Маршруты будущего в разрезе
Нам, сочинцам, совсем немного осталось ждать того счастливого момента, когда основные очереди отстроенных к Олимпиаде новых дорог будут пущены и мы наконец сможем отдохнуть от бесконечных пробок. Так, по крайней мере, говорят специалисты. Мы, конечно же, очень долго терпели бесконечные заторы на дорогах, связанные со строительством. Остался еще какой-то год.
По заявлению министра транспорта РФ Игоря Левитина, к концу 2012 года строительство самых крупных олимпийских объектов должно подойти к завершающей стадии. В нашем распоряжении к этому времени должны оказаться две мощные транспортные жилы - дорога в обход Сочи и дублер Курортного проспекта, пять федеральных развязок - всего 46 новых объектов транспортной инфраструктуры.
В каком состоянии сейчас эти дороги, выясняла «Народная газета Сочи». А гидом по недостроенным пока еще дорогам будущего выступил сам
министр транспорта РФ Игорь Левитин и Федеральное дорожное агентство «Черноморье», являющееся государственным заказчиком и куратором строительства.
Что было
Транспортная инфраструктура города Сочи на момент начала строительства дублера и развязок имела невеселую специфику.
– Отсутствие достаточного количества автомобильных дорог, – констатирует факт Игорь Левитин. –
Загрузка же их составляет 16 тысяч единиц автомобилей в сутки. И с каждым днем она увеличивается. Конечно, все они частично блокируют целые участки транспортных артерий города. 70% дорог работает в режиме перегрузки, а часть участков просто останавливается в часы пик. Есть еще одна специфика. Узкие места – это там, где соединяются несколько дорог. И в этом месте постоянно возникают пробки. Когда мы рассматривали транспортную логистику, мы начинали с вопроса, как эти узкие места «развязать». Очень нам помог обход города Сочи, который мы построили в 2009 году – 17 км дорог с тоннелями. Если бы его не было, ситуация для строительства в городе была бы, на мой взгляд, просто тяжелейшей. Всего мы должны построить 46 объектов транспортной инфраструктуры. Все они были запланированы 991-м Постановлением Правительства Российской Федерации. Работы идут по графику в соответствии с этим постановлением. Работаем мы здесь совместно с краевой администрацией и городом Сочи. И все наши совещания по транспорту мы проводим здесь, в олимпийской столице.
В этот раз теме транспорта был посвящен общественный совет, где министр транспорта, генеральный директор АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» доложили общественности о ходе строительных работ и о том, какие проводятся мероприятия в области оптимизации транспортной логистики курорта.
Когда Сочи еще только заявил о своем желании принять олимпийских гостей, эксперты констатировали: уровень риска – максимальный. Транспортная инфраструктура города не вытягивала даже существующий в нем автомобильный поток, не говоря уж о многочисленных гостях.
По уровню сложности, количеству тоннелей и эстакад, которые в Сочи еще предстоит построить, дороги Олимпиады сопоставляют с магистралями, построенными в горных участках Италии и Швейцарии. Это самые сложные автотрассы мира.
А в Сочи, по мнению специалистов, работать еще сложнее. В отличие от Италии и Швейцарии наши скалы – известняковые. А это очень мягкий и пластичный камень. Именно из-за хрупкости известняковых пород на наш город так часто обрушиваются оползни. Поэтому во время строительства дорог применялись сложные технологические решения по укреплению откосов и насыпей.
Всего вдоль новых дорог возведено около 16 километров подпорных стен.
– Совмещенная дорога Адлер – Красная Поляна – один из сложнейших объектов, – признался Игорь Левитин. –
Там используются все самые передовые технологии, компании получают колоссальный опыт. После завершения строительства олимпийских дорожных объектов, мне кажется, мы не должны потерять эти рабочие коллективы, технику. Один из объектов, где предприятия могли бы применить свои знания и опыт – дорога Туапсе – Сочи, которая, к сожалению, сегодня находиться в очень тяжелом состоянии.
