От частного к общественному
Олег Бодня. 14.12.2009 10:04
Несмотря на то, что статья очень длинная, советую её прочитать. Это "азбука" современного городского и транспортного планирования, которую у нас, увы, не знают или делают вид, что не знают. Очень много правильных тезисов и обобщений. Единственное, с чем я не совсем согласен, так это с позицией относительно метро. Сейчас в основном сети метрополитенов развиваются в тех городах мира, где они уже были построены, а также в мегаполисах с населением свыше 2-5 млн. чел. Для городов с населением около 1 млн. чел. оптимальным является как раз развитие LRT с преобразованием трамвайной сети в данный вид транспорта. Впрочем, в развитых странах строительство метрополитенов обходится гораздо дешевле, чем у нас, так что американского эксперта понять можно.

----------

http://www.vremya.ru/2009/228/13/243539.html:

От частного к общественному
Как освободить российские города от пробок

Недавно в Москву приезжал профессор-урбанист из Филадельфии Вукан Вучик, советник министра транспорта США, один из главных мировых авторитетов в сфере планировки городов и городских транспортных систем.

Профессор Вучик -- автор знаменитой монографии Transportation for Livable Cities и множества других книг, по которым учатся урбанисты и транспортники по обе стороны Атлантики. Его услуги в качестве практикующего планировщика и консультанта востребованы в крупнейших городах мира, так что график его поездок рассчитан на многие месяцы вперед.

В Москву он приезжал по приглашению группы молодых российских девелоперов -- организаторов международного фестиваля Building-2009.

Вучик прочел в Центральном доме архитектора публичную лекцию «Городское планирование и архитектура -- без политики и популизма».

Предлагаемая вниманию читателей статья является переводом открытого письма профессора Вучика своим российским читателям и слушателям с некоторыми пояснениями переводчика -- научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина. (Текст печатается в сокращенном варианте.)

Текущее положение дел в российских городах

Все больше и больше россиян покупают автомобили и наслаждаются получаемой за этот счет мобильностью. Однако по мере роста автомобилизации населения стремительно растут заторы, порождающие весьма серьезные последствия.

Заторы в Москве и большинстве других российских городов никак нельзя считать небольшими временными неудобствами. Московские водители сталкиваются сегодня не с краткими задержками, но с пробками, в которых они проводят длительное время безо всякой возможности из них выбраться. Они пропускают важные встречи, тратят время, дышат загрязненным воздухом и способствуют параличу своих родных городов.

Преимущества собственного автомобиля, на которые горожане рассчитывали при их покупке, оборачиваются тупиковой ситуацией, когда автомобильная поездка требует куда больше времени, чем путешествие на трамваях и автобусах в доавтомобильную эпоху.

Улицы российских (советских) городов были спроектированы, как правило, в расчете на очень хороший общественный транспорт: трамваи, троллейбусы и автобусы. (Многие мои зарубежные коллеги, включая профессора Вучика, склонны к преувеличению достоинств советской модели общественного транспорта. Насколько я могу судить, их оценки сформировались на основе весьма приукрашенных данных, представлявшихся советской стороной в Международный союз общественного транспорта (МСОТ) и автоматически попадавших в обзоры сравнительного состояния городских транспортных систем по странам мира.

Немедленно после открытия «цензурной форточки» в середине 1980-х годов мы с коллегами опубликовали результаты обследования условий перевозок на городских автобусных маршрутах России. Было, в частности, показано, что в 1985 году даже в Москве 47% перевозок в часы пик осуществлялось в условиях наполнения салонов выше предельного норматива, принятого МСОТ, -- 0,15 кв. м/пасс., то есть плотнее 6,67 стоящих пассажиров на 1 кв. м свободной площади пола. Более того, 15% перевозок проходило в условиях хуже предельной технической характеристики автобуса -- 0,125 кв. м/пасс., то есть плотнее 8 стоящих пассажиров на 1 кв. м свободной площади пола. Такое качество перевозок можно считать «запредельно» скверным: в европейских и североамериканских городах предельная норма наполнения салона автобуса соблюдалась и соблюдается на уровне 0,33 кв. м/пасс., в худшем случае 0,25 кв. м/пасс. -- Михаил Блинкин.) В больших городах пропускная способность улиц была маловата даже для наземного общественного транспорта, соответственно там сооружались линии метро. Метрополитены в Москве, Санкт-Петербурге и других городах отличные, они обладают большими провозными возможностями, однако их сетевое развитие недостаточно для обслуживания всех районов этих городов.

Два главных тренда, наблюдавшихся в последние 20 лет, резко изменили условия дорожного движения в городах.

Во-первых, многие люди сменили общественный транспорт на личный автомобиль в качестве способа ежедневной поездки. Если 60 человек из троллейбуса или 160 из трамвайной сцепки пересядут в свои новые автомобили, то они займут на улице примерно в 20--60 раз больше места, чем раньше. Если 1000 пассажиров сменят метро на собственные автомобили, они добавят в дорожное движение еще порядка 800 автомобилей.

Во-вторых, наблюдается интенсивное строительство новых больших зданий на месте сносимых малоэтажных. Замена старого 6-этажного здания новым 40-этажным сгенерирует на данном участке городской территории тысячи новых автомобильных поездок. Без адекватной реконструкции улиц и улучшений в общественном транспорте такая ситуация будет очевидным образом приводить к возрастанию заторов.

Таким образом, совсем неудивительно, что заторы в последние годы стали значительно тяжелее. В условиях, когда процессы увеличения количества автовладельцев и строительства новых зданий не сопровождаются какими-либо систематическими мерами контроля трафика и улучшения общественного транспорта, можно вполне уверенно утверждать, что проблема заторов в городе будет только усугубляться. Вполне очевидно, что одновременно продолжится ухудшение условий жизнедеятельности и качества жизни в городе. Нынешний кризис перерастет в хаос.

