Темой круглого стола, который прошел по инициативе комитета городской Думы по промышленности, строительству, транспорту и связи, стало развитие общественного транспорта Краснодара.
Оптимизация сети - веление времени
Проблема из разряда почти что вечных, для крупных городов она всегда актуальна. Ведь сколько существует общественный транспорт, столько и пытаются усовершенствовать его работу. А в нашем городе за последнее время в транспортном цеху произошли серьезные подвижки. За круглым столом говорили и о них, и о перспективах, и о том, где еще пока недорабатываем. Ведь в новом веке и тем более новом тысячелетии транспорт должен соответствовать духу времени.
В дискуссии участвовали: заместитель главы города Виктор Бондарь, заместитель председателя Думы Сергей Пуликовский, председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту и связи Батырбий Тутаришев, его заместители Виктор Тимофеев и Владимир Данильченко, депутат городской Думы, директор МУ «Городское управление пассажирского транспорта» Владимир Пинчук, начальник управления транспорта администрации города Евгений Калиоропуло, директор МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» Анатолий Панин, специалисты данного предприятия.
Батырбий Тутаришев, открывая дискуссию, напомнил, что от уровня развития общественного транспорта зависят многие аспекты городской жизни. Краснодар - миллионный город. Транспорт - сложный механизм. Администрация и депутатский корпус многое делают для того, чтобы работа транспорта улучшалась. Что необходимо сделать еще?
Имеющиеся проблемы, достигнутые результаты и перспективы на самое ближайшее будущее обсудили на примере крупнейшего городского перевозчика - КТТУ. Анатолий Панин сделал подробный отчет о выполнении производственной программы МУП «КТТУ» за 2009 год.
О проблемах: 2009 год был сложным для всех, транспортные предприятия - не исключение. Но принимались все меры, чтобы сохранить социальную значимость КТТУ, ведь порядка 40 процентов пассажиров - из социально незащищенных слоев населения. Пробег удалось сохранить на прежнем уровне, но ощущается недобор пассажиров. По причине того, что у электрического транспорта сегодня появилось много конкурентов - это автобусы разной вместимости, в том числе - коммерческие, которые достаточно комфортабельны, ездят куда быстрее, чем те же рогатые, причем по тем же улицам. Анатолий Панин считает, что в городе необходимо оптимизировать маршрутную сеть, и это позволит каждому виду транспорта возить своих пассажиров в полном объеме, не дублируя друг друга. В лучшем положении, чем троллейбусы, в данной ситуации находятся трамваи, у них 70 процентов своих собственных путей. Но здесь возникает иная проблема: многие автолюбители облюбовали трамвайные рельсы - ездят по ним, чтобы избежать пробок, паркуются и уже создают пробки для трамваев, замедляя передвижение.
Все эти вопросы известны, и городская власть ищет пути их решения. Заместитель главы города Виктор Бондарь проинформировал, что создана рабочая группа, которая будет разрабатывать новую городскую транспортную схему. Директор МУ «Городское управление пассажирского транспорта» Владимир Пинчук добавил: задача группы - разработать техническое задание, по которому в дальнейшем оптимизировать схему общественного транспорта будет уже предложено ученым одного из краснодарских вузов.
Действительно, сеть требует оптимизации, нынешняя схема весьма хаотична, но здесь есть одно чисто временное юридическое препятствие: в 2006 году был заключен договор с перевозчиками на пять лет. Его необходимо соблюдать. Пока он действует, можно провести как раз все подготовительные работы. При этом Виктор Бондарь уверен: нужна именно оптимизация сети, а не сокращение маршрутов, причем схема должна стать такой, чтобы сохранять и развивать и муниципальные, и коммерческие перевозки, тогда и транспортные предприятия будут в нормальном экономическом положении, и пассажирам на остановках не придется слишком долго дожидаться трамвая-троллейбуса-автобуса. Ведь в конечном счете транспорт работает для удобства тех, кого возит.
Остановка со всеми удобствами
Одна из проблем, которые городская власть намерена активно решать, - обустройство остановочных комплексов. Об этом подробно рассказали в своих выступлениях вице-мэр Виктор Бондарь и заместитель председателя городской Думы Сергей Пуликовский.
Во-первых, в городе есть такие остановки, где большое скопление людей. Например, район Сенного рынка. Сергей Пуликовский убежден, что при работе над оптимизацией сети общественного транспорта такие остановки нужно разграничить: вот здесь маршрутки, здесь троллейбусы, здесь автобусы.
Во-вторых, особая забота - это конечные пункты маршрутов. Тут нужно создать все удобства не для короткого перекура, а для настоящего отдыха водителей - душевые, туалеты, пункты питания.
