Добрый день!
Навеяло на эту тему пользование ресурсом Яндекс-Карты, часто сижу на Народной карте, добавляю маршруты и остановки по городам и станицам Краснодарского края, какие знаю. Там есть четыре вида общественного транспорта: Автобус, Маршрутка, Троллейбус, Трамвай. Интересно, как будут там теперь указывать маршруты электробусов в Москве, например? Относить к троллейбусным или к автобусным? Или лучше организаторам ресурса установить новый вид транспорта "Электробус"?
Но еще интереснее, какие маршруты относить к категории "Автобус" (зеленый значок), а какие к категории "Маршрутка" (значок похожий на автобусный, но серый). Попытался сформулировать ответ на этот вопрос. Официально, сейчас не существует маршрутного такси в том виде, в каком оно задумывалось при Союзе - маршрутки отнесены к обычным автобусным перевозкам и должны работать согласно законодательству для обычных автобусных маршрутов. И всё же для чего-то отдельную категорию "Маршрутка" в Яндексе установили. Значит, разница всё же есть. А какая?
Некоторые пишут, что автобус - это значит муниципальный транспорт, а маршрутка - частник, работающий на себя. Считаю, что это не совсем так и данный признак всего лишь один из возможных признаков маршрутки. Ведь при Союзе весь общественный транспорт был государственным, в том числе и РАФики. А главными признаками отнесения автобусного маршрута к категории не "Автобус", а "Маршрутка" необходимо считать:
1. С точки зрения организации перевозок на маршруте: все промежуточные остановки проезжаются по требованию пассажиров: автобус останавливается на всех попутных остановочных пунктах (где есть знак остановки автобуса 5.17 и/или павильон, либо данное место признано местными властями остановочным пунктом и за посадку/высадку пассажиров на нем не будет никаких санкций - временная остановка, находится в стадии строительства и т. п.), останавливается только при наличии желающих войти, выйти, при наличии мест в салоне - если водитель не видит желающих войти или выйти, либо в салоне не осталось свободных мест, автобус проедет мимо.
2. На маршруте работают автобусы особо малой, малой вместимости, либо средней вместимости (те из средних, которые условно можно приравнять к микроавтобусам)
И вот тут возник вопрос: где та грань, до которой автобус можно считать маршруткой, а после которой это автобус в любом случае - даже если следует по маршруту как типичная маршрутка, останавливаясь только по требованию, а не строго на всех остановках независимо от наличия пассажиров как трамвай.
Итак, безусловно к маршруткам можно отнести автобусы особо малого класса: от 8 до 16 мест не считая водителя. Типичный пример: РАФ-2203 "Латвия", ГАЗ-3221 "Газель".
Также с точки зрения подвижного состава к категории "Маршрутка" можно и необходимо отнести многие автобусы малого класса - Луидор-22360 (Mersedes-Benz Sprinter), Hyundai County. А вот ПАЗ-3205 несмотря на его принадлежность к малому классу, язык не поворачивается называть маршруткой, интересно почему?
Но если ПАЗ-3205 почти не вписывается в критерий маршрутки несмотря на принадлежность к малому классу, то есть автобус, который наоборот, относясь к еще более крупному среднему классу все же сильно тяготеет к маршруткам - это ПАЗ-320412. Причина банальна: это удлиненная версия автобуса малого класса ПАЗ-3204, который мало чем отличается от того же Каунти, который как указано выше, вполне типичная маршрутка. Еще более малый ПАЗ-3203 также легко можно отнести к маршруткам. Так почему же аналогичный ПАЗ-3205 как-то неохота относить к маршруткам?
Возможно, дело в шасси. ПАЗ-3205 - это ни что иное, как улучшенный ПАЗ-672, который в свою очередь базируется на шасси среднего грузовика ГАЗ-53. А его преемник ПАЗ-3204 включая ПАЗ-320412 базируется на шасси аналогичные индийским шасси Tata, на которых базируются многие украинские автобусы аналогичные Каунти. Также ширина ПАЗ-3205 стандартная автобусная - 2,5 м. А ПАЗ-3204 - 2,4 м.
РАФ-977 базировался на узлах ГАЗ-21, РАФ-2203 - на узлах ГАЗ-24.
Итак, классическая маршрутка должна базироваться на шасси легкового автомобиля, либо малого грузовика или на оригинальных шасси, не выходящих за параметры выше указанных.
Еще к маршруткам условно можно отнести некоторые типы, которые по пассажировместимости относятся скорее к минивэнам, если они работают на маршруте регулярных перевозок имеющем характерные для маршрутки особенности. Например, Daewoo Damas и похожие.
Из всего сказанного можно сделать вывод: если на городском либо пригородном маршруте работают автобусы ПАЗ-3205, его лучше при размещении на Яндексе отнести к категории "Автобус", даже если останавливается в режиме "по требованию". А вот если ПАЗ-320412 - тогда можно указать "Маршрутка". Бывает, что на одном маршруте работают как средние автобусы, так и микроавтобусы. К какой категории тогда отнести маршрут? В таком случае, думаю, нужно исходить из того, автобусов какого типа на маршруте больше. Если больше микроавтобусов или ПАЗ-320412 и при этом маршрут следует как типичная маршрутка, останавливаясь по требованию - значит лучше указать "Маршрутка". Если же при этом строго останавливается на остановках как трамвай или муниципальный ЛиАЗ - нужно более внимательно изучить подвижной состав и, если на таком маршруте микроавтобусов действительно больше - можно все же отнести к маршруткам за счет типа подвижного состава, а вот если при таком режиме работы основной тип ПАЗ-320412, можно указать и как автобус - как-никак 320412 это машина среднего класса, которая может позиционироваться и как маршрутка, и как автобус.
Если средних автобусов и микроавтобусов на маршруте поровну, тогда лучше указать как автобус, даже учитывая тот факт, что останавливается в режиме "по требованию". Хотя возможно я ошибаюсь, и в таком случае тоже лучше указать как маршрутку, считая решающим этот фактор остановок "по требованию"
Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 22.09.2018 14:45 (Василий Бирюков).