Политика "приспособления к автомобилю"

Несколько десятилетий назад, когда западные промышленно развитые страны проходили стадию ускоренной автомобилизации, их города сталкивались с проблемами в дорожном движении, весьма похожими на современные проблемы российских городов. Интересно отметить, что варианты транспортной политики, избранные в тех или иных странах, сводятся к двум характерным типам, приводящим к прямо противоположным результатам.

Краткое описание и оценка этих двух вариантов транспортной политики может быть весьма ценной для российских городов сегодня.

В период 1950--1970 годов практически во всех городах Соединенных Штатов, Великобритании, Франции, Испании и многих других стран пришли к выводу о необходимости адаптации транспортных систем и планировки городов к потребностям растущего трафика. Для десятков тысяч автомобилей потребовались более широкие дороги, пересекающие города хайвеи (автобаны), а также паркинги в центральных районах города.

Поскольку все больше людей предпочитало собственный автомобиль общественному транспорту, руководители городских администраций и предприятий городского транспорта заговорили о том, что трамваи и троллейбусы «старомодны» и не способны работать в условиях плотного городского движения, в то время как дизельные автобусы обладают должной «гибкостью» и могут двигаться по перегруженным улицам. Они пошли даже на ликвидацию обособленных трамвайных линий, движение по которым не зависело от автомобильных заторов; трамвайные пути были заасфальтированы в целях якобы повышения пропускной способности улиц.

Результатом этой политики стало масштабное расширение улиц, сооружение городских хайвеев, а также массовое строительство паркингов, особенно в центральных районах города. В результате этого пользование автомобилем стало более удобным, а использование общественного транспорта -- менее привлекательным. Тем самым еще больше людей было стимулировано к покупке автомобилей и автомобильным поездкам на большие расстояния, что приводило в совокупности к еще большим заторам.

Автобус, вынужденный стоять в пробке вместе со всем прочим трафиком, никак не мог стать привлекательной альтернативой автомобильной поездке.

В рамках такого подхода проблемы заторов не решались, а только усугублялись, в то время как обилие дорог и паркингов делало облик этих городов все менее привлекательным.

Многие магазины в центре городов обанкротились, производственная, деловая и жилая застройка перемещалась в отдаленные пригороды, которые исходно планировались как полностью автомобильнозависимые и соответственно чреватые дальнейшими заторами. Горожане, не имеющие собственного автомобили или не умеющие его водить, теряли в мобильности и становились "гражданами второго сорта".

К настоящему времени общепризнано, что политика «приспособления к автомобилю» не способна решить проблему транспортных заторов. Детальное изучение условий движения в городах США всякий раз показывало, что наихудшая ситуация с заторами ежедневно наблюдалась в Хьюстоне, Детройте и Лос-Анджелесе, то есть там, где в городской черте и окружающих пригородах была построена наиболее мощная сеть хайвеев. Ряд городов, обладавших столь же мощными сетями хайвеев (Детройт, Феникс и Индианаполис), испытывали трудности от так называемого «столкновения города и автомобиля». Это столкновение -- серьезная проблема, не имеющая особых перспектив своего решения и приводящая к снижению пригодности города для жизни, ухудшению экономических условий и окружающей среды.

Многие из этих автомобильно-ориентированных городов в настоящее время прилагают серьезные усилия и вкладывают значительные инвестиции в строительство метрополитенов, систем Light Rail Transit -- LRT (к категории LRT профессор Вучик относит все виды рельсового транспорта, инженерно отграниченные от общего потока транспортных средств, проложенные по земле либо эстакадам и располагающие промежуточными между традиционным трамваем и метрополитеном провозными возможностями; к этой категории относятся, в частности, скоростной трамвай и легкое метро. -- М.Б.), а также в улучшение услуг автобусного транспорта, ориентируясь на цели повышения мобильности горожан и переключения поездок с автомобилей на общественный транспорт.

С 1990 года в Лос-Анджелесе были построены три линии LRT большой протяженности, две линии метрополитена, сеть региональных железнодорожных линий, также была улучшена работа автобусных маршрутов. Все эти меры способствовали повышению мобильности населения и снижения зависимости поездок от загруженности дорожных сетей. Новые линии LRT были также построены в Хьюстоне и Фениксе.

Сбалансированная транспортная политика

В некоторых странах и городах с сильным политическим руководством и развитой системой перспективного транспортного планирования экспертам удалось продвинуть совсем иную стратегию.

Отталкиваясь от негативного опыта городов, которые действовали в рамках политики приспособления к автомобилю и пренебрегали интересами общественного транспорта и пешеходов, они выдвинули лозунг развития по типу «городов, удобных для жизни» (Livable Cities).

Удобными для жизни являются города, которые имеют здоровую экономику, стабильные социальные отношения и гуманитарно-ориентированную среду, которая принципиально отлична от среды, ориентированной на доминирование автомобилей.

Транспортные планировщики в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии, Швеции и некоторых других странах, так же как их коллеги в таких городах, как Сингапур, Торонто и Вена, пришли к выводу, что города с доминированием автомобилей не могут быть удобными для жизни. (Транспортная политика, проводимая в упомянутых странах и городах, является именно сбалансированной, она отвечает интересам городского сообщества в целом и соответственно не может быть направлена против автовладельцев, составляющих значительную, иногда подавляющую часть этого сообщества. К примеру, упомянутый профессором Вучиком город Торонто наряду с образцовым общественным транспортом располагает еще и сетью дорог, хайвеев и паркингов, занимающей суммарно порядка 1/3 всей территории города. Обширные и технологично спроектированные паркинги близ конечных станций метро и железной дороги позволяют широко использовать поездки по модели Park & Ride и соответственно радикально сокращать потоки автомобилей, едущих в Dawn Town. Однако за пределами городского центра подавляющая часть домохозяйств продолжает активно и с комфортом пользоваться своими автомобилями -- на каждый односемейный дом или таунхаус в пригороде приходится два-три автомобиля. При этом места на дорогах хватает для всех -- скорости сообщения заведомо превышают отметку в 40 км/час. -- М.Б.)

