Транспортные проблемы волнуют каждого: и автовладельца, и того, кто спешит на работу на трамвае или маршрутке, и даже убежденного пешехода. Причем у каждого из них найдется масса претензий к этой отрасли.
Во-первых, перегруженность транспортных артерий. Неудивительно, ведь Краснодар занимает пятое место среди российских городов по плотности автомобилей - 390 машин на 1000 человек. При этом дорожная сеть города спроектирована без учета как темпов его развития, так и нынешнего всплеска автомобилизации. К тому же город перерезает железная дорога, являясь одной из основных причин транспортных пробок в центре. Износ трамваев, троллейбусов и автобусов приближается к критическому, они часто ломаются - отсюда сбои графика, невыход составов на линию, опоздания, нервотрепка. Не удовлетворены и пешеходы - найти незагазованную улицу для неспешной прогулки в городе очень трудно. Комплексный показатель загрязнения воздуха в Краснодаре по пяти главным компонентам равен 17 - это в три с лишним раза больше, чем в целом по России. Городская власть все эти проблемы знает и настойчиво ищет пути предотвращения в краевом центре транспортного коллапса.
Что же предпримут в ближайшие годы?
Метро пока не будет
Любое дело начинается с планирования, а точней - с генерального плана развития города, который сегодня активно обсуждается и в ближайшее время будет утвержден. Разработчики предусмотрели создание многочисленных транспортных развязок и включили в документ проект выноса железнодорожных путей из центра Краснодара на окраину и строительство на их месте скоростной автомобильной дороги. Именно эти меры, по их мнению, помогут избавить столицу Кубани от автомобильных пробок.
- Существующий каркас общегородских улиц сейчас не завершен и не связан с перспективными направлениями, - говорит главный архитектор проекта генплана, специалист ОАО "Краснодарграждан-проект" Любовь Халимова. - В генплане заложен перехват всех улиц с перспективными улицами и увязка их в единую структуру. Мы в проекте не рассматривали развитие метро, но считаем, что тот же скоростной трамвай может стать неким его аналогом. Чтобы построить метро, нужна достаточная плотность населения. Если город имеет возможность перевозить каждый час 10-20 тысяч пассажиров, то метро поедет, а у нас такого потока нет.
С другой стороны, любой план, в том числе и генеральный, - это не догма, а руководство к действию. Так что сторонникам строительства метро не стоит отчаиваться - со стабилизацией финансовой ситуации отношение к перспективам появления подземки вполне может измениться.
Трамвай набирает обороты
В будущем году краснодарский трамвай отметит 110-летний юбилей. Старичок не думает сдавать свои позиции и к очередной круглой дате может стать главным транспортом краевого центра. Как рассказала заместитель начальника городского управления транспорта и связи Светлана Осипенко, в соответствии со Стратегией развития отрасли до 2030 года через десять лет протяженность трамвайных маршрутов планируют удлинить более чем на 13 километров, троллейбусных - на 39. До 2014 года предусмотрена прокладка линии скоростного трамвая по оси восток - запад (от аэропорта, через Восточную промзону в направлении центра). Новые трамвайные линии пройдут и по ул. Новокузнечной от ул. Коммунаров до ул. Садовой и далее на северо-запад на ул. Восточно-Кругликовскую. Сюда же, в соответствии с проектом муниципальной целевой программы развития городского транспорта общего пользования на 2009-2020 годы, должны перенести Восточное трамвайное депо и троллейбусное депо № 1. Освобожденная территория по ул. Ставропольской будет использована для размещения гаражных комплексов. В 2010 году также запланировано строительство троллейбусной линии и тяговой подстанции по ул. им. Академика Лукьяненко.
На смену маршруткам - большие автобусы
За четыре года планируется заменить все маловместимые и старые автобусы, обновить 90 процентов подвижного состава городского электротранспорта. В течение ближайших десяти лет на средства городского бюджета и частных перевозчиков планируется приобрести 70 автобусов особо большого класса, 710 низкопольных автобусов большой вместимости, 60 автобусов среднего класса. В 2009-2012 годах запланировано строительство муниципальных автовокзалов на ул. Евдокии Сокол (Прикубанский округ) и ул. Леонида Лаврова (Карасунский округ). В настоящее время идет оформление земельно-правовой документации и поиск инвестора.
