Трамвай переедет пробки
Трамвай переедет пробки
«
Одно из самых пробочных мест Краснодара - ул. им. Дзержинского.Большая удача, если вам удастся проскочить по ней, не попав в получасовой,а то и более, транспортный затор. Ситуация станет еще серьезнее после заселения домов Минобороны, практически в полной боевой готовности выстроившихся сегодня вдоль оживленной трассы, а главное - после завершения строительства нового стадиона «Кубань-Арена» на 45 тыс. мест, который станет частью возводимого здесь же Города спорта. Возникает вопрос: как все будут добираться? Жители ул. им. Дзержинского, Энки, активно строящегося Паркового микрорайона, десятки тысяч болельщиков? Конечно, во-первых, нужна улица - дублер ул. им. Дзержинского. По мнению архитекторов, им может стать улица Волгоградская - она пройдет вдоль железной дороги с выходом на новую развязку в районе «Красной Площади». Однако, как считает главный архитектор Краснодара Игорь Головкин, кардинально решить проблему можно лишь используя рельсовый транспорт - «старичок» трамвай перевозит сегодня в краевом центре 90 процентов пассажиров. Но каким он должен стать?
»
- Строительство стадиона без скоростного трамвая приведет к тому, что у нас будет стадион, но не будет возможности к нему добраться, - считает Игорь Головкин. - При том, что во время международных матчей доставлять болельщиков придется с железнодорожного вокзала или из аэропорта. Да, необходимо строить и дороги-дублеры, но если расставлять приоритеты, то трамвай должен быть на первом месте. И это не только замена вагонов и рельсового пути наземного транспорта, но и создание трамвайной магистрали на втором уровне, то есть над землей.
Где же предположительно пройдет новая, свободная от светофорного регулирования трасса?
- Ветка начнется от ул. Московской - от сегодняшнего кольца в районе Солнечной, - продолжает Игорь Головкин. - До ул. им. Петра Метальникова - по земле, а потом трамвайная магистраль поднимется на второй уровень и пойдет над дорогой - до Ростовского шоссе по правой стороне. Пересечет трассу, железную дорогу, пройдет над железной дорогой - опять же на втором уровне. Выходим на ул. им. Куликовского: здесь частный сектор, поэтому движемся по эстакаде с устройством шумозащитных заграждений и затем - над улицей им. Дзержинского. В районе сегодняшнего автоцентра «Хендай» (справа или слева, пока не решено) трамвай заходит на территорию нового стадиона, где будет остановка, и дальше движется в центр микрорайона.
При обсуждении проектной идеи были предложения частично проложить трамвайный путь по земле, то есть сделать его со спусками и подъемами.
- Я думаю, что нет никакого смысла опускаться вниз, потому что в таком случае получится четыре подъема и спуска: на ул. Петра Метальникова, Ростовском шоссе, над железной дорогой и ул. им. Дзержинского. А значит, появятся дополнительные светофорные объекты, что создаст трудности при движении. Мы изучали этот вопрос и пришли к выводу: нормально пропускать автомобили могут дороги, светофоры на которых стоят на расстоянии не менее километра. А у нас сегодня светофоры расположены через каждые 100-200 метров.
По словам главного архитектора, трамвай, поднятый на эстакаду, - это пока лишь проектная идея. Правда, представители краснодарской архитектуры уже не раз ее выдвигали на обсуждение - например, на заседаниях рабочей группы по проектированию и строительству стадиона. Напомним, что по проекту этого сооружения уже прошло большое обсуждение на градостроительном совете в Музыкальном театре - в целом он был одобрен, его окончательное завершение запланировано к концу этого года. А в следующем году совместными усилиями край, город и инвестор должны начать строительство, и тогда вопрос доставки болельщиков все равно придется решать - он встанет очень остро.
Поднять на эстакаду трамвай - не единственное предложение, высказанное при обсуждении способов доставки болельщиков к новому стадиону. Кто-то считает, что рельсы нужно прокладывать только по земле, кто-то - что трамвай может подниматься и опускаться. Предлагалось и просто значительно увеличить число троллейбусов в этом направлении во время массового наплыва туристов. Но это полумеры. И троллейбусы на ул. им. Дзержинского будут точно так же стоять, как и автомобили. То есть надо искать и находить новые пути.
Если говорить о цене вопроса, то понятно, что удовольствие не из дешевых. Строительство каждых 500 метров, по предварительным прикидкам, обойдется примерно в 1 млрд рублей. Параметры ориентировочно таковы: ширина
9 метров - чтобы запустить два трамвайных пути, длина линии - 4,5 километра, из которых половина пойдет над землей. Если сравнивать строительство линии над землей с настоятельным предложением некоторых градостроителей непременно лезть под землю, путь по эстакаде значительно дешевле метро, стоимость сооружения которого - 7 млрд рублей один километр.
Удешевляет проект и то, что не придется выкупать землю под строительство -
а ведь в микрорайоне ее стоимость уже поднялась до
30 млн рублей за гектар.
Кстати, за подобным примером далеко ходить не надо: трамвай, поднятый на эстакадах над землей, был запущен в Южном Бутово еще десять лет назад, в 2003 году. То есть это не фантастика и даже не заграничный опыт, а то, что уже реально и не первый год существует в России. И конечно, дело не только в новом стадионе - хотя именно он может стать импульсом к появлению современного рельсового транспорта. А он очень нужен. Прогнозируется, что в коттеджах и многоэтажных домах одного только микрорайона Паркового будут жить 120-150 тыс. жителей.