Очень хороший и правильный документ. Думаю, что в него стоит добавить пару важных штрихов.
1. Интервалы движения на маршрутах
На всех маршрутах городского электротранспорта и основных автобусных маршрутах с 6:00 до 22:00 должны соблюдаться интервалы движения: по будням - не более 10 мин., по выходным - не более 15 мин. С 22:00 до 24:00 данные интервалы могут быть удвоены. На остальных маршрутах (в основном, это пригородные "дачные" маршруты и "заводские развозки" типа 19, 51 и 52) в обязательном порядке должны быть вывешены расписания движения (на всех ключевых остановках).
2. Информационное обеспечение ОТ
На всех городских остановках в удобных для пассажиров местах (то есть, не на столбах, а на павильонах ожидания) должны быть вывешены: название остановки, список проходящих маршрутов с направлением следования и режимом движения (интервал/расписание), схема маршрутов ГЭТ или всего ОТ, контактная информация (телефон для вопросов и обращений, адреса информационных сайтов и т.п.).
На подвижном составе в обязательном порядке должны быть размещены не менее трёх (спереди, сбоку и сзади) табличек с информацией о номере маршрута и трассе следования. Задняя табличка может содержать только номер маршрута, передняя - номер и конечные остановки. Вместо табличек могут применяться светодиодные табло, но при этом необходимо дублировать полную трассу движения сбоку в обычном ("табличном") виде.
В салонах общественного транспорта в обязательном порядке на удобном для пассажиров месте должна быть размещена схема маршрутов ГЭТ в формате А3 или крупнее (для электротранспорта) или схема автобусного маршрута (или маршрутов) в формате А3 или крупнее (для автобусов всех типов) с указанием всех остановок. В дополнение к ней на видном месте должна быть размещена информация о стоимости проезда и провоза багажа, контактные данные фирмы-перевозчика и контролирующих организаций.
Все информационные указатели должны хорошо читаться, иметь опрятный вид, быть выполнены в единой стилистике.
3. Транспортное обеспечение новых районов
Новые городские микрорайоны на этапе планирования должны быть обеспечены необходимой транспортной инфраструктурой, рассчитанной на обслуживание пассажиропотоков, в 1,5-2 раза превышающих планируемое количество жителей района. Речь идёт об остановочных и транспортно-пересадочных пунктах, линиях электротранспорта, в т.ч. тяговых подстанций и депо. Не должна складываться ситуация, когда многоэтажное строительство ведётся в районах, не имеющих возможности увеличения пропускной способности УДС и линий ГЭТ.
Краткие дополнения и комментарии к вышеприведённому тексту:
> 1. Обновление парка электротранспорта. Подвижной
> состав трамвая и троллейбуса сильно изношен,
> поэтому его нужно обновить, закупив достаточное
> количество вагонов (желательно сочленённых).
В том числе сочленённых.
> При этом следует отказаться от планов по закупке вагонов в
> лизинг, потому что с финансовой точки зрения такая
> схема крайне невыгодна для КТТУ и может разорить
> предприятие, что приведёт к закрытию трамвайного и
> троллейбусного движения.
К закрытию не приведёт, но банкротство предприятия с передачей муниципальной собственности в другое юрлицо добавит много хлопот + недостаток средств на развитие ОТ ухудшит транспортную ситуацию в городе.
> На улицах Мира и Октябрьской
> выделенные полосы наглядно доказали свою
> транспортную эффективность в условиях дефицита
> улично-дорожной сети. Следует распространить эту
> практику на все основные магистрали города.
К сожалению, таких магистралей в городе не так-то и много. Главный и крайне необходимый шаг - создание выделенных полос для ОТ на ул. Красной и Северной. Плюс, возможно, стоит их добавить на отдельных участках ул. Тургенева, Сормовской, 40-летия Победы. Остальные магистрали города - 4-полосные, т.е. имеющие по две полосы движения в каждом направлении. Не уверен, что есть возможность выделить на них полосы для ОТ. Другие широкие улицы вроде как не требуют этой меры. Как, к примеру, проспект Чекистов и улица Тюляева, где в начале этого года зачем-то решили сделать полосы для ОТ (кстати, чем дело кончилось, кто в курсе?).
