«Среди краснодарских автовладельцев существуют две диаметрально противоположные точки зрения на поездки в общественном транспорте. Одни говорят, что ни за что не пересядут из своего авто на трамвай или автобус - лучше в пробке посидят. Другие замечают, что при определенных условиях могли бы ездить на работу на общественном транспорте, оставив личное авто для каких-то дальних поездок в выходные или в отпуск. И если вторые пересядут на трамвай или автобус, транспортных заторов на краснодарских улицах станет меньше. Для того чтобы горожане захотели пересесть с личного авто на общественный транспорт, в городе ведется большая работа: по программе «Краснодару - столичный облик» обновляется подвижной состав, устанавливаются электронные табло, а еще выделяются специальные полосы для общественного транспорта. И вот насчет этих полос мнения пешеходов и водителей опять-таки диаметрально разделились - вспомните историю с «выделенкой» на ул. Северной. Нужны ли в городе выделенные полосы для общественного транспорта? Спасут ли они Краснодар от пробок? Об этом мы спросили представителей общественности и специалистов-транспортников.»
- В настоящий момент создание новых полос планируется на двух участках улично-дорожной сети, - рассказал заместитель начальника управления по организации дорожного движения Владимир Архипов, - по проспекту Чекистов на участке от ул. Думенко до храма Рождества Христова в обе стороны по крайней правой полосе и по ул. Тюляева на участке от Сормовской до Уральской в обе стороны по крайней правой полосе. Также подготовлены предложения по отдельным участкам 15 улиц с общей протяженностью выделенных полос около 45 км. В частности, планируется проработать вопрос организации выделенных полос на участках улиц Дзержинского, Тургенева, 1 Мая, Ялтинской, Мачуги, Селезнева, Красных Партизан, Офицерской, Колхозной, 40-летия Победы. Создание выделенных полос на этих участках даст преимущество для 13 маршрутов общественного транспорта по проспекту Чекистов и 24 маршрутов по ул. Тюляева, а также позволит пресекать многочисленные факты несанкционированной стоянки легковых, грузовых, брошенных авто на проезжей части. Практика создания выделенных полос для общественного транспорта хорошо себя показала, и нам нужно продолжать работать в этом направлении. Конечно, сложившаяся маршрутная сеть и ширина некоторых улиц не позволяют сделать выделенные полосы повсеместно, но на отдельных участках проезжей части в городе, где их можно и целесообразно предусмотреть, они должны появиться.
- Выделенные полосы, безусловно, нужны, - считает Григорий Корнев, координатор общественного движения «Городские решения», член общественного совета по пассажирскому транспорту при главе Краснодара, - и от них нам никуда не деться. Что является основными ресурсами в городской среде? Это, во-первых, временные затраты, в данном случае на передвижение по городу, а во-вторых, эффективность использования при этом самой городской территории. Сегодня один легковой автомобиль в среднем перевозит 1,2 человека. Но при этом - для того чтобы припарковаться, маневрировать при проезде и т. д. - он использует довольно значительное пространство. Автобус, даже если пассажиры в нем сидят, перевозит как минимум 30 человек, которые едут в нормальных, комфортных условиях - так и дожно быть. По последним данным, сегодня из тысячи горожан, так или иначе передвигающихся по городу, 300 имеют свое авто. И выходит, что тех, кто ездит на общественном транспорте, вдвое больше. При этом неудобства при движении испытывают и те и другие: вместе стоят в автомобильных пробках, теряя не только время, но и нервные клетки. А по выделенным полосам общественный транспорт станет ходить четко по расписанию, это поможет пассажиру знать и время отправления (тем более если есть электронное табло), и то, сколько минут он обычно тратит на эту дорогу. Так что благодаря именно выделенным полосам у автовладельцев появится альтернатива: возможность проехать с максимальным удобством, комфортом и, главное - с максимальной скоростью, без особых усилий. Конечно, это не означает, что всем нужно пересесть на автобус, но найдется немало автовладельцев, которые такой возможностью воспользуются - и вздохнут спокойно. Однако нельзя организовывать эти полосы бездумно, лишь бы сделать и отчитаться, - есть много мест, где они не нужны.
