Винтокрылые «маршрутки»
Над проблемой создания вертолета или геликоптера, т. е. аппарата, не имеющего крыльев и поднимающегося вверх с помощью больших винтов, работало немало отечественных изобретателей. Опираясь в своей работе на вихревую теорию Н. Е. Жуковского, русские учёные и конструкторы Б. Н. Юрьев, И. И. Сикорский, К. А. Антонов и другие накануне Первой мировой войны уже построили опытные вертолёты.
В период Первой мировой войны отечественные деятели авиации и практики-новаторы продолжали трудиться над созданием вертолётов.
В сентябре 1915 г. в Центральный военно-промышленный комитет поступили проекты вертолётов-амфибий изобретателя Ф. С. Бурьяна из села Весёлого Сочинского округа. Один из них был продольной, другой – соосной схемы.
«Аппараты для пронизывания воздуха» из села Весёлого
Корпус первого предложенного аппарата имел форму лодки. Над ней укреплялись два шестикрылых винта («колеса»), которые вращались с помощью двигателя в противоположные стороны. «Движение одного колеса должно быть вправо, а другого — влево», — писал изобретатель. «Приведением в движение означенных колес аппарат получает возможность подниматься с места отвесно, прямо вверх, уменьшив ход колёс, аппарат станет в неподвижном положении в воздухе, а если ещё уменьшить ход колеса, то аппарат станет плавно опускаться вниз». Кроме вертикальных несущих винтов, на корме был предусмотрен водяной винт, благодаря чему аппарат мог передвигаться по воде в случае посадки на неё. Поворот аппарата в воздухе осуществлялся с помощью специального руля.
Второй вариант того же аппарата имел вид торпеды, как писал изобретатель, «для удобства пронизывания воздуха». Интересно были запроектированы валы для приведения в движение несущих роторов: основной вал был пустотелым, а внутри его находился другой вал, передававший тягу на второй винт. Изобретатель предлагал снабдить вертолёт специальным шасси в виде четырех колёс для передвижения по земле и запасными крыльями — на случай вынужденной посадки.
От военного министра проекты попали в отдел изобретений Военно-промышленного комитета. Председатель отдела инженер Шевалёв, рассмотрев проекты, писал изобретателю о том, что идею создания аппарата геликоптерного типа отдел считает при современном состоянии техники воздухоплавания вряд ли осуществимой. Ссылаясь на недостаточную техническую разработанность проектов, отдел отказал изобретателю в поддержке.
После окончания Второй мировой войны в соответствии с решением межведомственной комиссии и при содействии командования ВВС, заинтересованных в том, чтобы на вооружении армии стояли боевые вертолёты, организовалось новое конструкторское бюро во главе с Михаилом Леонтьевичем Милем. Перед ним поставили задачу создать одновинтовой вертолет.
Первым одновинтовым вертолетом этого конструкторского бюро стал «Ми-1» с поршневым двигателем мощностью 575 л. с. Его испытательный полет состоялся в 1948 г. Вертолет потерпел аварию. Погиб испытатель М. К. Байкалов. Потом было долгое затишье, до тех пор, пока Василий Сталин (он командовал авиацией Московского округа) не начал расхваливать отцу преимущества винтокрылых машин. Иосиф Сталин сомневался: «Несерьёзная какая-то авиация. Говоришь, аэродромы им не нужны? А может ли он сесть в горах?» Василий задумался: «Не знаю», — но переговорил с Милем, и тот решил доказать «верховному», что такое очень даже возможно. Однажды, когда Сталин отдыхал на даче у озера Рица, вертолёт сел на небольшую площадку рядом с его домом (за достоверность легенды про Сталина не ручаюсь – К. В. Н). После такого «авиашоу» вертолётчикам дали деньги на разработки. Сыграли свою роль и сообщения об эффективном применении американской винтокрылой техники в Корее.
Ряд созданных впоследствии модификаций «Ми-1» использовался в качестве связных, учебно-тренировочных, санитарных и народнохозяйственных вертолетов. На вертолёте было установлено 23 мировых рекорда, 11 из которых — женщинами-пилотами.
В 1951 г. был построен вертолет «Ми-4» с оборудованием для слепых и ночных полётов, развивающий скорость до 180 км/ч, грузоподъемностью 1 200 кг. В грузовой кабине вертолёта свободно размещались 16 десантников или автомашина «ГАЗ-69». Подобный вертолёт американцы создали только через два года. На базе «Ми-4» впоследствии появилось несколько модификаций. На этом вертолёте советские летчики-испытатели установили 7 мировых рекордов, а на Всемирной выставке в Брюсселе «Ми-4» завоевал золотую медаль. Именно на этом вертолёте были открыты авиалинии на Черноморском побережье.
Ми-4
20 ноября 1958 г. открыта первая пассажирская вертолётная авиалинии по маршруту Симферополь—Ялта.
В Сочи вертолётные линии открыты в 1959 году. И уже в первое же лето вертолёты Адлерского аэропорта перевезли 30 тысяч пассажиров на Красную Поляну, в Гагру, Лазаревское, Макопсе, Архипо-Осиповку. Первым открывал все эти пассажирские авиалинии лётчик Иван Васильевич Крупко. С ним работали вертолётчики В. А. Комендар, В. Д. Епифанов, В. П. Кудрявцев, В. И. Ершов, А. Я. Умянов.