Большегрузы - в отстой
В условиях растущего транзитного потока грузового и легкового транспорта решить проблему перегрузки улиц только организацией дорожного движения невозможно. Одним из путей ее решения является создание перехватывающих парковок на основных магистралях, особенно на выездах и въездах в город. Стратегия социально-экономического развития Краснодара предлагает на въезде в город по Ростовскому шоссе (хутор Октябрьский) построить современный грузовой автотерминал, где расположатся стоянка большегрузных автомобилей, станция тех-обслуживания, склады. Сооружение терминала снизит нагрузку на улицы краевого центра, улучшит экологическую ситуацию, упорядочит проезд грузового автотранспорта. Кроме этого планируется создать сеть транспортно-экспедиционных агентств с приемными пунктами во всех городских округах. В них будут оформляться заказы на выполнение любых транспортных услуг для населения: перевозка мебели и домашних вещей, заказ грузовых и легковых автомобилей, отправка железнодорожных и морских контейнеров, предварительное приобретение билетов на все виды транспорта, бронирование мест в гостиницах. Работа агентств организуется на основе современных информационных и компьютерных технологий, в том числе и через Интернет, с применением пластиковых карт и виртуальных билетов на проезд.
Пешеходам - зеленый свет
Не забыты и те, кто предпочитает передвижение по городу на "своих двоих". Появятся новые светофоры, барьерные и пешеходные ограждения, дорожные знаки и разметка. Запланировано строительство пешеходного моста через железнодорожные пути в Пашковском микрорайоне. Планируется и реконструкция существующих мостов и путепроводов, в первую очередь Тургеневского, являющегося аварийным. В рамках трассы непрерывного нерегулируемого движения в двухуровневом эстакадном исполнении от ул. Солнечной до реки Кубани запланировано строительство автомобильного моста в районе ул. Челюскина.
Самолеты, пароходы, поезда
Краснодар входит в первую десятку стратегических транспортных узлов, обслуживающих транзитные перевозки в направлении южных морских портов и курортной зоны Черноморского побережья. На востоке города находится международный аэропорт, на юге - речной грузовой порт.
Что касается аэропорта, то на ближайшую перспективу планируется расширение маршрутной сети регулярных и чартерных перевозок, а также строительство автовокзала для транзитных пассажиров.
На протяжении тридцати четырех километров, от плотины водохранилища до пос. рубероидного завода, краевой центр омывает судоходная река Кубань. Проект "Речной вокзал" предусматривает для осуществления дачных, а также прогулочно-экскурсионных маршрутов приобретение специальных судов, сооружение причалов, строительство речного вокзала и многоярусной наземной (или подземной) автостоянки на 500 машино-мест.
Преимущества водного транспорта очевидны. Река - это готовая транспортная магистраль. Для того чтобы запустить по ней движение, не нужно ни асфальт укладывать, ни дома сносить, предоставляя тем, кто там жил, новые квартиры. С застройкой Кубанской Набережной, созданием на ее берегу рекреационных и спортивных комплексов, развитием туризма водное сообщение будет все популярней. Маршрут пройдет через достаточно густонаселенные районы города, так что пустовать новый вид транспорта не будет. Все, кто предпочтет им воспользоваться, смогут оставить в гаражах свои автомобили, не давиться в троллейбусах и автобусах, а с комфортом доплыть до нужного места. К дачным участкам, расположенным в районе ст. Елизаветинской, Краснодарского водохранилища, на левом берегу Кубани можно будет доехать на речном трамвайчике.
Что касается железнодорожных перевозок, то в планах демонтаж дороги Тимашевского направления из центра на восточный обходной маршрут, строительство ветки от разъезда Витаминкомбинат до станции Краснодар-Сортировочная, реконструкция станций Витаминный, Лорис, Краснодар-1, Компрессорная. Также предусмотрено строительство двухпутного железнодорожного моста через реку Кубань для увеличения пропускной способности Краснодарского железнодорожного узла.
Автор: Марина Аванесова
Источник:
http://ki-gazeta.ru/rubrics/mainroad/24112.html