Наконец-то нашёл время подвести итог изменениям автобусной маршрутной сети Сочи за последний год. Фактически даже за больший период, поскольку глобально весь список маршрутов я последний раз "прочёсывал" в сентябре 2016 года. Первое изменение, которое у меня не было отражено (продление маршрута №135 до Олимпийского парка) датируется маем 2017 года. Другое дело, что примерно до августа 2018 года таких изменений было немного, а вот дальше понеслось :-)
Сейчас все основные глобальные изменения автобусной маршрутной сети уже произошли и, пользуясь реестром маршрутов от 11 февраля, я все их внёс на сайт и также сделал небольшой сводный список того, что, собственно говоря, поменялось. Приведу его ниже, пока что же хочу сказать о впечатлениях от произошедшего. Со стороны, конечно, поскольку был в Сочи последний раз прошлым летом, когда этими "глобальностями" ещё и не пахло.
Из достоинств прошедшей транспортной реформы можно выделить увеличение числа маршрутов с подвижным составом среднего и большого классов, увеличение выпуска на многие маршруты, появление новых экспресс-маршрутов, очень удобных в условиях столь протяжённого города. Отдельное удобство для льготников - перевод части пригородных маршрутов в городские многотарифные, что позволило оплачивать проезд на них льготными билетами.
Теперь перейдём к недостаткам. Главный из них, по моему мнению - уменьшение доли основного городского перевозчика на маршрутах. Если раньше МУП "САТ" было градообразующим предприятием, работающим на большинстве автобусных маршрутов, то теперь "Сочиавтотрансу" отводится роль оператора основных стержневых маршрутов типа 50-52, 55, 105/105с/105э, 135/135э ну и с ещё примерно десятка обычных городских и пригородных. Лазаревский и дагомысский кусты маршрутов отошли "Транс-Балту", адлерский куст - "Автотранспортнику". В общем, если перед Олимпиадой нарастили мощь основного городского перевозчика (а ещё тогда и ЛАТ был!), то сейчас постепенно идёт обратный процесс. Новые машины САТ не приобретает, "старые" 5-летние автобусы постепенно ветшают, часть после ДТП и серьёзных поломок встаёт в кусты, так что как-то мало поводов для оптимизма. Надо понимать, что новый крупный автоперевозчик из другого региона - это в любом случае риск, что при изменившихся финансовых условиях город может остаться у разбитого корыта, да и без таковых изменений уже сейчас складывается ситуация, что "Транс-Балт" может диктовать свои условия работы, а при отказе возникнет риск резкого ухудшения транспортного обслуживания города.
Также определённое непонимание вызывает изменение нумерации довольно большого числа маршрутов. Почему нельзя было документально сменить тип маршрута без возни с "циферками" - большой вопрос. Теперь же несколько месяцев уйдёт на привыкание + нарушилась стройная система нумерации маршрутов, и среди городских теперь затесались явно пригородные маршруты. Неудобно, что бы ни говорили.
Отдельный привет одарённым личностям, которые в незнамо каком угаре изобрели новые трассы маршрутов 1 и 11. То раньше были кольцевые маршруты 17, 18 и 47, к которым нужно было привыкать, теперь новую 1-ку и 11-й загнули в односторонние восьмёрки с двойным прохождением ж/д вокзала по каждому маршруту. Теперь автобусы ходят с надписями "1а", "1б", "11а" и "11б", что, вероятно, хоть как-то помогает пассажирам определиться, куда же теперь они следуют. Те же личности в очередной раз непонятно что навертели с трассой маршрута №57 по Олимпийскому парку, благо 57-й теперь не градообразующий, а так, на вторых-третьих ролях.
Итак, представляю список найденных изменений автобусной маршрутной сети по сравнению с ситуацией на конец 2016 - начало 2018 года.
