Обсуждение планируемой развязки на форуме так разрослось, что его уже давно стоило выделить в отдельную тему, что я и сделал.
Но сейчас я хочу поговорить о другом. Даже не то чтобы поговорить, а, скажем так, поделить шкуру неубитого медведя.
Итак, городские и краевые власти предлагают потратить на строительство одной многоуровневой развязки 6,5 млрд. руб. и тем самым, как они утверждают, улучшить состояние транспортной системы города. То, что от постройки этого сооружения ситуация сильно не улучшится, а со временем даже наоборот, уже говорится даже в местной прессе (см., например, свежий номер "АиФ-Юг", а именно №41 за 2014 год, первую же страницу). А на что можно было бы потратить эти же самые деньги, чтобы была реальная польза?
Городские руководители и отраслевые специалисты уже не первый год вполне справедливо утверждают, что изменить ситуацию на дорогах Краснодара можно, в первую очередь улучшая работу общественного транспорта. Отталкиваясь от этого постулата, давайте посмотрим, что можно сделать на 6,5 млрд. руб. для пассажирского транспорта, какие наболевшие проблемы можно решить.
Основная проблема нашего пассажирского транспорта, которая видна невооружённым глазом, это изношенный подвижной состав. На данный момент необходимо заменить или модернизировать примерно 170 ед. трамваев (60% парка) и около 100 ед. троллейбусов (50% парка). Это без учёта какого-либо развития сети, чисто под замену старого "антиквариата". Допустим, 100 устаревших вагонов 71-605 и 71-608 можно заменить 50 3-секционными сочленёнными трамваями модели 71-631 (на 4, 5, 8 маршрутах как раз 44 графика + резерв, да и на 20-ке "червяки" уже не помешают). 70 оставшихся "Татр" модернизируем (ну, типа будем экономить). Троллейбусы - только под замену, т.к. многие из них и так уже не единожды прошли КВР. Ориентируемся на модель СВАРЗ-6275.
Итак, считаем:
50 новых трамваев 71-631: 50 * 40 млн. руб. = 2 млрд. руб.
70 модернизированных трамваев Tatra T3: 70 * 8 млн. руб. = 560 млн. руб.
100 новых троллейбусов СВАРЗ-6275: 100 * 9 млн. руб. = 900 млн. руб.
Итого - 3,46 млрд. руб.
По ценам, конечно, можно поспорить, но, думаю, они окажутся ещё ниже, если учитывать, что это довольно крупные партии для заказа.
Так, деньги не кончились. Можем ещё покутить :-) Какие ещё самые важные, насущные проблемы? Строительство автобусного парка, т.к. 95 существующих муниципальных автобусов по сути являются "бомжами" - не имеют профильного предприятия и ютятся в троллейбусных депо. Тут трудно найти какие-то конкретные цифры, поскольку в России автопарки последние 20 лет только разрушаются и распродаются направо и налево, а строятся только в Москве и Сочи, где расценки на строительные работы намного дороже среднероссийских. Предлагаю взять (почти что с потолка) цифру в 2 млрд. руб. Цифра очень ориентировочная, но мы же не на защите диплома или диссертации :-) За эти деньги можно построить автопарк на 200 машиномест или совмещённое автобусно-троллейбусное или автобусно-трамвайное депо. Цена может сильно меняться в зависимости от того, является ли земля под парк в собственности города или её нужно выкупать, как в районе строительства обстоят дела с коммуникациями и т.п.
Пока у нас получилось ориентировочно 5,5 млрд. руб. Оставшийся 1 млрд. руб. стоит направить на строительство новых трамвайных и троллейбусных линий и закупку подвижного состава для них (не будем же мы прибегать к порочной практике "размазывания" существующего ПС по увеличившейся транспортной системе).
Согласно
постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 01.09.2014 г. № 6228 Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Краснодару – столичный облик», 4 новых троллейбусных линии, запланированных в ближайшей перспективе, оцениваются в 156,35 млн. руб. Добавим к ним 2 самых нужных трамвайных линии - по ул. Московской до ул. Петра Метальникова и по продолжению ул. Красных Зорь и ул. Героев-Разведчиков до СК "Екатеринодарский". Это примерно 6,5 км двухпутных линий, что почти соответствует длине
нового трамвайного участка, который сейчас строят в Набережных Челны. Там речь идёт про 0,5 млрд. руб. Берём эту цифру на вооружение. Итого (округлим) 660 млн. руб. на 6 новых линий ГЭТ.
М-да, на подвижной состав денег почти не остаётся. Как обычно и бывает: вроде как денег достаточно и даже больше, начинаешь покупать самое необходимое, и - опа! - необходимого оказывается слишком много. Но мы всё-таки возьмём на оставшиеся 340 млн. руб. 5 сочленённых трамваев (да, знаю, что мало...) и 16 троллейбусов.
Не хватило денег на многие важные нужды. Например, на новые автобусы и дальнейшее расширение сети электротранспорта (включая строительство новых депо). Кроме того, не стоит забывать, что для успешного решения транспортной проблемы города нужны и другие меры, напрямую не связанные с общественным транспортом. То же дорожное строительство (в разумных пределах), реконструкция и строительство светофорных объектов и т.п. Но, поскольку мы ограничились только транспортом общего пользования, то и картина получилась немного однобокая, но впечатляющая, не правда ли?
Итак, на одной чаше весов у нас получилась
1 (одна) транспортная развязка.
На другой:
1 новый автобусный (лучше - совмещённый, на 2 вида транспорта) парк
4 новых троллейбусных линии (по ул. Академика Лукьяненко, Черкасской - Героев-Разведчиков, Восточно-Кругликовской, Герцена - Красных Партизан) общей длиной 16,1 км
2 новых трамвайных линии (по ул. Московской, Красных Зорь - Героев-Разведчиков) общей длиной 13 км
55 новых 3-секционных трамваев 71-631
70 модернизированных трамваев Tatra T3
116 новых троллейбусов СВАРЗ-6275
Что выбираете вы?