http://www.ki-gazeta.ru/rubrics/archiv/2009/12/1/24049.html:
Гипс по цене проезда
Каждый день мы доверяем свое здоровье совершенно незнакомым людям. Частенько наши жизни оказываются в руках водителей общественного транспорта. Но насколько сами эти люди чувствуют свою ответственность за безопасность пассажиров? Как защищен человек от превратностей судьбы и дороги, пока находится в салоне маршрутки или автобуса?
Без ДТП пострадавшая
Виктория Сухарева (имена и фамилии героев изменены, потому что разбирательства по делам еще идут), как и десятки тысяч других краснодарских студентов, дорогу от дома до колледжа выучила наизусть - маршрут один, только водители меняются, да и тех прекрасно знала в лицо. Гром грянул 29 апреля. Вика в ожидании маршрутки стояла на остановке и беседовала со знакомым Максимом Воропаевым (о важности этой детали чуть позже). Машина подъехала. За рулем авто находился Александр З.
Далее события развивались не по обычному плану. Со слов Вики, она не успела занять место, как машина тронулась. От толчка девушка потеряла равновесие и подвернула ногу в колене. От резкой боли Вика вскрикнула, но никакого эффекта на водителя это не произвело. Девушка села на свободное место и терпела все нарастающую боль. На следующей остановке в маршрутку подсел однокурсник Сухаревой по колледжу Алексей Шевякин. Девушка пожаловалась ему на боль и рассказала о случившемся. Когда доехали до пункта назначения, Вика уже не могла нормально наступать на ногу, и если бы не Алексей, то вряд ли она сумела бы самостоятельно выйти из маршрутки и добраться до колледжа. Однако водителя, интерьер салона и яркую рекламную раскраску автомобиля молодые люди запомнили.
Вскоре боль усилилась настолько, что Виктория не выдержала и позвонила отцу, который приехал на такси и забрал дочь домой.
Всю ночь девушка пила обезболивающие таблетки и меняла холодные компрессы на колене. Эффекта никакого. На следующий день родители повезли дочь в травмпункт, где врач поставил диагноз: "разрыв внутренней боковой связки левого коленного сустава, гемотроз". Из Викиного колена откачали кровь, а затем упаковали ногу в гипс. Впоследствии было выдано заключение, что здоровью Виктории Сухаревой нанесен вред средней тяжести. Лечение, стоившее немалых душевных сил и материальных затрат, длилось месяц. Когда же гипс сняли, а дочь все еще продолжала прихрамывать, родители решили не спускать это дело на тормозах и отправились по инстанциям.
Владимир Чернобай, адвокат потерпевшей стороны:
- Сначала был сделан запрос в полк ДПС с просьбой разыскать маршрутное такси. Машину нашли. Опросили водителя, который сначала говорил, что он девушку не помнит, а после беседы с главным инженером фирмы-перевозчика и вовсе заявил, что 29 апреля у него был выходной, а на его машине никто больше не ездит. Свои слова он подтвердил графиком выхода на маршрут. На этом основании в возбуждении административного производства было отказано. Однако наших свидетелей - Воропаева и Шевякина, которые видели Викторию абсолютно здоровой до посадки в маршрутку и травмированной буквально через остановку, инспектор почему-то не опросил.
Сейчас гражданский иск Сухаревых рассматривает суд. И здесь тоже есть над чем задуматься. Ответчики - водитель и представитель перевозчика - первые два заседания проигнорировали. Пришли в зал суда лишь после того, как судья вынесла определение о наложении ареста на имущество компании.
В отзыве же на исковое заявление ответчиком приведен любопытнейший аргумент: "При организации транспортного обслуживания пассажиров в МО г. Краснодар допускаются случаи нелегальной работы перевозчиков… которые занимаются перевозкой пассажиров. Данные незаконные перевозчики могут нелегально работать по ряду маршрутов МО г. Краснодар. Подобные случаи подтверждаются проверками ГИБДД г. Краснодара и МУ ГУПТ". Вот так. Наличие нелегальных маршрутчиков, выявлять которых обязаны инспектора ДПС, городское управление пассажирского транспорта, да и сами владельцы маршрутов, служит этим самым перевозчикам пусть и не стопудовым, но серьезным аргументом для того, чтобы списать дело в утиль.
Не вставать до полной остановки
Случай с Оксаной Солодовниковой еще болезненнее. Первого сентября Оксана Николаевна со своей восьмилетней внучкой ехала в маршрутке до конечной остановки. Возле "Микрохирургии глаза"все и произошло. Со слов потерпевшей, она сидела в ожидании полной остановки машины. Водитель же на подъезде к конечной сначала резко ускорился, а потом экстренно затормозил. Женщину выбросило из сиденья, и она полетела вперед. По пути Солодовникова ударилась рукой, а затем упала. Внучку приложило о переднее сиденье.
Причиной этого маневра, по версии пострадавшей стороны, было желание водителя в борьбе за клиента опередить другую маршрутку. Опередил. Как только машина остановилась, пассажиры ринулись в салон прямо по лежащей на полу Оксане Николаевне. Лишь две сострадательные женщины помогли Солодовниковой встать и проводили в больницу. Там врачи поставили диагноз: оскольчатый перелом руки. Так из маршрутки женщина прямиком попала на хирургический стол. Эксперты определили травму как тяжкий вред здоровью. К счастью, внучка отделалась легко - никаких серьезных повреждений у нее не обнаружилось.
А дальше началось светопреставление. По закону причинение тяжкого вреда подпадает под уголовную ответственность. В данном случае это ч. 1 ст. 264 УК РФ. Но вот изначально в возбуждении этого самого уголовного дела Солодовниковой было отказано. Причина: согласно показаниям водителя Солодовникова встала с места еще до остановки, а он применил экстренное торможение, чтобы не сбить выскочивших на дорогу людей. Похоже, такая версия вполне устроила всех, кроме пострадавших, потому что следователь не удосужился даже допросить внучку и женщину, которая помогла пострадавшей дойти до больницы. Хотя координаты обеих свидетельниц потерпевшей стороной были предоставлены.
Адвокат подал жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела, и сейчас она находится на рассмотрении в следственном управлении при ГУВД края.
Никто не виноват? Что делать?
О том, кто выйдет победителем из вышеописанных ситуаций, судить не возьмется никто. Уж больно неповоротливы шестеренки правоохранительной и судебной систем, когда нужно создать прецедент. И, чтобы это все-таки случилось, требуются стопроцентные, непробиваемые доказательства. Для их сбора существует алгоритм действий, которого стоит придерживаться всем, получившим травму в общественном транспорте. Во-первых, пострадавший сразу должен сообщить о происшествии водителю и заручиться поддержкой свидетелей, взяв у них координаты. Естественно, необходимо запомнить номер машины и маршрута, а также фамилию водителя. Тут же позвонить в милицию и сообщить о происшествии. Далее пострадавшему необходимо пойти в лечебное учреждение и при оформлении документов рассказать о месте и причине получения травмы. После желательно получить заключение судебного эксперта. Для этого нужно прийти на улицу Октябрьскую, 44, прихватив с собой данные первоначального осмотра. Если причиненный вред относится к средней тяжести, обращайтесь с иском в суд по месту вашего жительства или регистрации ответчика. Признание тяжкого вреда автоматически включает механизм уголовного преследования виновника. Если в ходе разбирательства вина водителя будет доказана, пострадавший вправе подать иск о возмещении морального и материального вреда.
Автор: Иван Прытыка.