http://www.ki-gazeta.ru/rubrics/archiv/2010/11/2/31022.html:
Автобус: безопасность и комфорт - не роскошь
Многие еще помнят времена, когда на краснодарском автовокзале выстраивались гигантские очереди - уехать на море в сезон было невозможно, и лишь бронь крайкома (или чья-то еще) давала редким счастливчикам такую возможность. С массовой автомобилизацией населения проблема ушла, теперь взять билет можно легко и быстро, и, если повезет, даже на комфортабельный «вольво» или «мерседес». Но это если повезет, потому что на посадку могут подать и развалюху достопамятного года выпуска, в салоне которой всю дорогу будет вонять горелой резиной, ехать вам придется в кресле с оторванной ручкой, а водитель станет останавливаться у каждого населенного пункта, подбирая голосующих пассажиров.
Впрочем, отсутствием комфорта в наших автобусах не исчерпывается весь круг проблем междугородних перевозок. «Сокращение численности и износ автобусного парка предприятий федеральной, краевой и муниципальной форм собственности негативно сказывается на социально-экономической ситуации, так как происходит дальнейшее сокращение социально значимой маршрутной сети автомобильного транспорта общего пользования, снижается уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, предприятия не могут конкурировать с частными перевозчиками и индивидуальными предпринимателями, использующими, как правило, льготную систему налогообложения (единый налог на вмененный доход). В настоящее время парк автобусов и грузовых автомобилей в большинстве случаев не соответствует даже минимальным экологическим нормам «Евро-1», - отмечено в Стратегии развития транспортных перевозок Краснодарского края.
К теме междугородних перевозок газета уже обращалась в статье «Ждем, когда грянет гром?». Речь шла о мытарствах пассажиров, которым пришлось ехать по маршруту Ростов - Краснодар. Автобус «вольво» (ОАО «Кравт-М»), верой и правдой прослуживший почти три десятка лет, в дороге таки сломался. К счастью, никто из пассажиров тогда не пострадал, если, конечно, не считать потерянного времени и нервов.
Почему к междугородним рейсам допускают разбитые колымаги? Когда междугородние автобусы оснастят ремнями безопасности? Когда, наконец, мы станем получать удовольствие от автобусных поездок по нашему краю, а не испытывать в пути массу неудобств и негативных эмоций?
- Проблемой номер один, - считает заместитель межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и республике Адыгее Валерий Тарасенко, - является изношенный автобусный парк. Средний возраст выходящих на линии автобусов - 25 лет. Автобусы, спроектированные более сорока лет назад, устарели не только технически, но и морально. Да и иномарки, которые предприниматели покупают по бросовой цене, зачастую отжили свой век. Их пытаются ремонтировать, но нет деталей, соответствующей ремонтной базы на предприятиях - неудивительно, что автобусы ломаются через день. Нет и квалифицированных специалистов, способных восстановить транспортное средство зарубежного производства.
Да, новый современный автобус стоит дорого, но ведь он и служит в разы дольше, меньше затрат на его работу и обслуживание, более экономично потребляет топливо, да и пассажир сегодня готов доплачивать за комфорт и безопасность. А ржавая коробка передач при ДТП всю энергию удара переносит на пассажира - об этом свидетельствует печальная статистика.
По мнению Валерия Тарасенко, оставляет желать лучшего и квалификация водителей: каждый год они должны проходить курс переобучения, однако нередко все заканчивается липовой справкой. Должны быть ограничения - и не просто на бумаге - по возрасту водителей. Ситуация на дорогах такова, что после 60 лет даже шоферу с большим опытом нелегко выдержать физическую и психологическую нагрузки и обеспечить безопасность перевозок в полной мере. Возникают у перевозчиков и определенные вопросы в отношении конкурсов на тот или иной маршрут, который проводит краевой департамент транспорта и связи. Иной раз предпочтение отдается предпринимателю, приобретшему относительно новый автобус, хотя его водительский стаж не соответствует обязательным трем годам. А водитель с опытом, высокой квалификацией приобрести новый автобус не может - и ему отказывают в праве на маршрут.