> Однако история с улицей Северной показала, что к введению
> новых выделенных полос следует готовиться более
> тщательно, причём не только в техническом и
> организационном плане, но и в плане информационной
> работы с населением.
...и руководством края :-)
Очень верно написано. Настало время принимать непопулярные решения. Сегодня, к примеру, безо всяких полос для ОТ Северная стояла так, что я мог выйти из автобуса у ул. Коммунаров и идти параллельно с ним до первого моста. Не факт, кстати, что я бы его заметно не обогнал :-) И ремонт улицы тут практически не при чём - с "моей" стороны практически никаких работ не велось и сужения проезжей части не было.
> Запрет на сквозной проезд
> автомобилей нужно распространить на улицу Гоголя,
> а по центру улицы Дмитриевская Дамба организовать
> выделенную полосу для движения трамваев.
И заодно заменить пути, которые там давно просят ремонта.
Сегодня специально посмотрел - без расширения улицы выделенку не сделать, даже просто пластиковые столбики по примеру Москвы не поставить. Нужно расширение проезжей части минимум на 0,5 - 1 м с каждой стороны. Технически это возможно и пешеходы не пострадают.
> Данная мера будет иметь и экономический эффект:
> более высокая оборачиваемость рейсов позволит
> перевозить то же число пассажиров меньшим
> количеством вагонов и сократить таким образом
> издержки транспортных предприятий.
Я бы сказал так: более высокая оборачиваемость рейсов позволит перевозить то же число пассажиров меньшим количеством вагонов и таким образом выделить подвижной состав для обслуживания новых маршрутов или сокращения интервалов на существующих линиях.
> 3. Строительство новых депо для автобусов,
> трамваев и троллейбусов. В настоящий момент город
> испытывает острую необходимость в отдельном
> автобусном депо.
Парке. Автобусных депо не бывает.
> Из-за его отсутствия
> муниципальные автобусы вынуждены ютиться в
> троллейбусных и трамвайных парках,
Только в троллейбусных. В Западном трамвайном депо сейчас действительно стоят старые автобусы, но эта часть территории депо (ранее незадействованная) используется только как стоянка.
> Однако если мыслить на
> перспективу, новые линии электротранспорта в
> какой-то момент потребуют новых депо.
По трамваям сейчас уже кризис. Существующие площади депо позволят разместить не более 20-25 стандартных 15-метровых вагонов в дополнение к существующему парку. По троллейбусам при условии освобождения территорий депо от автобусов запас побольше, но не на число имеющихся автобусов (причины расписывать не буду, долго).
> Поэтому нужно, пока не поздно, зарезервировать в
> северо-восточной части города свободную землю под
> строительство совмещённого депо для всех трёх
> видов транспорта и как можно быстрее приступить к
> строительству его автобусной части.
Хотя бы автобусно-трамвайного. Или двух отдельных предприятий рядом, что логичнее (и часто применялось в СССР).
> также нужно ликвидировать лишние пересечения с автомобильными
> дорогами. В связи с частыми ДТП с участием
> трамваев (которые в большинстве случаев происходят
> по вине автомобилистов) все улицы и перекрёстки,
> где рельсы проложены в одном уровне с
> автомобилями, должны быть оснащены камерами
> видеофиксации нарушений ПДД
Лучше, конечно, свести количество таких пересечений к минимуму. Нужно развернуться? Проезжайте несколько лишних км, зато в следующий раз подумаете, следует ли садиться за руль личного авто. Это, конечно, в первую очередь касается ул. Московской.
> Количество единиц
> подвижного состава нужно довести до такой
> величины, чтобы на все маршруты можно было
> выпускать как минимум двухвагонные составы, а на
> самые загруженные - трёхвагонные.