Города, особенно крупные города, должны ограничивать использование автомобилей по двум направлениям транспортной политики:

-- создание препятствий к использованию автомобилей;

-- стимулирование горожан к использованию общественного транспорта, в том числе обособление общественного транспорта от дорожных заторов.

Города, которые следовали принципам сбалансированной транспортной политики, применяли меры по двум этим направлениям параллельным образом и добились на этом пути отличных результатов.

Характерными примерами препятствий к использованию автомобилей являются:

-- разрешительный (с полным контролем) порядок паркования, особенно на улицах, где припаркованные автомобили снижают их пропускную способность;

-- парковочные тарифы, не предусматривающие льготы для долгосрочных стоянок (в подземных или многоэтажных надземных паркингах зарубежных городов плата за восьмичасовую стоянку обычно бывает заметно более низкой, чем за восемь стоянок по одному часу, то есть здесь действует типичная оптовая скидка. Стоянка на крайней полосе городской улицы, если она в принципе разрешена кому-либо, кроме жителей прилегающих домов, тарифицируется противоположным образом: плата за восьмичасовую стоянку радикально выше, чем за восемь стоянок по часу. Автомобилисту как бы подсказывают: ты можешь оставить автомобиль на улице на время обеда или краткой деловой встречи, но тебе очень дорого обойдется его пребывание там же, растянутое на весь рабочий день. -- М.Б.);

-- возложение на автовладельца обязанности иметь парковку для своего автомобиля (в японских городах этот вопрос регулируется административным запретом на регистрацию купленного автомобиля без документально подтвержденного наличия стояночного лота по месту жительства. В городах США и Канады та же проблема решается посредством непрямого административного и тарифного регулирования: никто не мешает покупателю автомобиля получить знак государственной регистрации непосредственно в автосалоне, однако при отсутствии стационарного легального автоместа он столкнется с большими хлопотами и затратами при первой же попытке припарковать свой автомобиль на ночь. -- М.Б.);

-- увеличение пропускной способности общегородских артерий (то есть межрайонных и городских магистралей) с помощью современных методов организации движения с одновременным введением жестких скоростных ограничений и запретов на сквозное движение для улиц и проездов в жилой застройке;

-- превращение многих улиц с напряженным трафиком в пешеходные улицы и пешеходные зоны;

-- введение зон платного доступа в возрастающем числе городов мира.

Параллельно с данными ограничительными мерами принимались меры к повышению привлекательности пользования общественным транспортом, а также к улучшению комфортности и эффективности пеших передвижений. Назову типичные меры, принятые в рамках сбалансированной транспортной политики.

-- Во многих городах по всему миру были построены метрополитены. За последние полвека их количество увеличилось с 20 до 110.

-- Наличие метрополитенов, несмотря на их максимальные провозные возможности, не является достаточным, поскольку их сети не могут охватить все районы города. Помимо метрополитенов города должны располагать LRT, то есть системами общественного транспорта, отграниченными от общего потока транспортных средств, но не предполагающими сооружение дорогостоящих тоннелей. Системы LRT в отличие от автобусов, стоящих в общих пробках с остальным трафиком, способны стать привлекательной альтернативой автомобильным поездкам.

-- Более 100 городов обзавелись в последние десятилетия системами LRT или легким метро. Они представляют собой современную версию трамвая, трассированного по обособленным путевым конструкциям, а также сочетающего удобный пешеходный доступ со свойствами городского транспортного коридора с большими провозными возможностями. Системы LRT уступают метрополитенам в провозных возможностях и скоростях, но обычно имеют намного более разветвленную сеть, поскольку требуют в 3--8 раз меньших капиталовложений.

-- Во многих городах мира были устроены обособленные полосы для движения автобусов и троллейбусов.

-- На многих улицам с интенсивным пешеходным движением были введены запреты на движение автомобилей.

-- Такие города, как Вена, Мюнхен, Сан-Франциско, Торонто, Сингапур и Барселона, продемонстрировали, что наличие отличного общественного транспорта и комфортных пешеходных зон делает их значительно более удобными для жизни, чем города, оккупированные автомобильными дорогами и паркингами.

-- Интеграция процессов планировки городов и управления землепользованием с транспортным планированием приводит к тому, что районы с плотной застройкой всегда обеспечены высокопроизводительными системами общественного транспорта, что способствует сокращению или предотвращению заторов на дорогах.

Современная ситуация в продвинутых городах

Вполне очевидно, что доведенная до крайностей политика «приспособления к автомобилю» приводит города к транспортному хаосу и разрушению качества жизни.

Многие из таких городов пытаются изменить ситуацию путем создания новых систем общественного транспорта, но сделать это сколь-нибудь разумным образом сложно, дорого, а подчас и вовсе невозможно.

Результаты применения сбалансированной транспортной политики показывают, что большие города могут оставаться удобными для жизни при самом высоком уровне автомобилизации. Это достигается за счет ограничения использования автомобилей и развития альтернативных способов удовлетворения транспортных потребностей, в частности создания, модернизации и сетевого развития систем общественного транспорта, независимых от уличного трафика.

Города России и бывшего СССР должны извлечь уроки из опыта тех городов, где удалось сформировать интегрированные транспортные системы, обеспечивающие разнообразные способы удовлетворения транспортных потребностей. (В интегрированной транспортной системе маршрутные сети, а в ряде случае еще и маршрутные расписания задаются централизованной городской службой пассажирского транспорта в качестве жесткой исходной рамки для работы перевозочных компаний. Наилучшие образцы такой практики можно наблюдать в городах Западной Европы, Японии, Республики Корея, Бразилии и т.д. Интереснейший опыт, накопленный в этом направлении в городе Куритиба, описан в ряде наших публикаций. Принцип интегрированной транспортной системы является полной противоположностью популярному в городах третьего мира и принятому, к сожалению, в России заявительному порядку открытия маршрутов со свободной конкуренцией перевозчиков. -- М.Б.) Это предполагает, в частности, значительное улучшение системы общественного транспорта, включая метрополитены, трамваи, преобразованные в LRT, а также троллейбусные и автобусные маршруты, проложенные по обособленным полосам и следовательно независимые от заторов.

