https://yugtimes.com/news/96031/
Какие проблемы возникают у пассажиров в общественном транспорте в Краснодаре
Краснодар, 28 февраля – Юг Times, Виталий Войнович. Какие проблемы и почему возникают у пассажиров в общественном транспорте.
В Краснодаре запустили пилотный проект по внедрению QR-кодов для оплаты проезда через Систему быстрых платежей. Сейчас в нем участвуют 16 городских маршрутов частных перевозчиков. Наклейки с изображениями QR-кодов можно найти на шестнадцати маршрутах. Такое нововведение обусловлено тем, что в часы пик людям, заходящим в автобус через заднюю дверь, становится проблематично оплатить проезд.
Большая часть пассажиров предпочитает безналичный расчет, и порой с задних площадок приходится передавать банковскую карту водителю через незнакомых людей. Это небезопасно: может быть похищена как сама банковская карта, так и ее данные.
- Немногие города России сейчас запустили этот проект, - подчеркивает президент Союза транспортников Кубани Иван Петров. - Такая форма оплаты не отвлекает водителя, он лишь получает оповещение о том, что оплата прошла. Это положительно отражается на безопасности на дорогах, скорости посадки и высадки пассажиров и экологии - вместо бумажного билета выдается электронный. Помимо этого, пассажиры в случае возникновения спорных ситуаций не всегда помнят номер автобуса или даже номер маршрута. Помочь в таких случаях достаточно проблематично. В электронном билете, в свою очередь, фиксируется вся необходимая информация.
Иван Петров добавил, что QR-код является дополнительной формой оплаты, которая не отменяет традиционный наличный расчет или оплату картой.
Неосвоенный формат
Руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук отмечает, что в силу особенностей оплаты QR-кодом такой способ мало популярен.
- У оплаты проезда при помощи QR-кода есть существенные минусы, которые мешают развитию популярности такого способа. Во-первых, зависимость от интернета: если скорость подключения низкая или сети нет вообще, платеж произвести невозможно. Во-вторых, оплата QR-кодом занимает больше времени, чем банковской картой. Необходимо сначала зайти в приложение банка, а затем произвести необходимые действия. Это существенно дольше, чем просто приложить карту, - поясняет эксперт.
По словам Марины Репещук, в транспорте, обслуживаемом МУП «КТТУ», сложностей с передачей банковских карт не возникает, так как с пассажирами работает кондуктор. На маршрутах частных перевозчиков эту проблему также решает бескондукторная система оплаты, которая работает с помощью специальных терминалов, установленных на поручнях.
Финансовый вопрос
Иван Петров уточняет, что бескондукторная система оплаты действует только лишь на части маршрутов.
- Это направления, которые обслуживаются по брутто-контрактам (договор, согласно которому выручка поступает в городской бюджет, а перевозчику платят за выполненную работу - прим. ред.). Для них администрация города выставила обязательное требование, согласно которому на каждой входной двери должен быть установлен терминал. Маршруты по брутто-контрактам обслуживают как частные перевозчики, так и МУП «КТТУ». Всего в городе семь таких маршрутов.
По словам собеседника, распространению бескондукторной формы оплаты на обычных маршрутах мешает дороговизна оборудования.
- Как правило, по городу курсируют автобусы средней вместимости, которые имеют две двери. В таком транспорте должно быть установлено минимум три прибора: по одному на каждую дверь и один у водителя. Если терминал у водителя в среднем обходится в 25-30 тысяч рублей, то установка нескольких таких приборов может стоить около 100 тысяч рублей. Это совсем другая затратная часть. По этой причине перевозчики, исходя из текущего тарифа, не могут себе позволить установку такого оборудования.
Ранее в автобусах частных перевозчиков также была актуальна проблема возможности оплаты проезда банковской картой. Сейчас, по словам Ивана Петрова, этот вопрос решен.