Виктор Бондарь напомнил, что недавно была сделана ревизия всех конечных остановочных пунктов, проводится работа с администрациями сельских округов с тем, чтобы они нашли инвесторов, которые обустроят эти комплексы магазинами, душевыми и другими необходимым удобствами.
Но заботиться необходимо не только о конечных остановках. Обустраивать нужно и все остальные.
Еще одна вечная краснодарская проблема, как, впрочем, и всех крупных развитых городов, - пробки. В ближайших перспективах городская власть собирается осуществить пилотный проект, и по Красной - от Северной до «Авроры» сделать специальную полосу движения - только для общественного транспорта.
К трамваю и троллейбусу добавились автобусы
Еще одна проблема КТТУ связана с тем, что этот крупнейший муниципальный перевозчик в нынешнем году взял на себя некоторые автобусные маршруты, причем наиболее сложные и наименее окупаемые - например пригородные, дачные. Тариф здесь применяется минимальный. А расходы большие. И только в первом квартале от автобусов КТТУ получило 7 млн рублей убытков. Если бы продолжал работать только электротранспорт, то предприятие сегодня имело бы, по словам Анатолия Панина, чистую прибыль. Директор КТТУ заверил, тем не менее, что его предприятие не собирается бросать социально значимую для горожан услугу. Анатолий Панин убежден, что нужен для автобусных маршрутов экономически обоснованный тариф, и определенная компенсация перевозчику, чтобы тариф целиком не лег на плечи пассажиров. Начальник управления транспорта администрации города Евгений Калиоропуло проинформировал, какая работа ведется в данном направлении.
Главное - здесь необходимо учесть не только экономическую, но и социально-политическую составляющую проблемы. Ведь определение тарифа всегда связано и с нуждами перевозчиков, и с возможностями пассажиров. Скажем так: хороший тариф - это когда волки не то чтобы сыты, а не остаются голодными (иначе перевозки могут просто прекратиться ввиду банкротства предприятия-перевозчика), а овцы целы (слишком непомерный тариф для пассажиров всегда чреват социальными взрывами).
У того обстоятельства, что КТТУ теперь обслуживает и автобусные маршруты, есть и другая сторона. Сегодня много говорят о необходимости 100-процентного использования производственных площадей, об экономной во всех отношениях экономике. Так вот, появление в предприятии горэлектротранспорта автобусов позволило на 100 процентов загрузить второе троллейбусное депо. При этом штат сотрудников возрос всего на 10 процентов.
Обновление путей и парка
Виктор Тимофеев и Владимир Данильченко интересовались подробностями экономической кухни предприятия, тем, как выполняется производственная программа. Вся прибыль за прошлый год, проинформировал Анатолий Панин, направлена на капитальный ремонт трамваев, троллейбусов, трамвайных путей, на обновление базы. Удалось уменьшить дефицит кадров водителей и кондукторов, проиндексированы им зарплаты. В среднем они выросли на 22 процента. Обновлена часть станочного парка, машин и механизмов.
В прошлом году начала реализовываться программа капитального ремонта и обновления подвижного состава. Например, в прошлом году куплено четыре самых современных троллейбуса «Оптима» за счет средств предприятия. А по программе поддержки отечественного автопрома приобретено 16 троллейбусов, а в этом году по данной программе планируется обновить парк на 30 троллейбусов. Отремонтировано 12 трамваев. Ремонтные работы ведутся и у нас, и на московском авторемонтном заводе. Причем вагоны чешского производства ремонтируются в Москве, а усть-катавского - у нас. В перспективе для ремонта подвижного состава планируется продолжать и развитие собственной базы КТТУ, а также использовать возможности тихорецкого завода, работающего по самым современным технологиям и имеющего собственное конструкторское бюро.
Виктор Бондарь напомнил о том, что сегодня в системе общественного транспорта реализуются мероприятия программы создания безбарьерной среды для инвалидов. Совсем недавно в марте на маршрут вышел новый низкопольный трамвай.
Чудо-экобус
Вопросы перспектив общественного транспорта пересекаются с необходимостью уделять внимание развитию туризма. Краснодар может стать настоящей туристической Меккой. Гостям города, а также и самим краснодарцам могут послужить и четыре новеньких экобуса - это современный, вместительный, экологически чистый вид троллейбуса, который работает благодаря микротурбогенератору. Он соответствует стандарту евро-5. Автономный источник энергии позволяет троллейбусу бегать по любым улицам. Планируется разработать маршрут от вокзала Краснодар-1 или здания Законодательного собрания края до кинотеатра «Аврора». Пассажиры смогут не только добраться до нового места, но и увидеть городские достопримечательности.
http://ki-gazeta.ru/special/Duma/27008.html