Политика дерегулирования общественного транспорта была опробована в Великобритании и потерпела полное фиаско. Ее инициаторы утверждали, что свободный рынок может создать более качественные транспортные услуги. Однако дерегулирование этих услуг в британских городах привело к тому, что общественный транспорт деградировал и потерял порядка 30% пассажиров, а условия движения были окончательно дезорганизованы.

Развитие конкуренции перевозчиков в целях повышения экономической эффективности общественного транспорта практиковалось также в городах ряда других развитых стран. При этом, однако, там был сохранен принцип интегрированной системы общественного транспорта, что позволяло, в частности, пассажиру пересаживаться с маршрута на маршрут в рамках единого тарифа независимо от того, какой из перевозчиков работает на конкретной линии или виде транспорта.

Что происходит в российских городах?

Российские города испытывают сегодня трудности, очень похожие на те, с которыми сталкивались западные города, когда их граждане начали покупать автомобили быстрыми темпами: растущее количество и продолжительность заторов; паралич общественного транспорта, становящийся дополнительным стимулом к покупке автомобилей; неконтролируемый паркинг; игнорирование пешеходов и ухудшение качества жизни.

Наиболее серьезной проблемой является то обстоятельство, что транспортные эксперты и политические лидеры, находясь под непрерывным давлением ухудшающихся дорожных условий в городе, не в состоянии выработать всеобъемлющие долгосрочные решения в сфере транспортного планирования с внедрением конструктивных мер в сфере общественного транспорта, а также ограничений и антистимулов к использованию легковых автомобилей.

Москва и другие российские города строят большие жилые и офисные здания без каких-либо транспортных усовершенствований в их окрестностях, демонстрируя тем самым отсутствие адекватного понимания городских транспортных проблем. Это приводит как к росту количества автомобилей, так и к интенсификации их использования. Обе эти тенденции вполне предсказуемым образом приводят к росту заторов и соответственно негативному воздействию на качество жизни и городской среды.

Причины растущих транспортных проблем Москвы могут быть прояснены посредством сравнения московской ситуации с наиболее продвинутыми городами мира, успешно решившими свои транспортные проблемы, такими как Вена, Сингапур, Мюнхен или Сан-Франциско. Вот несколько характерных сопоставлений.

-- В продвинутых городах активно развивают системы общественного транспорта с провозными возможностями, промежуточными между автобусным транспортом и метрополитеном. Они гораздо эффективнее, чем автобусы, работающие на улицах в общем потоке транспортных средств, но требуют гораздо меньших капиталовложений, чем метрополитены. Наиболее эффективными из них являются системы LRT, трассированные по обособленным путевым конструкциям и соответственно не зависящие от уличного движения.

-- В то время как в десятках городов США, Испании, Франции, Германии, ОАЭ и др. строятся новые системы LRT и трамвайные линии, в России они демонтируются и заменяются автобусными маршрутами! Результатом этой исторической ошибки является драматическое падение объемов перевозок общественным транспортом и одновременно увеличение частоты и продолжительности заторов: очевидно, что провозные возможности всего автомобильного потока на городской улице много меньше, чем у одной трамвайной линии.

-- Продвинутые города улучшают условия работы трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов путем введения обособленных полос движения для общественного транспорта. В российских городах обособленные полосы для общественного транспорта практически не встречаются.

-- Продвинутые города строят новые метрополитены и обеспечивают сетевое развитие старых. В российских городах строительство метрополитенов замедлилось. Услуги метрополитенов здесь остаются на отличном уровне, но линии метро не доходят до многих городских районов.

-- В центрах всех продвинутых городов мира парковочный режим находится под строгим систематическим контролем. В Москве подобный контроль отсутствует.

-- Во всех продвинутых городах общественный транспорт является централизованно регулируемым, что позволяет предоставлять пассажирам качественные и хорошо скоординированные услуги различных видов транспорта -- метро, трамвая, троллейбуса и автобуса. В российских городах имело место дерегулирование услуг общественного транспорта по примеру Великобритании. Между тем этот опыт расценивается всеми транспортными экспертами как сугубо неудачный, его применение низводит услуги общественного транспорта до уровня, типичного для развивающихся стран. Этот уровень гораздо ниже стандартов, соблюдавшихся в России в прошлом. (Современное российское законодательство в сфере городского пассажирского транспорта и в самом деле предусматривает отказ от принципов централизованного и координированного транспортного планирования и оперативного управления -- М.Б.)

-- В центральных районах продвинутых городов мира открыты обширные пешеходные зоны. В Москве условия пешеходного движения постоянно ухудшаются: пешеходы вынуждены пробираться через транспортные заторы не только при переходе улицы, но и на тротуарах.

Резюмируя сказанное, мы можем утверждать, что в продвинутых городах мира реализуется политика интенсификации использования общественного транспорта и ограничения использования автомобилей. Москва, как и большинство других постсоветских городов, реализует по сути дела политику ограничения использования общественного транспорта и интенсификации использования автомобилей. Здесь не используют опыт транспортного планирования и управления, накопленный в городах мира за последние 40--50 лет, и соответственно повторяют ошибки прошлого. Именно это обстоятельство становится причиной прогрессирующих транспортных заторов и прочих транспортных проблем, с которыми сталкиваются сегодня города России.

Рекомендации для российских городов

Транспортная ситуация в российских городах весьма серьезна, для ее изменения требуются немедленные действия. Всеобъемлющий план не может быть представлен в коротком письме, ниже я постараюсь представить некоторые выборочные рекомендации общего плана.

-- Приложить большие усилия по улучшению качества услуг наземного пассажирского транспорта, в частности посредством расширения (а не закрытия!) сети трамвайных линий, обособленных от уличного движения. Также должны быть организованы обособленные полосы для троллейбусов и автобусов. Предпочтительным является преобразование трамвайных линий в системы LRT, поскольку трамвайные пути гораздо легче отделить и отграничить от общего потока транспортных средств, нежели автобусные маршруты.