Позже в отряд сочинских вертолётчиков попали В. М. Белянин, А. Морин, В. Чудаков, В. Махонин, Ф. Кузнецов. В 1970-х годах лучшим не раз признавался экипаж командира Владимира Сергеевича Василина.
В 1960 году самым популярным маршрутом стала линия Сочи—Геленджик. Время полёта — 1 час. Ежедневно воздушным путём путешествовали сотни курортников.
Старый аэродром (здание сейчас находится между ул. Гагарина и Красноармейской)
В самом Сочи первый вертодром был на месте улицы Гагарина, на старом аэродроме, затем построили вертодром на Навагинке. Павильон для пассажиров открыли 30 июля 1961 г. Теперь «вертодромом» называют стойбище оптовых торговцев овощами.
(Не совсем так. На старом вертодроме напротив микрорайона им. П. Корчагина — район ул. Макаренко, за бывшей территорией ПАТП-3 сейчас базируется авиаотряд МЧС России — прим. Д. Селивёрстова)
Бывали у сочинских вертолётчиков и аварии.
Вертолёт Ми-4, пилотируемый Владимиром Георгиевичем Махониным, летел из центра Сочи в Адлер. Все 11 мест были заняты. Летели в основном люди, торопившиеся на самолёт.
Над молодёжным лагерем «Спутник» Махонин почувствовал, что машину легко тряхнуло. Взглянув на приборы, пилот понял, что мотор не в порядке, а вскоре двигатель совсем заглох.
Положение критическое. Слева — горы, заросшие лесом, справа — лента железной дороги и узкая полоска пляжа, сплошь усеянного купальщиками. Пилот увидел крохотную площадку впереди, на мысе Видном. Посадка удалась. Длинный хвост машины метров на 6 повис над морем. Прямо перед кабиной торчала какая-то заброшенная вышка. От лопастей винта до ближайших деревьев оказалось меньше полуметра. Пассажиры даже не успели толком испугаться, как за ними пришли автобусы.
Рискованная история произошла и при съёмках в Сочи кинофильма «Молния и девочка». В. Г. Махонин завис над самой морской волной по настоянию режиссёра — и только чудом выдернул мокрую машину на берег. Удачные кинокадры стоили Махонину выговора и отстранения от экзамена на повышение классности.
За год вертолёты должны были по плану налетать около 900 часов.
Чуть остыв от горячки летнего сезона, вертолётчики вылетали на своих «Ми» в разные концы Советского Союза для выполнения так называемых договорных работ. На Урале, Поволжье, Сибири оказывали помощь геологам. Строили газопровод Бухара—Урал, помогали в проектировании дороги в песках Кара-Кумов, заодно подбрасывая сено овечьим отарам.
Не раз занимались вертолётчики спасательными операциями.
4 января 1960 г. впервые вертолёт «Ми-4» доставил из Адлера свежие центральные газеты и журналы. Из Москвы в Адлер почта была доставлена на пассажирском самолёте «Ил-18» и за 10 минут вертолёт привёз её в Сочи. Посадку вертолёт делал на Театральной площади.
Вертолётчики помогали строить газопровод Майкоп—Сочи, устанавливали мачты линии электропередач (например, на Мацесте).
Новая профессия у вертолётов появилась в 1975 г. С их помощью геодезисты проводили картографические съёмки Большого Сочи. Нужные топографам точки на местности вертолётчики обозначали, метко сбрасывая пакеты с краской.
17 декабря 1967 г. Сочинский аэропорт получил новый 28-местный пассажирский вертолёт «Ми-8». С завода его доставил экипаж, возглавляемый командиром В. Нишкомаевым. «Ми-8» брал 28 пассажиров и его скорость была 220 км/ч.
24 октября 1969 г. вертолётчики Сочинского аэропорта перевезли миллионного пассажира. Им оказалась Зоя Сычёва — техник уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь». Экипаж «Ми-8» с командиром вертолёта Э Кожевниковым тепло приветствовали её, вручили бесплатный билет в Лазаревское и сувениры.
10 февраля 1971 г. Сочинским аэропортом открыто регулярное воздушное сообщение на вертолётах «Ми-8» в Аибгу — за 13 минут, в Лазаревское — 25 минут, в Сухуми — за 50 минут.
Кстати, цены билетов были просто смешными: на Красную Поляну в 1978 году билет стоил всего 2 рубля. 2 апреля 1991 года цены выросли сразу в 20 раз — до 40 рублей! После чего количество пассажиров резко сократилось.
Теперь, к сожалению, в Сочи на вертолёте летает только один пассажир, и остаётся только с завистью поднимать голову к небу, а потом садиться в маршрутную «Газель», водитель которой подозрительно похож на героя одного из любимейших фильмов Данелии.
В.Н.КОСТИНИКОВ,
краевед
http://ms-helga.livejournal.com/27129.html
Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 17.02.2012 15:13 (Олег Бодня).