http://kuban24.tv/item/krasnodarskomu-tramvayu-ispolnilos-115-let-138704:
(видео - по ссылке)
Краснодарскому трамваю исполнилось 115 лет
Краснодарский трамвай 10 декабря отмечает день рождения. Первые вагоны 115 лет назад проехали по улице Екатерининской, сейчас это улица Мира, затем повернули на Красную и остановились возле городской управы.
Пуск первого трамвая превратился в настоящее народное торжество. На улицах собралась огромная толпа. За вагонами неслась детвора. В те времена догнать трамвай было не проблемой. Курсировали они неспешно — всего 10 км/ч. А пассажиров тогда подбирали и на остановках, и в конце каждого квартала.
Вагоны были двух видов — летние и зимние, но даже в закрытых не было дверей. Кондукторов и вагоновожатых набирали из местных жителей. Главным требованием было знание грамоты и счета. Сейчас штат сотрудников управления вырос в сотни раз, причем большая часть — незаметные пассажирам работники, но без их труда никто никуда не поедет.
По-дружески ласково водитель трамвая Екатерина Филимонова каждое утро приветствует свой вагон. Признается: именно позитивный настрой помогает ей справляться с нелегкой работой уже более 30 лет, а еще притягивает в ее трамвай веселых пассажиров.
«Везла свадьбу. Они на радиозаводе попросились: "Ну пожалуйста". Они ехали три остановки, пели песни. Как-то раз я выезжала рано утром, в 5:56, и идут как раз по Горького Дед Мороз, Снегурочка, все просятся. Дед Мороза как не взять?» — рассказывает Филимонова.
Тех, кто работал с прадедушками современных трамваев, вагонами 30-х годов, оптимизм еще и согревал.
«Вот холодная кабина, в углу стояла печечка, она еле тепленькая была. Мы в варежках сидели, работали», — вспоминает ветеран Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Надежда Тарасова.
А пассажирам в салоне без обогрева даже в лютые морозы было не холодно, ведь в небольшой вагон набивалось несколько десятков человек.
Современным пассажирам трамвай образца 30-х годов показался бы настоящей диковинкой. Заходить в него можно было только в одни задние двери. За собой их полагалось закрывать самостоятельно — никакой автоматики. Внутри было не так комфортно, как сейчас — всего десять сидячих мест. Всем остальным приходилось ехать стоя, держась за поручни. В часы пик люди буквально повисали на ступеньках вагона.
За 115 лет трамвай в Краснодаре превратился, пожалуй, в самый популярный и любимый городской транспорт. Парк за это время значительно вырос, а длина путей сейчас составляет более 120 км. Все это в порядке содержат около 5 тыс. сотрудников, большинство — бойцы невидимого фронта. Обычно они работают по ночам и незаметны для пассажиров, но именно благодаря им трамваи каждый день перевозят десятки тысяч жителей краевой столицы.
Бригада КТТУ работает на уникальном агрегате — единственной в России рельсошлифовальной машине. Она срезает верхний слой металла — так называемые волны — и оставляет за собой «бархатный путь». Изношенные рельсы, как по мановению волшебной палочки, превращаются в новые.
«Когда вагон идет, дребезг стекол получается, лопаются стены, трещины получаются в стенах. Для этого была создана эта машина — чтобы не менять рельсы, можно воспользоваться этой техникой», — поясняет наладчик службы пути Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Виктор Работа.
После такой обработки рельсы будут как новенькие еще семь лет, а шлифовать их можно до трех раз. Экономия налицо. Но самая главная путейная работа — уплотнение балласта под каждой шпалой.
«Инструмент сложный, тяжелый. Он весит больше 20 кг, и большая вибрация. Очень большая нагрузка на руки, работа тяжелая», — говорит бригадир службы пути Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Сергей Гома.
Давать вторую, а то и третью молодость транспортники научились и вагонам. Этим занимаются работники ремонтных мастерских. Именно отсюда и начиналось трамвайное движение в Екатеринодаре. В начале XX века в этом здании располагалось первое депо. Сейчас здесь научились воскрешать трамваи. Процесс длительный и непростой, но уже через полгода 30-летний старичок превратится в молодого красавца.
Невозможна работа трамваев и без бригады, в ведении которой вся контактная сеть города и еще 29 подстанций, от которых питается электротранспорт. Самое сложное время для энергетиков — зима, когда провода обрываются от ветра или покрываются льдом. Об авариях узнают моментально: за этим следит диспетчер с помощью специальной схемы.
«Через управление компьютером и управление схемой она может производить отключение, переключение, чтобы произвести какие-то работы», — говорит и.о. начальника службы энергохозяйства Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Сергей Мельников.
За передвижением трамваев следят в центральной диспетчерской. Тут установлено нескольких современных систем контроля.
«Это помогает очень быстро определить место, время, скорость подвижной единицы, когда бывают спорные вопросы — падение пассажира, дорожно-транспортное происшествие. Это очень нам помогает», — объясняет центральный диспетчер службы движения Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Елена Шенгерь.
В режиме онлайн за трамваями могут следить не только диспетчеры, но и сами пассажиры. Время ожидания нужного маршрута теперь для них не секрет. В распоряжении горожан и специальные мобильные приложения, и электронные табло на остановках, правда, пока не на всех. Но через несколько лет они появятся по всему Краснодару.