В воздухе и под землей
«Выдержат ли опоры висящую в воздухе автомобильную дорогу» – много раз думала я, когда проезжала по Донской прямо под новым участком дублера, где во всю кипела работа. Выяснилось, что опоры в идеале должны выдержать землетрясение, равное девяти баллам. Специалисты утверждают, что они рухнуть точно не должны. Для монолитной заливки бетонных опор местные материалы из Каменского карьера не использовались, так как они не обладают повышенной прочностью. Стройматериалы для них завозились из других городов.
Дублер – это самый сложный и капиталоемкий олимпийский проект. Из 17 километров этой трассы только 2 километра – самая обычная дорога. Все остальное – это 9 тоннелей, 11 эстакад и целых 8 транспортных развязок.
В районе реки Мацеста дублер проходит на высоте 30 метров от земли, с дороги можно увидеть всю панораму города. В общем, дублер то летит в воздухе, то проползает под землей, то заворачивается в целый вихрь дорожных лент, выводящих ваш автомобиль на нужное направление. Такая уникальная дорога обошлась олимпийскому бюджету в 87 миллиардов рублей. Объем уже реализованных средств – 23 млрд.
– Дублер – это уникальный объект, – высказал свое мнение на общественном совете Игорь Левитин. –
По нему было много дискуссий, в том числе и по выбору мест для строительства. В этом вопросе для нас приоритетной была минимизация сноса домов и переселений граждан. Именно поэтому мы пошли на такое количество тоннелей и эстакад. Уверен, что с вводом дублера Курортный проспект можно оставить для движения общественного транспорта. Жители же будут ездить по дублеру и по обходу Сочи.
Первую очередь дублера Курортного проспекта обещали запустить к концу этого года, но не успели. Сейчас обещают пустить по ней автомобили в начале 2012 года. Как рассказал министр транспорта РФ Игорь Левитин, задержка работы была связана с выделением земельных участков под строительство и с тем, что стройматериалы в большинстве случаев приходилось доставлять по нашим сложным «серпантинным» дорогам. Дорожные строители жаловались еще и на то, что в Сочи нет стационарных баз для хранения грузов, поэтому по ходу строительства их все время приходилось перевозить с места на место.
Есть ли дверь в конце тоннеля?
Допустим, в одном из недавно отстроенных тоннелей столкнутся два бензовоза (не дай Бог, конечно). Но если такая ситуация все- таки случится, пройдет два часа, прежде чем тоннель начнет обрушаться. Так утверждают представители Федерального дорожного агентства. Повышенные требования к безопасности – вот что отличает новые сочинские тоннели.
Для того чтобы в случае столкновения автомобилей и возникновения пожаров было спасено как можно больше человеческих жизней, рядом с тоннелями, протяженность которых больше 300 метров, выстроены еще одни тоннели, которые специалисты называют штольнями.
Вдоль стен тоннеля установлено множество дверей, через которые должны эвакуировать людей.
Штольня представляет собой еще один более узкий тоннель, в котором при открывании аварийных дверей автоматически срабатывает система очистки воздуха, которая должна выветривать вредные для организма выбросы при горении. В каждом из сочинских тоннелей предусмотрена дренажная система, так что наводнения им тоже не страшны.
Как развязать развязку
В скором времени в Сочи будут действовать новые дорожные развязки. Причем некоторые из них такие сложные, что сразу разобраться, куда именно нужно ехать – занятие не из легких. Например, знаменитое Адлерское кольцо имеет такую замысловатую форму, что дорожники в шутку называют ее «лапшой на тарелке».
Такую вот сложную конструкцию пришлось сделать потому, что развязку необходимо было поместить между зонами аэропорта, железной дороги и жилыми домами. Первую очередь развязки обещают пустить уже в этом году. По проектам, на дороге в обход Сочи и дублере должно появиться 13 транспортных развязок.
Еще одним дорожным нововведением в Сочи стал диспетчерский пункт, из которого можно наблюдать за тем, что происходит на наших дорогах.
В здании Федерального дорожного агентства есть кабинет, одну из стен которого занимает огромный экран, на который выведены изображения от 130 камер видеонаблюдения, расположенных над новыми дорогами.
На экранах видны несущиеся по ним автомобили. Подобное оборудование позволяет отслеживать не только ситуации, происходящие на дорогах, но и даже уровень их загазованности. Вверху экрана – небольшой счетчик. Каждый раз, когда по дороге проносится очередной автомобиль, цифры на нем неуклонно ползут вверх.