- Во всех автобусах, трамваях, троллейбусах в Краснодаре есть терминал - без него транспорт не выпустят на маршрут. Сейчас на безналичный расчет в транспорте приходится от 70 до 80% всех платежей. То есть без терминала водитель не сможет нормально работать. Проблема с безналичным расчетом в основном осталась в небольших муниципальных образованиях. Там водители могут продолжать прятать терминалы, говорить о том, что они сломались и не работают, чтобы забрать выручку наличными и не донести ее до кассы предприятия, - объясняет президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.
Марина Репещук подчеркивает, что в целом в Краснодаре уровень оплаты банковскими картами - один из самых высоких по стране.
- Многие города нашего края также не имеют существенных проблем с оплатой картой. Но в некоторых муниципалитетах с этим могут возникать сложности. Все зависит от уровня зрелости перевозчика, работающего в конкретном муниципальном образовании, и позиции органа власти. Там, где этим вопросом занимаются и власти, и бизнес, проблемы нет.
Список должников
Если проблема передачи банковской карты преимущественно характерна для маршрутов частных перевозчиков, то невозможность оплаты из-за попадания пластика в стоп-лист в большей степени распространяется на муниципальный транспорт. В таких случаях пассажиры не могут оплатить проезд, даже если на банковском счету есть необходимый объем денежных средств.
- Если карта попала в транспортный стоп-лист, значит, по ней не прошла оплата одной из поездок. Например, на карте было недостаточно средств или же произошла техническая ошибка, - рассказывает единый бизнес-лидер ВТБ и «Открытия» в Краснодарском крае Сергей Кадакин. - В большинстве случаев проблема с техническим сбоем решается сама - программа автоматически какое-то время будет пытаться списать стоимость поездки с карты. После оплаты задолженности банковская карта должна быть автоматически выведена из стоп-листа в транспортном процессинге и на терминалах перевозчика. Также вывести карту из стоп-листа можно через личный кабинет на сайте транспортной компании. В Краснодаре за последние два года не фиксировались массовые технические сбои, когда карты клиентов по ошибке заносились в стоп-лист. В единичных случаях, когда клиенты обращаются за помощью, сотрудники банка разъясняют, что для решения вопроса необходимо обратиться к перевозчику.
В пресс-службе МУП «КТТУ» подчеркивают, что попадание карты в стоп-лист не зависит от персонала предприятия и работоспособности устройств для оплаты проезда.
- В обычных случаях зависшие транзакции через определенное время повторно (и в основном успешно) проводятся между банками. Однако если до повторной автоматической отправки данных в банк пассажир пытается еще раз оплатить проезд, карта временно заносится в стоплист - во избежание накопления задолженности, - сообщают в пресс-службе МУП «КТТУ». - Исключение из стоп-листа происходит в автоматическом режиме. Можно ускорить процесс, погасив задолженность в личном кабинете пассажира.
Правовые основания
Нередко последствием попадания карты в стоп-лист становится высадка пассажира, у которого не оказалось под рукой других средств оплаты.
- Пассажир, пользуясь услугами общественного транспорта в соответствии с Гражданским кодексом и законом «О защите прав потребителей», заключает публичный договор с перевозчиком. Перевозчик, в свою очередь, обязуется принимать оплату от пассажиров любым общедоступным способом, в том числе безналичным. Внесение в стоп-лист, если на карте (банковском счете) есть денежные средства для оплаты билета, на наш взгляд, не является основанием для признания пассажира не оплатившим проезд. В этом случае перевозчик не имеет законных оснований отказать в оказании услуг и должен найти способ принять оплату, - говорит руководитель юридической компании «Мастер Права» Сергей Клушин.
Однако на практике, по словам собеседника, в подобных случаях нередко возникает конфликт с кондуктором или водителем.
- Кроме того, кондуктору запрещено принудительно высаживать отказавшееся от оплаты проезда, не достигшее возраста 16 лет лицо, следующее без сопровождения взрослого (ч. 22 ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), а с сентября 2024 года эта норма распространяется на инвалидов первой группы, следующих без сопровождения, - заключает Сергей Клушин.