- Для чего мне приобретать новый автобус, - спрашивает один из перевозчиков, попросивший не называть его фамилию, - если я не уверен, что мне дадут маршрут? Законы у нас вроде бы правильные, однако в них находятся лазейки для чиновников, то, что называют коррупционной составляющей - до сих пор это имеет место при проведении конкурсов за право работать на том или ином маршруте.
- За последние годы был предпринят ряд мер, - возражает по этому поводу заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам ТЭК, транспорта и связи Иван Мельников, - для того, чтобы сделать условия проведения таких конкурсов понятными и прозрачными. В краевом законе «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом», в который пару лет назад мы внесли ряд поправок, кардинально обновив этот нормативный акт, говорится, что возраст автобуса должен быть не более 15 лет. И когда предприятия предъявляют претензии: дайте нам маршруты, иначе мы не будем приобретать новые автобусы, - это фактически нарушение конкурсных правил, условия должны быть равными для всех. Есть же АТП, которые берут новые автобусы в лизинг на крупные суммы? Таким образом, именно конкурсная процедура может способствовать замене старых автобусов, выдавливанию с дорог края чадящих колымаг, представляющих опасность для жизни и здоровья пассажиров.
Обязательным конкурсным условием в этом году станет и оснащение автобусов ремнями безопасности. По информации Ространснадзора, именно междугородние перевозки являются сегодня самыми опасными. Водители не всегда соблюдают режим сна и отдыха, засыпают за рулем, выезжают на встречную полосу. Так что ремни безопасности являются той мерой, которая поможет спасти жизнь людей. При этом новые требования, считают в Рос-транснадзоре, будут способствовать обновлению парка, ведь более 50 процентов автобусов на российских дорогах старше 15 лет. Ремни безопасности в Западной Европе - обязательное требование для пассажиров: сел в кресло - пристегнись, как в самолете. За отсутствие ремней безопасности водителю грозит часть 1 статьи 12.5 КоАП, которая предусматривает штраф 100 рублей. А должностное лицо, выпустившее такой автобус на линию, ответит по части 2 статьи 12.31 КоАП: штраф от 500 до 1000 рублей.
Еще одним требованием новой редакции краевого закона явится возраст водителей - не старше 60 лет. По словам Ивана Мельникова, в крае был совершенно дикий случай, когда водитель умер за рулем. А ведь это могло стать причиной гибели и нескольких десятков пассажиров. Должны ужесточиться требования к регулярным техосмотрам и медосмотрам водителей перед выходом на линию, режиму труда и отдыха, правильности заполнения путевых листов. В будущем предполагается установить ответственность врачей, которые проводят медицинское освидетельствование, за выдачу справок автолюбителям и профессионалам.
- По аналогии с тем, как три года назад мы первыми в стране стали наводить порядок с таксомоторными перевозками, оказавшимися вне правового поля, - продолжает Иван Мельников, - в этом году мы ввели в правовые рамки туристические и экскурсионные автобусные перевозки. Для нашего края, где пассажиропоток заметно возрастает в курортный сезон, вопрос этот особенно актуален. Порядок, на наш взгляд, надо наводить и с международными рейсами. Взять автотранспортное сообщение с Украиной. Нередко, например, рейсы крымчан или одесситов идут одновременно с краевыми, что негативно сказывается как на заполняемости автобусов, так и удобстве пассажиров. Бывает, что рейсы осуществляются на разбитых, чадящих транспортных автобусах, не обеспечивающих комфорт и безопасность кубанцев. Мы вышли с обращением на федеральный уровень, в том числе в Министерство транспорта и связи, с просьбой при допуске на линии тех или иных маршрутов учитывать мнения субъектов федерации.
Автор: Марина Аванесова
Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 17.11.2010 11:07 (Олег Бодня).