http://www.kttu.ru/press/media/ob-uvelichenii-stoimosti-proezda-v-gorodskom-transporte:
Об увеличении стоимости проезда в городском транспорте
Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление в декабре отметит 115-летие с даты пуска первого городского трамвая. Дата красивая, за ней стоит огромная работа большого предприятия. Мало кто в нашей стране может похвастаться таким юбилеем. 2015 год стал для МУП «КТТУ» во многих моментах переломным: смена руководства, выход на новый уровень развития, оптимизация маршрутной сети, подключение автоматизированных систем управления, переход на безналичную систему расчётов, в т.ч. заработной платы, организация централизованной системы закупок, новый подход к подбору кадров на предприятии, повышенный контроль за кондукторами, запуск собственного сайта. В результате проделанной работы только за 9 месяцев текущего года выручка предприятия выросла на 179 млн. руб. по сравнению с этим же периодом прошлого года.
Увеличение пассажиропотока говорит о том, что горожане заметили улучшение в работе электротранспорта: появились новые автобусы с кондиционерами, в салонах стало чище, расписание стало более чётким, весь транспорт оснащен системами ГЛОНАСС и видеонаблюдения, внедрена система информирования пассажиров в салоне (автоинформаторы), появились первые электронные информационные табло на остановочных пунктах. Рассматривается и изучается передовой опыт по бескондукторной оплате проезда, многие горожане по достоинству оценили удобство использования транспортной карты. Все эти проекты затратные, но они реализуются в рамках действующего тарифа.
МУП «КТТУ» взяло курс на стремительное развитие, на модернизацию своей деятельности, но огромной проблемой предприятия сейчас являются долги, накопившиеся за предыдущие годы. Так, долговые обязательства прошлых лет на 29 декабря 2014 г. составили 240 млн. руб. (в т.ч. НДФЛ — 171 млн. руб., взносы в ПФР — 2 млн. руб., задолженность энергетикам — 28 млн. руб., другим перевозчикам — 13 млн. руб.). В этом году из-за отсутствия возмещения городским бюджетом затрат по перевозкам льготных категорий граждан и лизинговых платежей за новые автобусы эта сумма выросла ещё на 150 млн. руб. Цифры критичные, на грани выживания.
Компания несёт большую социальную нагрузку — перевозка льготных категорий граждан, содержание нерентабельных маршрутов. Задолженность городского бюджета перед МУП «КТТУ» за субсидирование перевозок на 1.10.2015 г. составляет более 400 млн. руб.
Предприятие остро нуждается в обновлении подвижного состава. В 2014 году городом были приобретены 98 автобусов повышенной комфортности, оборудованные системами кондиционирования, доступные для маломобильных граждан. Ежемесячный лизинговый платёж за этот транспорт составляет 9 млн. руб. Эти деньги должны возмещаться предприятию в рамках краевой программы «Краснодару — столичный облик», но и эту нагрузку мы несём самостоятельно. Долг по возмещению лизинговых платежей на данный момент составляет 70 млн. руб.
На сегодняшний день экономически обоснованный тариф для перевозок, позволяющий компенсировать существующие расходы и дающий возможность развития компании — обновления парка и повышения заработной платы — должен составлять не менее 25 рублей. Понятно, что увеличение стоимости проезда сразу на 8 рублей критично для пассажиров. Поэтому сейчас мы рассматриваем тариф в 22 рубля, способный удержать предприятие на плаву. Во многих городах России предприятия горэлектротранспорта признаны банкротами (Армавир, Новороссийск, Тверь, Иваново, Тольятти, Таганрог). При существующем тарифе 17 рублей содержится и ремонтируется подвижной состав, обслуживаются трамвайные пути, энергосети, тяговые подстанции. На предприятии работает больше 4 тысяч человек, им вовремя платится заработная плата. Весной за счёт оптимизации состоялось повышение зарплаты на 10%, хотя среднего уровня оплаты труда мы ещё не достигли, и это тоже один из немаловажных моментов, определяющих необходимость повышения тарифа.
Последнее повышение тарифа было сравнительно недавно — в мае 2014 года. Но мы все прекрасно знаем, насколько изменилась ситуация за эти полтора года. Резкий скачок инфляции, подорожание электричества, стоимость запчастей выросла на 30–50%, дизтоплива — на 8%, рельс и шпал — на 30%. Самое главное — бюджетные долги. Именно на функционирование предприятия в условиях бюджетного дефицита ушёл тот «инвестиционный рубль», что закладывался в тарифе 2014 года.
Реклама
Много вопросов у жителей города возникает по вопросу рекламы и коммерческой деятельности предприятия. Мы — муниципальное предприятие, не коммерческое, доходы от рекламы получаем минимальные. Ларьки, торгующие на троллейбусных остановках, платят аренду муниципалитету. За рекламу на билетах мы получаем бесплатную печать билетной продукции. Почти 80 процентов рекламы на наших мониторах — социальные ролики, нам за них никто не платит. Доход нам приносит реклама на подвижном составе, но это около 15 млн. руб. в год. Для сравнения: только на оплату электроэнергии уходит около 30 млн. руб. в месяц.
Транспортная карта
Ну и напоследок самый насущный вопрос: как выходить из ситуации простому пассажиру? На самом деле, у нас есть простое решение, которое значительно сгладит проблему. Это Единая транспортная карта, при пополнении которой на сумму свыше 900 руб. действует скидка в 15%. Таким образом, вместо 22 рублей мы получаем тариф в 18,7 руб., что почти возвращает нас к старым расценкам. Транспортная карта позволяет не носить в карманах горы мелочи, не имеет срока действия и удобно пополняется во множестве мест. Дополнительно мы рассматриваем возможности продажи карт напрямую в подвижном составе и новые виды скидок.
В заключение
Руководство МУП «КТТУ» стремится к максимальной информационной открытости. За последний год было проведено несколько пресс-конференций, публикуются статьи в сети Интернет, городских газетах. На нашем сайте можно найти информацию о работе всех подразделений предприятия, посмотреть маршруты и их онлайн-расписание, почитать об истории предприятия, найти контакты руководства и диспетчерских служб, написать обращение.
Мы все хотим, чтобы по городу ездили современные трамваи и троллейбусы, оборудованные кондиционерами, чтобы остановки стали комфортными и красивыми, дороги — чистыми. Но всё это требует колоссальных затрат. Повышение тарифа на 5 рублей позволит предприятию вылезти из долговой ямы, нормально функционировать, продолжить осуществлять социальные перевозки, производить лизинговые платежи за новые автобусы, на 10% повысить заработную плату сотрудникам, в первую очередь — водителям и кондукторам. В решении этого вопроса МУП «КТТУ» рассчитывает на понимание и поддержку жителей Краснодара.
Транспорт нашего предприятия ежедневно перевозит порядка 400 тысяч пассажиров, и это не предел. Делая проезд более удобным, комфортным, качественным, мы призываем гостей и жителей Краснодара активнее пользоваться общественным транспортом. Это экологично, быстро и поможет нашим дорогам стать менее «пробочными». Счастливого пути!