По мнению Олега Бодни, главного редактора интернет-проекта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи», члена общественного совета по пассажирскому транспорту при главе Краснодара, создание выделенных полос для общественного транспорта - один из главных инструментов в борьбе с пробками. Город ставит задачу сделать общественный транспорт комфортным, но ведь при отсутствии специальных полос новый автобус все равно будет стоять в пробке. Опыт эксплуатации полос для МТС в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и других городах показывает, что перед сменой режима функционирования дороги необходимо тщательно просчитать эффективность внедрения «выделенки», учесть всевозможные нюансы. Обязательно нужно обратить внимание на конфигурацию проезжей части, по возможности устраняя препятствия на пути маршрутного транспорта в виде правых поворотов из той же полосы, и т.п. Необходимо учитывать особенности трасс маршрутов, проходящих на рассматриваемом участке дороги, наличие крупных пассажирообразующих узлов. К слову, уже давно существуют специализированные программные комплексы, которые позволяют выполнить всю эту работу довольно быстро и подобрать оптимальный вариант реконструкции трассы.
Опыт Краснодара показал, что если односторонние «выделенки» на двух центральных улицах, а также третий односторонний участок на многополосной улице им. Мачуги были восприняты автомобилистами относительно спокойно, то появление буквы «А» с сопутствующими ограничениями для движения на трехкилометровом отрезке одной из основных городских магистралей - улице Северной - вызвало большой резонанс. Несмотря на довольно приличную ширину (от 3 до 5 полос в каждом направлении), после введения «выделенок» движение личного автотранспорта, и до этого скорее «ползущего», чем едущего, на улице практически приостановилось.
Одной из причин, приведших к такой ситуации, стала несогласованность городских ведомств. Спецполосы были организованы без проведения всех сопутствующих мероприятий, которые позволили бы частично разгрузить этот участок улично-дорожной сети, таких как перенос части трафика на параллельные улицы, ликвидация негабаритных парковок «елочкой», сокращение числа маршруток и т.п. В итоге через неделю эксплуатация выделенных полос по улице Северной была прекращена по указанию губернатора края. Однако к данному проекту планируют вернуться - после проведения тщательного анализа возможных последствий этого шага и организации превентивных мер по уменьшению дорожного трафика до приемлемых значений. Не помешал бы также активный пиар нововведения в СМИ, чтобы как пассажиры, так и автолюбители понимали, по каким причинам создаются полосы для приоритетного движения пассажирского транспорта.
- К работе по созданию выделенных полос, - рассказал Михаил Жарков, начальник управления по организации дорожного движения администрации Краснодара, - мы активно подключили общественность и провели опрос о создании таких полос на двух отрезках дорог. На проспекте Чекистов реально есть полоса, которую мы хотели определить для общественного транспорта, сейчас она забита припаркованными автомобилями. На это предложение поступило около 450 отзывов (где-то 70% категорически против, и 30% - за) тех, кто использует общественный транспорт. Почему такая статистика? Наверное, потому, что в опросе участвовала более активная часть горожан - как правило, именно они имеют свой автомобиль. Я, конечно, понимаю, что с обществом надо говорить, надо советоваться, но, к сожалению, оно у нас несколько эгоистично и преследует в первую очередь собственные интересы - во всяком случае, судя по проведенному опросу. Общественные интересы, интересы города отходят на второй план.
- Хочу отметить, что единого подхода к организации таких полос в нашей стране нет, все делается с учетом специфики конкретной территории, - объясняет Татьяна Коновалова, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения КубГТУ. - На самом деле, перед нами стоит задача повысить скорость передвижения людей по городу. Если с выделением трамвая или автобуса на отдельную полосу она увеличивается - значит, все делается правильно. По существующим техническим нормативам полосу для общественного транспорта целесообразно выделять, если в час на определенном участке пути проезжает более сорока автобусов и троллейбусов. Но для этого на таких участках необходимо провести комплекс работ, в том числе отследить пассажиропоток. Создание выделенной полосы, если даже она приживется, - это полдела. Важно удержать водителей от желания выскочить на автобусную полосу, если она на какой-то миг окажется пустой, в то время как автомобильная будет представлять собой сплошную пробку. Такие улицы необходимо оснастить видеокамерами, и тогда охотников нарушать границы выделенной полосы будет, надеемся, меньше.
Дата: 30.06.2015
Источник:
http://ki-gazeta.ru/news/society/avtobusu_svoyu_polosu
Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 12.07.2015 12:47 (Олег Бодня).