Две магистрали - это еще не все
Смогут ли объездная и дублер полностью избавить город от пробок, пока непонятно, но что они улучшат нынешнюю дорожно-транспортную обстановку – это очевидно. По количеству автомобилей Сочи занимает третье место после Питера и Москвы.
Представители Федерального дорожного агентства говорят о том, что их задача – построить две основные магистрали. А новые ответвления от них, ведущие к микрорайонам, должен строить город. В ближайшее время планируют сделать два новых выхода на объездную в микрорайоне Бытха и на улице Пластунской.
Городским властям также предстоит привести в порядок уже имеющиеся дороги. Как заявил Игорь Левитин, федералы не приступили бы к строительству дублера, если бы с городом и краем не было бы договоренности о том, чтобы городские дороги также изменились. Они как минимум должны стать четырехполосными. Так что работы еще много.
Есть ли у дороги логика?
К Играм запланировано строительство 7 специализированных транспортных парков, 6 из которых временные и один – постоянный. Как отмечает глава города Сочи, секретарь местного отделения политсовета «Единой России» Анатолий Пахомов,
в наследие городу после 2014 года останется специализированный пассажирский автотранспортный парк, расположенный на улице Голенева площадью 5,1 га на 229 автобусов. Спецавтопарк станет высокотехнологичным автотранспортным предприятием с возможностью технического обслуживания на современном оборудовании автобусов. Развитие данного проекта будет способствовать замене устаревших маршрутных автобусов на более современные и комфортабельные, что позволит разгрузить городскую транспортную сеть и значительно улучшить общий экологический фон в городе.
Как говорят специалисты, мало построить современные магистрали, пустить наземное метро (которое в Сочи, к слову, тоже должно появиться в самое ближайшее время) и морское такси, закупить современные автобусы. Нужно уметь этими потоками грамотно управлять.
Для перехода на качественно новый уровень организации и обслуживания дорожного движения в Сочи АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» разрабатывает и готовит к внедрению в инфраструктуру города комплексную схему организации движения (КСОД) и автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД).
О необходимости двух этих комплексных разработок говорили мне еще год назад специалисты московского автомобильного института. Говорили и не верили, что такое может в Сочи когда-нибудь появиться. Так как разработка этих систем очень недешевое мероприятие.
– Для решения это проблемы мы совместно с городом формируем комплексную схему, а также разрабатываем автоматизированную систему управления дорожным движением в городе, – доложил членам общественного совета
Сергей Козырев, генеральный директор АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». –
Это сложные транспортные технологии, которые позволят автоматизировать и в режиме реального времени, исходя из транспортной ситуации, управлять всем движением транспорта в городе. Уникальность проекта в том, что ни в одном городе Российской Федерации пока ничего подобного не реализовывалось. Его стоимость 5 млрд 800 млн рублей. Уже в конце 2012 года мы выйдем на пилотный этап работы. И я полагаю, что весной 2013 года город почувствует облегчение по развитию транспортной ситуации в нем.
Уникальным проектом будет и организация транспортной логистики на курорте. До этого пассажиропотоки в городе перемещались преимущественно методом броуновского движения.
– Для решения этой проблемы строится логистический транспортный центр, – рассказал Сергей Козырев. –
Он будет управлять работой всех видов пассажирского транспорта, работающего в городе: автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного. Задачей центра является консолидация работы всех видов транспорта и выбора оптимальной перевозки пассажиров в данный конкретный момент времени. Такого центра нет ни в одном городе России. Делают попытки решить эту проблему в Москве, но, я так полагаю, такой центр реально будет там работать через 5-6 лет. А в Сочи мы свой центр запустим в эксплуатацию в конце 2012 года. И он будет реально работать на интересы города.
Так что дело осталось за малым – нам, сочинцам, осознать все преимущества грамотной организации транспортной инфраструктуры. И тогда уже будет проще сделать выбор между машиной и метро-автобусом-морским такси в пользу логичного и современного общественного транспорта
«Народная газета Сочи»,
Автор: Лия САВЧЕНКО
12 ноября 2011 года