-- Строить новые линии метро, предназначенные для обслуживания больших периферийных районов. При этом имеет смысл предпочесть наиболее экономные варианты трассирования линий метро, такие как тоннели мелкого заложения (будучи превосходным знатоком истории транспорта, профессор Вучик знал, разумеется, о том, что советские метрополитены исходно рассматривались как объекты тройного назначения: мобилизационного, пропагандистского и транспортного. Поэтому у него не вызывала вопросов глубина тоннелей, характерная для старейших линий метро в центре нашей столицы. В то же время он выражал искреннее недоумение современной московской практикой строительства глубоких транспортных тоннелей за пределами исторического центра. -- М.Б.), эстакады, плоскостные участки и т.д.

-- Возобновить регулирование услуг общественного транспорта, имея в виду ликвидацию той разрушительной и хаотичной системы, которая крадет пассажиров с регулярных маршрутов, не выполняя при этом необходимых социальных функций.

-- Принять меры по улучшению организации дорожного движения в целях более эффективного использования потенциала существующих улиц.

-- Отрегулировать режимы парковки дифференцированным образом для тех или иных бульваров, площадей, второстепенных улиц.

-- Ввести одностороннее движение на низовой уличной сети в целях уменьшения заторов.

-- Сохранить и расширить сферу применения городского электрического транспорта (метро, трамвай, троллейбус), который является более эффективным и экологически чистым, чем дизельные автобусы.

-- Усилить координацию процессов планировки городов и управления землепользованием с транспортным планированием, с тем чтобы увеличение плотности застройки не происходило без адекватного прироста возможностей транспортной системы.

-- Усилить активность, направленную на увеличение интереса и понимания сложности городских транспортных проблем политическими лидерами, средствами массовой информации, а также общественностью.

Вукан ВУЧИК, профессор городского планирования и организации перевозок, Пенсильванский университет США


