Автобус для космонавта
Какой транспорт возил Юрия Гагарина
Фото Юрия Абрамочкина, РИА Новости
У первого космонавта Юрия Гагарина было много автомобилей – и служебных, и личных. Была роскошная «Волга» ГАЗ-21, подаренная правительством после его космического полета, спортивная «Матра», также доставшаяся в подарок, и даже персональный «Роллс-Ройс», выпущенный в Англии с номерами в его честь…
Но все это было уже после первого полета. А к стартовой площадке в тот день – 12 апреля 1961 года Гагарина – доставил автобус. ЛАЗ-695Б «Львiв» бело-голубого цвета вез будущего космонавта в неизвестность: никто не знал, как сложится тот полет.
ЛАЗ-695Б «Львiв». Фотографии ОАО «ЛАЗ»
С этим автобусом связана одна легенда, которую, впрочем, никто из официальных лиц никогда не подтверждал, но и не опровергал. Говорят, что непосредственно перед первым в истории космическим полетом будущему космонавту захотелось в туалет. Среди самого совершенного на тот момент оборудования, окружавшего Юрия Гагарина, не нашлось самого обыкновенного туалета, и космонавту пришлось справить нужду на правое переднее колесо автобуса. Правда это, или вымысел - никто не знает, но с тех пор это стало традицией для всех российских мужчин-космонавтов.
Главный пассажир автобуса. Фото с сайта classicbus.ru
Работа над автобусом для первого космонавта началась за год до полета, в 1960-м. Ходовую часть ЛАЗа оставили нетронутой, зато кузов сделали коррозионностойким и улучшили его герметичность. Салон – полностью переоборудованый. В передней части стояли два больших кресла и столик между ними – для Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова. Здесь же были места для врачей и других специалистов. Cкафандры космонавтов подключались к бортовой сети, чтобы обеспечить нормальную вентиляцию.
Салон автобуса. Фото с сайта denisovets.narod.ru
Впоследствии этот же автобус исправно возил космонавтов по Байконуру вплоть 23 апреля 1967 года. Последним его пассажиром-космонавтом стал Владимир Комаров, который позднее погиб при приземлении космического аппарата. Космонавты – народ бесстрашный, но суеверный – после аварии с Комаровым автобус заменили на другую модель – ЛАЗ 695Е.
Этот автобус «потеряли» почти на 17 лет! Лишь в 1984 году машина была обнаружена в Москве, на задворках какого-то НИИ.
Оттуда ее доставили во Львов, где провели реставрацию и поместили в Институт автобусостроения в качестве музейного экспоната.
В 1989 году автобус был передан в музей им. Гагарина, который находится в одноименном городе – Гагарин (бывший Гжатск), на родину первого космонавта. Первую половину пути машина преодолела самостоятельно, но потом все-таки сломалась, и в город въехала на тросе.
В 2011 году Министерство культуры выделило полтора миллиона рублей на реставрацию этого уникального экспоната. Фото с сайта classicbus.ru
Сейчас автобус находится в отличной форме. Есть вероятность, что в будущем ЛАЗ-695Б станет развозить туристов по «гагаринским» местам. Фото с сайта vkononov.ru
До сих пор на стартовую площадку российских космонавтов отвозят автобусы «Львов» – с 2008 года этот пост заняла модель 4207, которая мало отличается от серийных образцов. Самым же «продвинутым» космодромным «ЛАЗом» был автобус с индексом 699П – он создавался с расчетом на экипажи космических станций.
Футуристический «ЛАЗ 699П». Фото с сайта denisovets.narod.ru
Космонавты находились на орбите несколько месяцев, и на успех миссии могла повлиять даже легкая простуда, полученная перед стартом. Поэтому автобус для экипажей сделали полностью герметичным, разделенным на три салона – для водителя, космонавтов и сопровождающих, а на входе поставили специальную камеру, очищающую скафандры от пыли.
Последний автобус
27 марта 1968 года Юрий Гагарин, вернувшийся в авиацию, должен был ехать на аэродром для тренировочного полета на истребителе МИГ-15. Он мог выбрать любую из своих машин – «Волгу», «Матру» или служебный автомобиль. Но он сел в автобус для космонавтов ЛАЗ-695Б, точно такой же, который вез его утром 12 апреля 1961 года к космическому кораблю «Восток». В автобусе он обнаружил, что забыл пропуск, и попросил развернуть машину, чтобы съездить за ним. Коллеги уговаривали космонавта не делать этого – плохая примета. Но Гагарин настоял на своем и вернулся за пропуском. А затем сел в автобус, который доставил его к истребителю МИГ-15. Последний раз в жизни.
Astrovan
Сложно сказать, на каком транспортном средстве первые американские космонавты приезжали к своим кораблям – точно известно лишь то, что с 1984 года для этих целей стали использовать модифицированный автодом Astrovan, производства компании Airstream. На его борту каждый экипаж преодолевает расстояние до стартовой платформы и обратно. И даже несмотря на это, ежегодно Astrovan накатывает не более 1600 километров.
motor.ru