http://www.sov-adyg.ru/index.php?newsid=17520
«Час пик» пассажирского транспорта
Главными темами нашего разговора с первым заместителем министра строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА Р.Г.ХАТКОВЫМ стали проблемы и пути развития транспорта, который стал одним из определяющих факторов повышения темпов экономического роста Адыгеи.
— Рамазан Губедович, как бы вы охарактеризовали состояние транспортной отрасли республики в настоящее время?
— Оценивая нынешнее состояние, можно констатировать, что наиболее сложный период ее развития остался позади. Транспортная система республики функционирует достаточно стабильно. Однако рост объемных показателей этого сектора экономики привел к возникновению ряда дисбалансов в развитии транспортной инфраструктуры и основных фондов в целом, которые будут усугубляться по мере экономического роста.
Из-за снижения объема перевозок муниципальным пассажирским транспортом транспортную нишу заполнили частные автобусы малой вместимости. Судите сами: в республике имеется 1475 единиц пассажирского транспорта. Из них 1200 автобусов особо малой вместимости, что составляет 81% всего транспорта. Тогда как число автобусов средней и большой вместимости не превышает 15%, а на троллейбусы остается всего 4% общего количества транспорта.
Это несоответствие выступает одной из главных причин недоработок городского и пригородного пассажирского транспорта Адыгеи. Маршрутки создают пробки на ключевых магистралях, особенно в Майкопе, и перевозят ограниченное число пассажиров. Они, как правило, сажают их на конечных остановках, а дальше по маршруту, особенно в час пик, люди вынуждены простаивать в долгом ожидании.
— Какие факторы, кроме названных, способствуют неэффективной работе пассажирского автотранспорта республики?
— В числе других причин я бы назвал большое количество дублирующих маршрутов, которые идут через центры населенных пунктов, в частности, Майкопа, Майкопского, Гиагинского и Тахтамукайского районов. Отсутствие обозначенных остановок, остановочных карманов достаточной длины и ширины, парковка в них частного легкового транспорта и такси, а также рост количества индивидуального транспорта затрудняют его работу. Возникшие в настоящее время проблемы дорожного движения на городской уличной сети обусловлены высоким уровнем автомобилизации. По данным науки, плотность маршрутной сети в городах должна находиться в пределах 2-2,5 км на квадратный километр, а фактически в Майкопе она в 2 раза выше, плюс к этому около 20% микроавтобусов движется в групповом режиме. В этих условиях посадка и высадка пассажиров осуществляются с грубыми нарушениями за пределами остановочного пункта или даже со второй полосы движения. Из-за плохого состояния улиц местного значения происходит концентрация транспортных потоков на магистральных улицах.
— А как обстоят дела с обновлением основных фондов пассажирского автотранспорта?
— Основные фонды пассажирского и грузового транспорта обновляются слишком медленными темпами. Их износ достиг 55— 80% и продолжает нарастать. В результате нарушения воспроизводственных процессов в течение последних 10—15 лет на транспорте республики наблюдается устойчивая тенденция его физического старения.
Все большая доля троллейбусов и автобусов эксплуатируется за пределами установленного срока службы. В ближайшие 2-3 года более 80% действующего парка транспортных средств будет выведено из эксплуатации из-за полного физического износа. Это повлечет снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения определенного дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.
Появилась отрицательная практика закрытия убыточных маршрутов, сокращения количества автобусов, троллейбусов на них. Растут ресурсоемкость перевозок и транспортные издержки. Рост себестоимости перевозок, в свою очередь, обусловливает повышение транспортных тарифов. Сложность финансового состояния транспорта усугубляется опережающими темпами роста цен на потребляемые им ресурсы. Уровень доходной ставки по перевозкам особенно стал отставать от роста цен на материально-технические ресурсы, поставляемые транспорту. Другим серьезным вопросом остаются таксомоторные перевозки пассажиров. На сегодняшний день это слабо регулируемый сектор рынка транспортных услуг.
— Как министерство планирует решать названные и другие вопросы развития транспортной системы республики?
— Хочу подчеркнуть, что развитие общественного пассажирского транспорта Адыгеи стало одним из главных условий улучшения качества жизни населения. Стратегия социально-экономического развития республики до 2025 года в этой части предусматривает создание эффективной пассажирской транспортной системы, отвечающей современным потребностям общества и перспективам социально-экономического развития нашего региона.
Это позволит повысить регулярность движения пассажирского транспорта, привести конечные остановочные пункты межмуниципальных автобусных маршрутов в соответствие с требованиями правил перевозки пассажиров, повысить качество обслуживания пассажиров за счет введения в эксплуатацию новых объектов пассажирской транспортной инфраструктуры, обеспечить доступ пассажирам с ограниченными возможностями передвижения к маршрутам городского электротранспорта.
Планируется наладить диспетчеризацию и эффективное управление пассажирским транспортом с использованием систем позиционирования транспортных средств ГЛОНАСС. Продолжится работа по повышению уровня транспортного обслуживания населения путем развития действующей маршрутной сети, оптимизации структуры и численности парка подвижного состава, расширению сети автовокзалов, автостанций и автокасс.
Особо подчеркну, что нам немало предстоит сделать по снижению себестоимости пассажирских перевозок путем перехода на энергосберегающие и энергоэффективные технологии на пассажирском транспорте общего пользования, переводу пассажирского автотранспорта на газовое топливо, дальнейшему развитию троллейбусных линий и модернизации парка троллейбусов путем его перевода на тиристорные системы управления."
Беседовал Сергей БОЙКО
Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 22.06.2013 02:47 (Костя).