Тема Автор Дата
  Общественный транспорт в СМИ-2009 Александров Николай 06.01.2009 17:58
  Одиннадцать "одиннадцатых" Александров Николай 06.01.2009 18:02
  Re: Одиннадцать "одиннадцатых" Олег Куликов 11.01.2009 08:28
  Новые тарифы на транспорт вступят в силу не раньше февраля Дмитрий Селивёрстов 12.01.2009 18:26
  Re: Новые тарифы на транспорт вступят в силу не раньше февраля Дэмен 13.01.2009 00:28
  Re: Новые тарифы на транспорт вступят в силу не раньше февраля Андрей Остриков 13.01.2009 09:25
  Re: Новые тарифы на транспорт вступят в силу не раньше февраля Олег Бодня 15.01.2009 13:37
  Re: Новые тарифы на транспорт вступят в силу не раньше февраля Дэмен 15.01.2009 20:45
  Re: Новые тарифы на транспорт вступят в силу не раньше февраля Олег Бодня 16.01.2009 15:50
  А я сегодня купил проездной по старой цене... Дэмен 26.01.2009 19:58
  Вопрос о повышении включен в очередное заседание гор. Думы (29 января).(-) Владимир Сергеев 26.01.2009 20:58
  Если будут повышать, то с 15 февраля (+) Александров Николай 26.01.2009 21:19
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2009 Дэмен 14.01.2009 21:06
  Департамент цен и тарифов назвал шестирублевую плату палкой в колёсах городского транспорта Дмитрий Селивёрстов 13.01.2009 18:18
  В Краснодаре за счет повышения стоимости проезда в общественном транспорте планируют обновить транспортный парк Владимир Сергеев 15.01.2009 22:00
  Со следующего месяца проезд в краснодарском транспорте вырастет в цене Дмитрий Селивёрстов 16.01.2009 18:25
  В Краснодаре завершают установку около 150 остановочных павильонов Олег Бодня 26.01.2009 13:42
  Re: В Краснодаре завершают установку около 150 остановочных павильонов Григорий 26.01.2009 19:28
  Re: В Краснодаре завершают установку около 150 остановочных павильонов Олег Бодня 26.01.2009 21:40
  Жду автобус с комфортом! Александров Николай 28.01.2009 23:58
  В Краснодаре повысили стоимость проезда в трамваях и троллейбусах Олег Бодня 29.01.2009 19:43
  Статья в КИ Александров Николай 30.01.2009 16:54
  Re: В Краснодаре повысили стоимость проезда в трамваях и троллейбусах Григорий 15.02.2009 10:47
  Re: В Краснодаре повысили стоимость проезда в трамваях и троллейбусах Дэмен 16.02.2009 19:37
  540 руб. - на один вид транспорта, 770 руб - на два.(-) Владимир Сергеев 16.02.2009 20:16
  Re: 540 руб. - на один вид транспорта, 770 руб - на два.(-) Дэмен 17.02.2009 20:10
  Да, по идее, проездные должны быть по 400 и 600 рублей Олег Бодня 17.02.2009 21:20
  Re: Да, по идее, проездные должны быть по 400 и 600 рублей Владимир Сергеев 24.02.2009 17:30
  Re: Да, по идее, проездные должны быть по 400 и 600 рублей Олег Бодня 24.02.2009 20:55
  Вообще-то понять можно (+) Владислав Мартианов 25.02.2009 12:58
  Кто пользуется льготами? Александров Николай 05.02.2009 16:37
  Очень похоже на Киев (-) Олег Бодня 05.02.2009 17:57
  В Краснодаре открывается выставка белорусских товаров Олег Бодня 12.02.2009 10:45
  Автобусы могут быть, по радио про них как раз говорили(-). Костя 12.02.2009 21:16
  По информации Славы Мартианова, в Краснодаре экспонируется МАЗ-206 (+) Олег Бодня 12.02.2009 22:31
  Сочи: новая униформа водителей Олег Бодня 05.03.2009 09:18
  Re: Сочи: новая униформа водителей Олег Куликов 05.03.2009 16:41
  Re: Сочи: новая униформа водителей Андрей Остриков 05.03.2009 18:00
  Сочинские водители продемонстрировали новую униформу Олег Бодня 05.05.2009 20:01
  Поехали! Александров Николай 05.03.2009 21:05
  Re: Поехали! Андрей Остриков 06.03.2009 09:35
  Это маршрутное такси Олег Бодня 06.03.2009 09:55
  Полностью согласен(-) Андрей Остриков 06.03.2009 14:13
  Re: Поехали! Олег Куликов 06.03.2009 16:35
  Ну, заяц, погоди! Александров Николай 27.03.2009 23:03
  Re: Ну, заяц, погоди! Владимир Сергеев 27.03.2009 23:39
  Re: Ну, заяц, погоди! Александров Николай 28.03.2009 09:11
  Это было, было... (с) (+) Владислав Мартианов 28.03.2009 09:56
  "Российская газета": "Газель" - не такси Олег Бодня 31.03.2009 13:59
  "Краснодарские известия": "Трамвай машине не попутчик?" Дмитрий Селивёрстов 03.04.2009 14:02
  Re: "Краснодарские известия": "Трамвай машине не попутчик?" Олег Бодня 03.04.2009 14:18
  Re: "Краснодарские известия": "Трамвай машине не попутчик?" Дмитрий Селивёрстов 03.04.2009 17:07
  Re: "Краснодарские известия": "Трамвай машине не попутчик?" Олег Бодня 03.04.2009 17:24
  Re: "Краснодарские известия": "Трамвай машине не попутчик?" Слава Мао 03.04.2009 18:34
  11 ходит по-новому Дмитрий Селивёрстов 03.04.2009 20:00
  Re: "Краснодарские известия": "Трамвай машине не попутчик?" Олег Бодня 03.04.2009 21:26
  С комфортом до конечной Олег Бодня 16.04.2009 10:18
  Re: С комфортом до конечной Петрович 16.04.2009 16:15
  Придут - узнаем (-) Олег Бодня 16.04.2009 17:52
  Краснодар вольется в Международной автопробег «Голубой коридор» Олег Бодня 20.04.2009 19:22
  Re: Краснодар вольется в Международной автопробег «Голубой коридор» Дэмен 20.04.2009 21:57
  Думаю, что да. Обычно там организуют временные (на несколько часов) выставки техники (-) Олег Бодня 20.04.2009 22:19
  Re: Думаю, что да. Обычно там организуют временные (на несколько часов) выставки техники Владимир Сергеев 21.04.2009 08:50
  Спасибо за информацию! Ждём фотографии :-) (-) Олег Бодня 21.04.2009 09:05
  Все кончилось, все уехали. Фотографии будут вечером(-). Владимир Сергеев 21.04.2009 10:30
  Фото Владимир Сергеев 21.04.2009 18:04
  Re: Фото Олег Бодня 21.04.2009 23:01
  Вниманию краснодарцев! Владимир Сергеев 22.04.2009 22:24
  Re: Вниманию краснодарцев! Олег Бодня 22.04.2009 22:33
  Не такая уж и шутка Владислав Мартианов 23.04.2009 11:02
  Re: Вниманию краснодарцев! Олег Бодня 23.04.2009 12:32
