимизировать пассажиропотоки в нём.
По мнению сопредседателя российского межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Александра Морозова, аэропорты – это единственное место эффективного и рационального применения подобного транспорта, поскольку транспортные кабинки удобны для перемещения из одного здания аэропорта в другое. При этом высокие скорости здесь не нужны, считает эксперт. Достаточно 50 км/ч.
«Так называемые системы персонализированного транспорта – не новая идея: они разрабатывались и внедрялись с 70-х годов», – рассказывает Александр Морозов. При внедрении таких систем инженеры и проектировщики сталкивались с целым рядом проблем. «Невозможно протянуть линии к каждому дому, что опять-таки не приводит к полноценной разгрузке общественного транспорта», – говорит он.
Другая проблема – пробки, которые могут образоваться на таком транспорте даже с учётом всех систем управления: линия, по которой перемещаются кабинки, всё равно одна. Эксперт сомневается и в экономической эффективности такого вида транспорта.
«Гудку» не удалось получить ответ американской компании на вопрос, какова вероятность появления подобных систем в России и смогут ли они выдержать суровые климатические условия страны. В свою очередь Александр Морозов считает, что у таких систем в России нет перспектив. «Лучше совершенствовать то, что уже эффективно служит гражданам в течение долгого времени, например трамвай», – сказал специалист.
Александр Панченко
http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=329229&year=2009&month=10