1: трасса изменена на новую, 14 БК -> 20 БК
2: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 4 СК -> 5 СК
3: ООО "Трасса" (ранее - МУП "САТ"), 10 СК -> 4 МК
4: 15 МК -> 16 СК
6: 11 МК -> 14 СК
7: организован заезд на ул. Макаренко, Абрикосовую, перенаправлен до ул. Клубничной (вместо 104), 11 МК -> 12 СК
8: продлён до ж/д вокзала Мацеста, 1 ОМК -> 1 МК
11: новый маршрут навстречу 1-ке, МУП "САТ", 20 БК
13: новый маршрут в виде укороченной версии старого 14-го, ООО "Транссервис-6" (ранее - МУП "САТ"), 3 СК -> 2 СК
14: новый кольцевой маршрут, ООО "Транс-Балт", 8 МК
15: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 1 СК -> 2 СК
16: 3 БК -> 2 СК
17: маршрут закрыт
19: 22 МК -> 20 СК
20: новый маршрут, ООО "Транс-Балт", 5 СК
22: ООО "Транссервис-6" (ранее - МУП "САТ"), 10 СК -> 8 СК
23: 7 СК -> 8 СК
24: ООО "Экспресс-Авто" (ранее - МУП "САТ"), продлён до ул. Пирогова, 1 СК -> 5 СК
25: без изменений
30: 23 МК -> 22 СК
36: без изменений
37: без изменений
38: 26 МК -> 20 МК
41: 20 МК -> 20 СК
43: 23 МК -> 20 СК
44: ранее 44к, изменено название конечной (магазина)
45: 15 МК -> 10 МК
46: без изменений
47: маршрут закрыт
49: новый маршрут в виде объединённых 118 (западная часть) и старого 55, с заездом к городской больнице №3, ООО "Автотранспортник", 9 МК (55+118) -> 4 МК
50: ранее 125, 24 БК -> 26 БК
51: ранее 125с, 13 БК -> 18 БК
52: ранее 125п, сокращён до ж/д вокзала, 12 СК -> 14 СК
54: ранее 100, убран заезд к ТЦ "Новый век" на обратном пути
55: бывший 111, продлён до Олимпийского парка, выпуск тот же
56: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ"), 13 СК -> 11 СК + 8 МК
57: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ"), объединён с 57к по новой трассе через аэропорт и Олимпийский парк, 14 БК (57, 57к) -> 8 СК + 4 МК
58: ранее 173, вместо объездной едет через ул. Молокова, 13 МК -> 9 СК + 5 МК
59: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ"), 2 СК -> 3 СК
60: ООО "Автотранспортник" (ранее - ООО "Сочинское ПАТП №6"), продлён до Олимпийского парка, на обратном пути убран заезд на авторынок, 20 МК -> 20 СК
63: перенумерован в 163
67: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), стал сезонным (видимо, довольно давно), 2 БК + 1 СК -> 6 МК
68: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 4 БК -> 2 БК
69: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), перенаправлен от дома ветеранов (вероятно, давно)
70: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
71: ранее 163, ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
72: ранее 164, ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
73: ранее 165, ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
74: ранее 166, ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
75: ранее 155к, ООО "Транс-Балт" (ранее - ООО "Интервал"), 10 МК -> 14 СК
76: новый маршрут, ООО "Транс-Балт", 10 СК
77: ранее 155, ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), организован заезд в мкр. Череповецкий, 21 БК -> 10 БК
78: ранее 178 (сезонный, давно не работал), ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 8 МК
79: ранее 182, ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
80: ранее 160, ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
81: ранее 153, ООО "Транс-Балт" (ранее - ООО "Интервал"), убраны рейсы в Волковку, 5 МК -> 14 СК
83: 25 МК -> 20 СК
86: перенаправлен до ЗСМ, 5 СК -> 8 СК
87: 17 МК -> 17 СК
88: новый маршрут (бывшая "Матрёшка"), ООО "Автотранспортник", 3 БК
90: организован заезд в микрорайон "Искра", 1 МК -> 1 СК
92: 20 МК -> 23 СК
94: спрямлён по Горького - Московской, перенаправлен до ул. Метелева (вероятно, давно), 12 МК -> 14 СК
95: 21 МК -> 20 СК
99: 8 МК -> 11 СК
100: перенумерован в 54
101: ООО "Бумер" (ранее - МУП "САТ"), 5 СК -> 8 МК
102: 3 СК -> 3 БК
103: ООО "Трасса" (ранее - МУП "САТ"), 2 СК -> 2 МК
104: сокращён до морвокзала, добавлен заезд к "МореМоллу", 10 МК -> 11 МК
105: наконец-то формально единый маршрут, без разделения на 105 и 105к, убран заезд к ж/д вокзалу Эсто-Садок, 20 БК -> 10 БК + 7 СК
105с: сокращён до Форелевого хозяйства, 10 БК -> 12 БК (это при том, что длина маршрута уменьшилась почти в 2 раза)
105э: новый маршрут по скоростным трассам, МУП "САТ", 10 БК
109: 1 МК -> 1 СК
110: маршрут закрыт
111: перенумерован в 55
113: без изменений
114: перевозчик не определён, 6 МК -> 5 СК
115: новый маршрут частично на базе старых 18 и 118, перевозчик не определён, 14 СК