  Re: Вниманию краснодарцев! Григорий 23.04.2009 20:16
  Re: Вниманию краснодарцев! Олег Бодня 23.04.2009 21:25
  Вопрос про Пазик. Костя 26.04.2009 17:23
  Re: Вопрос про Пазик. Олег Бодня 03.05.2009 18:10
  В Краснодаре в День Победы ограничат движение в центре города Олег Бодня 04.05.2009 19:57
  Транспортники Сочи будут советоваться с пассажирами Дмитрий Селивёрстов 06.05.2009 10:22
  Троллейбус нового дизайна появится на улицах Краснодара Олег Бодня 19.05.2009 07:12
  В Новороссийске бензин дешевеет, проезд дорожает Олег Бодня 22.05.2009 12:15
  Дежавю :-) Олег Бодня 29.05.2009 14:32
  Re: Дежавю :-) Дмитрий Селивёрстов 29.05.2009 17:32
  А давно табло установили-то? (-) Олег Бодня 29.05.2009 17:42
  Re: А давно табло установили-то? Владимир Сергеев 29.05.2009 18:00
  Есть фото! Александров Николай 29.05.2009 19:05
  Re: Есть фото! Олег Бодня 29.05.2009 21:01
  Re: Есть фото! Александров Николай 30.05.2009 07:46
  А 16 и 90? (-) Олег Бодня 04.06.2009 14:26
  Вот этого не припомню. По-моему, их и не было вовсе (-) Александров Николай 04.06.2009 15:34
  Моё фото Дмитрий Селивёрстов 01.06.2009 13:52
  О, пасибо! Дима, пришли мне оригиналы этих снимков, возьму парочку для сайта Олег Бодня 01.06.2009 14:36
  Выслал Дмитрий Селивёрстов 01.06.2009 15:26
  За кубанскими автобусами будут следить из космоса Руслан 02.06.2009 08:57
  Видеорепортаж с краснодарскими троллями. Костя 29.05.2009 19:30
  Re: Видеорепортаж с краснодарскими троллями. Олег Бодня 29.05.2009 21:41
  Мимоходом-про свалку под Новороссийском. Костя 31.05.2009 16:06
  На новых троллейбусах - с конфоркой :-) Олег Бодня 01.06.2009 20:15
  Маршрутки стали доступны льготникам Олег Бодня 04.06.2009 13:13
  Re: Маршрутки стали доступны льготникам Григорий 04.06.2009 19:51
  Re: Маршрутки стали доступны льготникам Олег Бодня 05.06.2009 07:18
  Возить - по новым правилам Олег Бодня 25.06.2009 14:54
  Re: Возить - по новым правилам Григорий 25.06.2009 20:49
  Re: Возить - по новым правилам Олег Бодня 25.06.2009 21:33
  Беспредел на маршрутах Олег Бодня 30.06.2009 12:49
  Современному городу - новые троллейбусы Владимир Сергеев 11.06.2009 14:39
  Намёк понял - телеверсия Дмитрий Селивёрстов 11.06.2009 19:47
  Re: Намёк понял - телеверсия Владимир Сергеев 11.06.2009 20:26
  Для дачников появился новый маршрут Дмитрий Селивёрстов 25.06.2009 12:32
  На самом деле, это не новый маршрут, а дополнительный график уже существующего Олег Бодня 25.06.2009 13:07
  В Краснодаре начался транспортный эксперимент (видео) Дмитрий Селивёрстов 25.06.2009 12:47
  Re: В Краснодаре начался транспортный эксперимент (видео) Олег Бодня 26.06.2009 11:59
  Re: В Краснодаре начался транспортный эксперимент (видео) Александров Николай 27.06.2009 16:39
  Спасибо. Было бы здорово, если бы тебя кто-нибудь (допустим, Слава) продублировал (-) Олег Бодня 27.06.2009 17:00
  Фото Александров Николай 28.06.2009 17:33
  Re: Фото Олег Бодня 28.06.2009 18:13
  Re: Фото Александров Николай 28.06.2009 19:26
  Re: Фото Славик 29.06.2009 00:47
  В Краснодаре закончился :-) транспортный эксперимент Олег Бодня 31.07.2009 11:18
  До начала транспортного эксперимента... Олег Бодня 22.10.2009 17:23
  Re: До начала транспортного эксперимента... Александров Николай 22.10.2009 18:29
  Re: До начала транспортного эксперимента... Олег Бодня 22.10.2009 19:36
  В "Лесники" по новому маршруту Дмитрий Селивёрстов 30.06.2009 13:40
  Re: В "Лесники" по новому маршруту Олег Бодня 30.06.2009 14:15
  Ай эм сорри... Дмитрий Селивёрстов 30.06.2009 14:50
  Re: Ай эм сорри... Олег Бодня 30.06.2009 17:20
  Трамвай поливает газоны в Краснодаре Руслан 06.07.2009 20:39
  В Краснодаре появился трамвай-лейка (видео) Дмитрий Селивёрстов 07.07.2009 17:41
  Капремонт для трамвайных путей Дмитрий Селивёрстов 07.07.2009 17:43
  На Гоголя уже давно пора Владислав Мартианов 07.07.2009 18:10
  Re: На Гоголя уже давно пора Олег Бодня 07.07.2009 22:37
  Белоруссия хочет расширить торгово-экономические связи с Краснодарским краем Олег Бодня 08.07.2009 20:23
  Re: Белоруссия хочет расширить торгово-экономические связи с Краснодарским краем Олег Куликов 09.07.2009 09:18
  На этот раз тема получила продолжение Олег Бодня 11.07.2009 16:35
  Ура! Было бы замечательно! Дмитрий Селивёрстов 13.07.2009 11:08
  Замечательно не будет Олег Бодня 17.07.2009 16:28
  Быть или не быть водителем трамвая - решит компьютер (Краснодар-плюс) Руслан 09.07.2009 13:50
  Видео для любопытных ;-) Дмитрий Селивёрстов 09.07.2009 19:11
  Китай хочет собирать у нас автобусы Олег Бодня 09.07.2009 14:12
  Схему движения транспорта на площади перед вокзалом Краснодар I планируют изменить Олег Бодня 11.07.2009 07:05
  Re: Схему движения транспорта на площади перед вокзалом Краснодар I планируют изменить Андрей Остриков 11.07.2009 07:59
  Re: Схему движения транспорта на площади перед вокзалом Краснодар I планируют изменить Дмитрий Селивёрстов 11.07.2009 13:17
  Re: Схему движения транспорта на площади перед вокзалом Краснодар I планируют изменить Олег Бодня 11.07.2009 16:18
  Re: Схему движения транспорта на площади перед вокзалом Краснодар I планируют изменить Андрей Остриков 11.07.2009 21:01
  Икарус - это не Икар Александров Николай 13.07.2009 21:23
  Re: Икарус - это не Икар Олег Бодня 13.07.2009 23:03
  Китайский производитель автобусов «Шучи» планирует разместить свое производство в Тихорецке. Костя 14.07.2009 20:05
  На Кубани будут производить автобусы китайской марки Shuchi Олег Бодня 21.10.2009 20:51
  На Кубани рейсовые автобусы сдадут в металлолом (КП) Руслан 15.07.2009 09:32
  УКВЗ Петрович 23.07.2009 10:16
  Re: УКВЗ Олег Бодня 23.07.2009 10:26