Попросить побольше, чтобы дали хоть что-то? :-)
Правильный ход :-)
> ж) В центре города проложить пути по современной
> технологии (чтобы трамваи не гремели),
Не стоит. Лучше привычная РШР на качественных рельсах (только Р65 с железки, никаких трамвайных с желобком, т.к. они слишком мягкие и быстро изнашиваются) + булыжники. Очень аутентично и непрактично для автомобилей. Если заморачиваться с "современными технологиями" (которые в РФ по сути своей - технологии по воровству бюджетных средств), то тогда получим автомобильную пробку на гладкой, красивой, но дорогой улице с теряющей популярность трамвайной линией.
> а за пределами центра засеять пути газонной травой.
Тоже нет смысла. Вы где-нибудь на железной дороге газонную траву видели? Во-первых, климат у нас совсем не европейский. Во-вторых, эта самая трава на открытой РШР расти не будет. Это нужно заменять пути по "современным технологиям" (см. выше) и вместо асфальта верхним слоем класть рулоны этой полусинтетической травки. Дорого, красиво, но на наших вылетных линиях это пока больше излишество, чем необходимость.
> 5. Развитие троллейбуса. Троллейбус является
> экономичным в эксплуатации и экологически чистым
> видом транспорта, но в данный момент он
> проигрывает конкуренцию автобусам и маршруткам.
> Чтобы восстановить утраченные позиции троллейбуса,
> необходимо принять следующие меры:
самое главное) минимизировать дублирование троллейбусных маршрутов коммерческими автоперевозчиками
> б) Модернизировать контактную сеть (заменить
> стрелки, кронштейны и т.п.),
стрелки, пересечения, секционные изоляторы
> Стоит это относительно
> недорого, но эффект будет заметным.
Увы, дорого. В РФ современные спецчасти для КС ГЭТ не производят, иностранные фирмы у нас с прошлого года в опале. Впрочем, есть надежда, что Москва и Питер в течение следующих нескольких лет не выдержат и начнут производить такие спецчасти - или покупать у иностранцев в таких масштабах, что им самим будет выгодно сделать локализацию.
> г) Продлить время работы троллейбуса. Сейчас
> вагоны уходят в депо слишком рано.
После 18:00 - скопом в депо. До 22:00 нужны обычные интервалы, после 22:00 - сдвоенные.
> 7. Развитие городской электрички.
Ну, тут я остаюсь при своём мнении - это нереально. Причём в основном из-за политики РЖД и однопутности основной городской ж.д. линии, что бы вам там господа из КЭП, края и города не говорили. Плюс это дико дорого и неэффективно (по сравнению с обычным ОТ) - посчитайте на досуге затраты на 1 пассажира, исходя из расценок КЭП. Никто же не будет по примеру тех же чехов закупать для линии ГЭ 2-вагонные дизельные или электропоезда. Последние в РФ вообще не выпускают в 2-вагонном исполнении.
> После реализации этих мер в Краснодаре появится
> аналог наземного метро
Он и так уже давно есть без всяких там ГЭ :-)
> Нужно ввести гибкое билетное меню, удовлетворяющее
> потребности всех категорий пассажиров: билет на
> одну или несколько поездок в любом виде
> транспорта, билет с пересадкой в течение
> определённого времени, месячный/недельный/дневной
> проездной на все виды транспорта, а также
> пополняемая транспортная карта.
Никаких поездок и пересадок. Только временнОе меню, как, например,
у чехов. Но без 30-минутного варианта, зато с 7-дневным.
> 10. Весь общественный транспорт города и пригорода
> должен координироваться одной структурой и
> управляться централизованно.
Эта же структура должна устанавливать тарифы, выпускать и продавать проездные билеты, осуществлять контроль оплаты проезда, оплачивать компаниям-операторам (ТТУ и частники) транспортную работу. Структура должна быть муниципальной или ОАО со 100% акций города. При необходимости - дотируемой. Называется она у нас обычно организатор перевозок (см., к примеру,
питерскую практику).