117: продлён до с. Верхнениколаевского (давно), на обратном пути убран заезд на авторынок, 19 МК -> 6СК + 10 МК
118: объединён со старым 55 под номером 49
119: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 1 СК -> 2 СК
120: 6 СК -> 10 СК
121: 6 СК -> 5 СК
122: перенумерован в 48, 23 МК -> 20 СК
123: новый короткий пригородный маршрут, перевозчик не определён, 4СК
124с: маршрут закрыт
125: перенумерован в 50
125с: перенумерован в 51
125п: перенумерован в 52
127: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ")
128: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ")
129: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ")
130: ООО "Автотранспортник" (ранее - ООО "Сочинское ПАТП №6"), разворот по ул. Калинина - Просвещения - Кирова - Крупской - Демократической, 7 МК -> 10 МК
131: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ"), 2СК -> 1 СК
132: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ")
134: 25 МК -> 11 СК + 11 МК
135: наконец-то формально единый маршрут, без разделения на 135 и 135к, от Олимпийского парка, убран заезд к ж/д вокзалу Эсто-Садок, 10 БК -> 4 БК + 9 СК
135э: новый маршрут по скоростным трассам, МУП "САТ", 9 БК
136: ООО "Автотранспортник" (ранее - МУП "САТ")
137: следует от ж/д вокзала с заездом к стадиону "Труд"
138: ООО "Автотранспортник" (ранее - ООО "Сочинское ПАТП №6")
140: ООО "Автотранспортник" (ранее - ООО "Сочинское ПАТП №6")
143: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
144: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
145: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 3 СК -> 2 СК
146: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
147: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
148: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 1 СК -> 2 СК
149: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 1 СК -> 2 СК
150: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), продлён до села Верхнеякорная Щель (давно), 1 СК -> 2 СК
151: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 1 СК -> 2 СК
152: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 2 СК -> 3 СК
153: перенумерован в 81
154: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
155: перенумерован в 77
155к: перенумерован в 75
156: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
157: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
158: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 3 СК -> 5 СК
159: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
160: перенумерован в 80
161: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
162: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
163 (старый): перенумерован в 71
163 (новый): ранее 63, конечная - вертодром (заезд на Заповедную остался), 2 СК + 1 МК -> 3 СК
164: перенумерован в 72
165: перенумерован в 73
166: перенумерован в 74
169: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ"), 1 СК -> 2 СК
170: ООО "Транс-Балт" (ранее - МУП "САТ")
171: без изменений
173: перенумерован в 58
180: маршрут закрыт
182: перенумерован в 79
Общее число маршрутов:
до реформы: 110 муниципальных автобусных маршрутов, из них 45 городских и 65 пригородных;
на данный момент: 113 муниципальных автобусных маршрутов, из них 63 городских и 50 пригородных (включая 3 временно не работающих - 114, 115, 123).
Ну и отдельно отмечу, что "социальные" (на самом деле - школьные) маршруты 201-212, 214, 216-236 живы и работают. Изменения по ним есть, но некритичные (описывать лень, на сайт они внесены). 213-й маршрут описан, но выпуск не определён. 215-й закрыт.
По перевозчикам.
Летом прошлого года было ликвидировано ООО "Интервал", с 2019 года не работает ООО "Сочинское ПАТП №6". Немного маршрутов осталось у "Экспресс-авто", как-то оно тоже сдувается. Зато серьёзно нарастил свою мощь "Автотранспортник", ну и новый автогигант Большого Сочи - питерское ООО "Транс-Балт". Кстати, в официальном реестре маршрутов эта фирма записана под несуществующим адресом: г. Сочи, ул. Хохлова, д. 6, лит. Ж :-)
По вместимости ТС. Подводя итоги изменений в маршрутном реестре, у меня сложилось впечатление, что в каких-то случаях машины малого класса удалось протащить как автобусы СК. Не делал подробного анализа, так что, возможно, это ложное ощущение.
Чуть позже попробую разобраться с тарифами на проезд и дам подробную выписку изменений по датам - там, где они известны. Большое спасибо Дмитрию С. за публикацию информации на форуме, это позволяет легко отслеживать все изменения для того, чтобы в дальнейшем их внести на сайт. Всего хорошего!