http://www.ki-gazeta.ru/rubrics/archiv/2010/1/30/25071.html:
Общественный транспорт - общее дело
В Краснодаре постоянно появляются новые автобусные и троллейбусные маршруты. Парк такси увеличивается с каждым днем. Соответственно растет и актуальность обеспечения безопасности пассажирских перевозок. В настоящее время - с 25 января по 3 февраля - инспекторами ГИБДД в городе проводятся целевые мероприятия по контролю за соблюдением автоперевозчиками правил, нормативов и стандартов в сфере безопасности дорожного движения. Что включают эти нормативы? - за разъяснениями мы обратились к инспектору по пропаганде БДД отдела ГИБДД УВД города Руслану Русому.
- Насколько я помню, каждый год начинается с глобальной кампании по борьбе с перевозчиками-нарушителями. А дают ли эффект такие акции?
- Никакая работа не даст долговременного положительного результата, если не будет проводиться систематически. И наши мероприятия, направленные на соблюдение требований безопасности автоперевозчиками, носят системный характер. Дело в том что целевые мероприятия, на проведение которых в течение недели дополнительно ориентированы все службы, отвечающие за обеспечение безопасности на дорогах, служат своеобразным промежуточным стартом и одновременно точкой подведения итогов работы за прошлый год. Могу сказать, что год от года, несмотря на растущий парк автоперевозчиков, ситуация улучшается. Водители стали более ответственно относиться к таким процедурам, как прохождение предрейсового технического контроля и медицинского осмотра. Это положительно сказалось и на техническом состоянии автомобилей, и как следствие - на безопасности перевозок. На протяжении последних лет нами фиксируется устойчивая тенденция к снижению ДТП с участием автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных и индивидуальных такси.
- Остановимся на маршрутках. В прошлом году ваша акция совпала со вступлением в силу новых, более жестких санкций против нарушителей. Взять те же ремни безопасности: после увеличения штрафа в пять раз (до 500 руб.) ими стали пристегиваться не только водители микроавтобусов, но и пассажиры передних сидений. Тогда же запретили пользоваться мобильными телефонами без устройства "свободные руки" - и результат был. Но со временем все вернулось на круги своя: пристегиваться пассажиров заставляют очень редко, телефонами во время езды пользуются, а о перегрузе и говорить не стоит. Можно навести здесь идеальный порядок или нет?
- Большинство водителей маршрутных такси пользуются ремнями безопасности. Если вспомнить ситуацию двухлетней давности, то этого не было и в помине. Что касается перегруза, когда водитель набирает пассажиров гораздо больше, чем положено, то здесь также штраф в 500 рублей. Однако, как ни странно, при выявлении инспектором этого нарушения пассажиры, чью жизнь и здоровье водитель подвергал опасности, становятся на его сторону. Как это объяснить? С одной стороны безусловная нехватка общественного транспорта в часы пик. Но с другой - абсолютное безразличие к безопасности самих пассажиров.
Дополнительная иллюстрация. Когда водителей индивидуальных такси обязали использовать для перевозки детей специальные удерживающие кресла, поднялся целый шквал негодования. Он быстро спал, потому как требования были совершенно законны и обоснованны, и серьезные фирмы такси закупили такие кресла для своих машин. Но практика показывает, что многие пассажиры предпочитают игнорировать данное устройство и все равно везут детей на коленях. Кто-то из водителей откажется везти такого пассажира, а кто-то и согласится. В итоге жизнь ребенка подвергается опасности.
- Может быть, ввести штрафы для пассажиров, которые нарушают правила их перевозки?
- Никакие штрафы не заставят людей начать думать о своем здоровье. О нем вспоминают, когда уже что-то произошло: получил ушиб во время резкого торможения, ударился, повернул ногу и так далее. Только пропаганда безопасности и профилактика могут переломить ситуацию. Приведу еще один пример. Одно из самых частых нарушений среди водителей маршрутных такси - остановка для высадки-посадки пассажиров вне остановочных пунктов. За это полагается штраф - все те же 500 рублей. Однако водители часто высаживают пассажиров, где те попросят. Нередки случаи, когда законопослушные водители, отказав в подобной просьбе, наталкиваются на грубость со стороны пассажиров. Неужели не понятно, что подобное поведение чревато очень серьезными неприятностями. Я не о штрафах говорю, а об элементарной безопасности. Что стоит пройти несколько метров от нормального остановочного комплекса до пешеходного перехода, а не нестись сломя голову через дорогу где попало? Несколько минут. Но граждане ради них предпочитают рисковать месяцами в больнице.
- Кстати, об остановочных пунктах. Далеко не все из них отвечают ГОСТу, а следовательно, и требованиям безопасности.
- Такая проблема существует, но решается. Вкратце могу объяснить самые простые признаки правильной остановки. Ширина тротуара в этом месте должна быть не менее полутора метров. Высота бордюра 20 см. Ограждение, предотвращающее переход дороги вне разрешенной зоны, 50 метров в обе стороны. Остановочный пункт должен быть оборудован павильоном, урной, освещением. На конечных остановках на каждое транспортное средство должно отводиться не менее 20 м пространства.
В рамках наших мероприятий мы проверяем все остановки и, выявляя нарушения, составляем предписание об устранении и направляем информацию в органы муниципального управления
- То есть эту неделю борьбы за безопасность перевозки пассажиров можно считать переломной?
- Скорее корректирующей. На основании развернутых данных, которые мы получим в результате проведенных мероприятий, будет составлен план дальнейших действий. Уже сейчас можно сказать, что в него войдут регулярные проверки предприятий-перевозчиков на предмет соблюдения правил выпуска на линию транспорта и водителей. Также мы будем держать на контроле выполнение наших рекомендаций по оснащению остановочных пунктов всем необходимым. Вместе с тем продолжится и работа на дорогах. Расслабляться никто не собирается. Наша цель - безопасные дороги во всех проявлениях. И мы ее добьемся. Методичной и систематической работой.
Автор: Иван Прытыка