  Перевозчики Краснодара предлагают повысить цены на проезд в автобусах Олег Бодня 28.07.2009 11:58
  В Анапе до конца города маршрутные "Газели" заменят на автобусы Олег Бодня 28.07.2009 11:59
  Единая диспетчерская служба будет контролировать движение общественного транспорта в Армавире Руслан 29.07.2009 15:02
  В Сочи отменяется бесплатный проезд на пригородном маршруте Дмитрий Селивёрстов 30.07.2009 10:59
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2009 Петрович 06.08.2009 02:09
  Сочинским перевозчикам снесли "крышу" Дмитрий Селивёрстов 06.08.2009 12:25
  В Краснодаре трамвайный маршрут "Cт. "Динамо" - железнодорожный мост" отмечает день рождения Олег Бодня 17.08.2009 20:26
  Едем отдыхать Александров Николай 22.08.2009 00:08
  Re: Едем отдыхать Олег Бодня 22.08.2009 07:43
  Схема движения транспорта в Сочи в период Инвестиционного форума Дмитрий Селивёрстов 28.08.2009 10:45
  Изменение маршрутов сочинского транспорта во время форума Дмитрий Селивёрстов 09.09.2009 12:33
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2009 Гамид 28.08.2009 16:36
  А смысл? Дмитрий Селивёрстов 28.08.2009 17:01
  Альтернативный транспорт для сочинцев Дмитрий Селивёрстов 09.09.2009 11:23
  Репортаж про а/к №1419 Александров Николай 06.10.2009 22:42
  Re: Репортаж про а/к №1419 Владимир Сергеев 06.10.2009 23:03
  Видео и текст Дмитрий Селивёрстов 07.10.2009 13:46
  Пассажиров в Сочи хотят везти все Дмитрий Селивёрстов 09.10.2009 11:14
  Учёные предложили новую технологию укладки рельсовых путей Дмитрий Селивёрстов 09.10.2009 11:18
  Re: Учёные предложили новую технологию укладки рельсовых путей Олег Бодня 09.10.2009 11:41
  Олег, это же "Гудок"! Дмитрий Селивёрстов 09.10.2009 17:59
  Re: Олег, это же "Гудок"! Олег Бодня 09.10.2009 19:04
  Кстати, вот уже и под Сочи. Костя 10.10.2009 18:31
  Американская компания предлагает индивидуальный рельсовый транспорт Дмитрий Селивёрстов 13.10.2009 12:08
  Re: Американская компания предлагает индивидуальный рельсовый транспорт Олег Бодня 13.10.2009 12:46
  Re: Американская компания предлагает индивидуальный рельсовый транспорт Владислав Мартианов 13.10.2009 18:02
  Перевозчики Горячего Ключа обновляют автопарк Олег Бодня 21.10.2009 09:22
  Ночные маршруты ударили по кошельку краснодарцев. Костя 28.10.2009 21:10
  Re: Ночные маршруты ударили по кошельку краснодарцев. Петрович 29.10.2009 02:26
  Re: Ночные маршруты ударили по кошельку краснодарцев. Олег Бодня 29.10.2009 09:52
  Когда наведут порядок на улице Гоголя? Владимир Сергеев 06.11.2009 22:00
  Re: Когда наведут порядок на улице Гоголя? Григорий 06.11.2009 22:16
  Про КВР Т3 Олег Бодня 06.11.2009 23:37
  Re: Про КВР Т3 Петрович 07.11.2009 09:17
  Майкоп-экзамен у маршруток и автобусов. Костя 09.11.2009 19:12
  Re: Майкоп-экзамен у маршруток и автобусов. Олег Бодня 09.11.2009 23:48
  Несчастливый билет на одну поездку Владимир Сергеев 10.11.2009 22:24
  Пассажиры без крыши над головой Владимир Сергеев 10.11.2009 22:24
  Основы безопасности Леонида Лебедя Олег Бодня 11.11.2009 09:34
  По экологическим стандартам Олег Бодня 11.11.2009 09:43
  А что за эбус? Тот тролзовский?(-) Костя 11.11.2009 19:04
  Да. См. тему о программе "30/70" Олег Бодня 11.11.2009 19:14
  За нами следят Олег Бодня 11.11.2009 09:52
  Re: За нами следят Григорий 11.11.2009 20:06
  Близится Рождество. Наступает пора сказок? Руслан 13.11.2009 09:20
  И причём здесь сказки? Олег Бодня 13.11.2009 10:32
  Добил я наших новостников ;-) Сюжет про новые маршруты Дмитрий Селивёрстов 13.11.2009 18:05
  В Краснодаре не планируется строительство метро Олег Бодня 18.11.2009 22:12
  Новые троллейбусы поступят в транспортный парк городов Кубани Олег Бодня 18.11.2009 22:15
  В Новороссийске введут униформу для водителей маршруток Олег Бодня 21.11.2009 20:29
  Едем по новым маршрутам Владимир Сергеев 24.11.2009 23:06
  Давайте уважать трамвай! Владимир Сергеев 26.11.2009 09:49
  Если контролёр просит заплатить штраф, обращайтесь в милицию Олег Бодня 27.11.2009 13:16
  Мэр Краснодара о транспорте Дмитрий Селивёрстов 30.11.2009 17:35
  Взаимоуважение на колесах Владимир Сергеев 30.11.2009 21:53
  "Вести-интервью" с начальником управления транспорта Краснодара Дмитрий Селивёрстов 02.12.2009 15:58
  Комментарии Олег Куликов 02.12.2009 16:36
  Re: Комментарии Олег Бодня 02.12.2009 17:37
  Гипс по цене проезда Олег Бодня 03.12.2009 02:02
  Частники отбирают хлеб у профессиональных извозчиков Дмитрий Селивёрстов 03.12.2009 14:04
  Чтобы не попасть в цейтнот Владимир Сергеев 03.12.2009 21:19
  Слова правильные. Деньги где под всё это взять? (-) Дмитрий Селивёрстов 04.12.2009 14:16
  В Сочи начнет работу "горячая линия" по работе общественного транспорта Олег Бодня 08.12.2009 08:03
  КП-Кубань: Как должен ходить на Кубани общественный транспорт по вечерам? Руслан 09.12.2009 10:01
  От частного к общественному Олег Бодня 14.12.2009 10:04
  Превосходные рекомендации! Дмитрий Селивёрстов 14.12.2009 19:06
  Эх, если бы было всё так просто... (-) Олег Бодня 14.12.2009 21:05
  Re: От частного к общественному Григорий 15.12.2009 10:42
  Re: От частного к общественному Олег Куликов 12.01.2010 09:19
  Re: От частного к общественному Олег Бодня 12.01.2010 09:55
  Re: От частного к общественному Олег Куликов 13.01.2010 11:12
  Re: От частного к общественному Олег Бодня 13.01.2010 19:50
  Операция "Тайный пассажир" прошла в Сочи Олег Бодня 15.12.2009 10:15
  Сочинский транспортный беспредел Дмитрий Селивёрстов 16.12.2009 13:35
  В Сочи проводится работа по оптимизации маршрутной сети Олег Бодня 23.12.2009 06:46
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2009 Олег Куликов 23.12.2009 09:54

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта