Краснодар растет ввысь, но особенно - вширь. То и дело на карте города возникают микрорайоны, названий которых мы прежде не слышали, на смену многоэтажной застройке приходят коттеджные поселки, дуплексы и таунхаусы. Как быстро будут они обживаться, время покажет, но очевидно одно:у Краснодара должна быть современная и удобная для жизни инфраструктура, целостный архитектурный облик. Именно об этом шла речь на недавнем представительном совещании в «ЭкспоЦентре», посвященном будущему кубанской столицы
- Краснодар, а особенно центр, надо избавить от промышленной застройки, - сказал по этому поводу на краевом совещании главный архитектор Кубани Юрий Рысин. - Предприятия из городской черты нужно перенести в промзону, и тогда уже будет проще проводить комплексную реконструкцию.
Транспортникам - новые адреса
Действительно, сегодня в историческом центре немалое, например, место занимают производственные участки предприятий общественного транспорта. Это и ремонтные мастерские ул. Мира/Суворова, ремонтные мастерские вагонного состава на углу улиц Гоголя и Железнодорожной, со всех сторон зажатое жилой застройкой троллейбусное депо на ул. Дальней, Восточное трамвайное депо…
Года три назад рамочные соглашения о переносе Восточного депо и строительстве на его месте кварталов с комплексной за-стройкой торгово-развлекательными и офисными центрами заключили аж с двумя инвесторами - с многопрофильной фирмой «Конти» и с немецкой проектно-строительной организацией. Соглашение с немцами краснодарская делегация заключила в Карлсруэ. Но грянул мировой экономический кризис, и прекрасные проекты остались лишь на пожелтевших газетных страницах.
Однако сегодня идея выноса мастер-ских и транспортных гаражей за город стала еще актуальней.
- Это перспективное и правильное решение - строить депо в новом микрорайоне, скажем, в районе «Красной площади», где в скором времени появится разветвленная транспортная инфраструктура, - говорит директор Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Анатолий Панин. И конечно, если инвестор построит новое депо с большим числом мест, современными ремонтными мастерскими и офисными помещениями, мы согласимся туда переехать, пусть даже это будет сопряжено для нас с некоторыми неудобствами. Так, кстати, сделали в Москве - перенесли депо из центра, где земля стоит огромных денег, на окраину. Безусловно, нужно выносить и троллейбусное депо на ул. Дальней. Во-первых, оно не вмещает разросшийся троллейбусный парк, к тому же мы теперь занимаемся и автобусными перевозками, а для этого тоже нужны дополнительные машино-места. Однако без инвесторов мы не обойдемся - сегодня даже автобусный цех на ул. Селезнева до-строить не можем, средств не хватает. Предложение о более выгодном использовании этих территорий путем выноса депо есть и в генплане развития Краснодара.
Инвесторы ищут, как лучше
Специалисты считают - и это общемировая тенденция, - что промышленные территории являются самым привлекательным, но вместе с тем и самым сложным объектом для инвестиций. Привлекательность заключается в том, что размер, местоположение, существующие инженерные коммуникации, отсутствие жилой застройки позволяют реализовывать на их основе крупные и интересные инвестиционные проекты.
Сложность же в том, что перестраивать в таких случаях, причем одновременно и целиком, приходится довольно значительную территорию. Процесс может занять не один год и оказаться менее рентабельным, чем, скажем, расселение какой-либо жилой застройки. Инвесторы все же берутся за проекты по преобразованию бывших промышленных предприятий за счет строительства на освободившихся площадях ликвидных квадратных метров жилья.
В Москве, например, столичные власти решили предложить инвесторам, желающим построить в городе доходные дома эконом-класса, площадки на территории промзон. Вопрос пока в стадии обсуждения - прежде всего потому, что в законодательстве пока нет понятия «доходный дом». Госдума Москвы намерена в ближайшее время выйти с законодательной инициативой и внести соответствующие поправки в Гражданский, Жилищный, Налоговый и Земельный кодексы РФ.
В поправках, в частности, предлагается предоставлять девелоперам, строящим доходные дома, участки на льготных условиях. Среди бонусов могут быть скидки на долгосрочную аренду земли (по мнению экспертов, они должны быть не менее 35-50%). На месте промзон планируется возводить крупные офисные здания, сотрудники которых могли бы жить в доходных домах.
Все на восток
В Краснодаре городские власти предлагают новый вариант развития Восточной промышленной зоны. ВПЗ разделят на два массива: земли федерального фонда «РЖС» и промышленный парк.
Сегодня администрациями города и края проводится работа по формированию концепции создания промышленного парка на 327 гектарах, реализация которой стала возможна после принятия ЗСК в начале этого года краевого закона «О промышленных парках». В соответствии с ним на статус резидента парка смогут претендовать инвесторы с объемом проектов не менее 20 млн руб. Предполагается, что управляющие компании будут вести разработку концепций парков и выступать заказчиками строительства инфраструктуры.
Уже заявлено 57 резидентов на 150 гектаров. Переговоры велись с иностранными компаниями, специализирующимися на производстве сельхозтехники и переработке сельхозпродукции. Инвесторы также планируют разместить в ВПЗ заводы по производству строительных материалов: комплектов для малоэтажного строительства, мягких кровельных материалов, клееного бруса, элементов несъемной опалубки и крупнопанельного домостроения, цементных плит.
- Концепция создания промпарка нами уже разработана, - рассказывает Елена Васильченко, замдиректора департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодара, - и передана на рассмотрение в администрацию края. Наличие концепции необходимо, в том числе и для передачи земли из федеральной собственности в краевую: создание промышленных парков возможно только на муниципальных или региональных землях. Концепция также предусматривает определение управляющей компании, которая и займется комплексным освоением земель вместе с потенциальными резидентами. При этом приоритет будет отдаваться производству высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
За «малым Сколково» - большие перспективы
Ожидается, что строительство Восточной промзоны подвигнет к созданию и других промзон, предусмотренных Генпланом. Это в первую очередь Западная промзона, запроектированная в районе станицы Елизаветинской и поселка Белозерного вдоль новой железнодорожной ветки, которая пойдет на запад - в порт, строящийся в Темрюкском районе. Именно здесь планируется разместить технопарк - «малое Сколково», о создании которого было заявлено главой Краснодара Владимиром Евлановым в сентябре прошлого года. Способствовать развитию этой территории станут и региональные планы по реконструкции транспортной схемы, о которых на совещании в «ЭкспоЦентре» рассказал министр строительства, архитектуры и дорожного хозяйства края Валерий Жуков.
- С января 2013 года в Краснодаре начнут реконструировать въезд в город со стороны станицы Елизаветинской, проектирование уже завершено, - пояснил министр. - Проезжая часть будет расширена, построят две транспортные развязки, пять подземных пешеходных переходов. Реконструкция протянется на восемь километров и обойдется в 5,5 млрд руб.
Валерий Жуков также сообщил, что сегодня проектируется строительство нового Яблоновского моста, который начнут возводить в 2013 году, рядом предусмотрено строительство новой транспортной развязки
Автор: Марина Аванесова
Источник:
http://ki-gazeta.ru/rubrics/12/46894.html