Где появятся новые «выделенки» для общественного транспорта в Краснодаре
Обновленные трамваи - автобусы, движение четко по расписанию - для Краснодара уже не мечты, а необходимый минимум, вполне достижимый в ближайшие два-три года.
Фото: Иван Журавлев, «Краснодарские известия»
Скорость, комфорт и… имидж
Изменит ли это ситуацию на краснодарских дорогах? Предпочтут ли горожане личному авто общественный транспорт? Не факт. Для того чтобы это произошло, общественный транспорт должен двигаться значительно быстрей, не тормозя, как сегодня, в пробках. Как этого добиться?
Главный способ, применяемый во многих странах - выделенные полосы для общественного транспорта. Сравните: если в общем потоке автобус идет со скоростью 20 км в час, на выделенных полосах он разгоняется до 35 км/ч. Аналогичная ситуация и с троллейбусом, хотя он и ходит в среднем на 5 км/ч медленнее. Ускорение - это не единственный эффект. Есть еще эффект экономический: если в общем потоке транспорт стоит в пробках, то для движения по расписанию с интервалом в 10-15 минут требуется на маршруте, к примеру, 15 машин. Но если затора нет, хватит и 5-7 машин, так как они пойдут быстрее, соблюдая график. И тогда высвободившиеся машины можно будет пустить на другие маршруты или создать новые. Но, как показал опыт и Краснодара, и других городов России, простой арифметикой проблему не решить - махать шашкой здесь не получится. И внедрение «выделенок» без тщательной проработки возможных вариантов может иметь обратный эффект.
- Чтобы вводить «выделенку», нужно провести моделирование ее внедрения и знать, как скажется нововведение на потоке машин и скорости движения, - объясняет
директор городского департамента транспорта и организации дорожного движения Владимир Архипов. - Так просто жители крайцентра от личных авто не откажутся. Автовладельцы привыкли к личному пространству: комфортно сидишь, слушаешь музыку, пьешь кофе… В общественном транспорте так не поедешь. Однако для многих быстрота передвижения и прогнозируемость времени в пути может стать весомыми аргументами в его пользу.
Еще одна проблема - имиджевая. По мнению соразработчика Стратегии развития Краснодара до 2030 года профессора Александра Полиди, сегодня общественный транспорт воспринимается как рассчитанный на социально незащищенные группы, а не на средний класс. Важно понять: люди в массовом порядке пересядут на общественный транспорт, только если он станет безопасным, пунктуальным, комфортным.
- Мы должны структурировать пассажиропоток, сформировать маршрутную сеть цифрового вида, определить объем инвестиций и их источник. Не может быть простых организационных решений. При создании абсолютно новых моделей общественного транспорта потребуется три-пять лет минимум - для того, чтобы новая модель могла быть реализована хотя бы в начальном варианте, - считает
Александр Полиди.
Семь раз отмерь
Специалисты департамента убеждены: общественный транспорт должен стать реальной альтернативой личного авто. Более 10 километров выделенных полос уже действует, а стать их должно в четыре раза больше. Запланировано, что их обустроят на магистральных улицах: Тургенева, Дзержинского, Тюляева, Ялтинской, Ставропольской, 1 Мая, Красной, Офицерской, Колхозной, 40-летия Победы, Селезнева, Красных Партизан и - опять же - Северной, на проспекте Чекистов и магистральных улицах - общей протяженностью более 40 км. Однако создавать новые полосы теперь станут только после компьютерного моделирования возможных ситуаций на дорогах. Для того чтобы успешней справиться с этой задачей, в прошлом году сотрудники департамента специально обучались работать по программе Amsun по моделированию транспортных потоков. В этом году примененные знания используют практически: смоделируют ситуацию после введения «выделенок» на тех или иных улицах и определят их эффективность - и для пропускной способности, и для безопасности на дорогах. И уже в ближайшее время планируют запустить 16 километров выделенных полос - правда, точно улицы пока не называют.
- Единого подхода к выделению таких полос в нашей стране нет, все делается с учетом специфики конкретной территории, - объясняет
Татьяна Коновалова, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения КубГТУ. - На самом деле перед нами стоит задача повысить скорость передвижения людей по городу. Если с выделением трамвая или автобуса на отдельную полосу она увеличивается, значит, все делается правильно. По существующим техническим нормативам полосу для общественного транспорта целесообразно выделять, если в час на определенном участке пути проезжает более сорока автобусов и троллейбусов. Но для этого на таких участках необходимо провести комплекс работ, в том числе отследить пассажиропоток. Создание выделенной полосы, если даже она приживется, - это полдела. Важно удержать водителей от желания выскочить на автобусную полосу, если она на какой-то миг окажется пустой, в то время как автомобильная будет представлять собой сплошную пробку. Такие улицы необходимо оснастить видеокамерами, и тогда охотников нарушать границы выделенной полосы будет, видимо, меньше.
Кому можно?
Кроме автобусов и троллейбусов по выделенной полосе могут двигаться: коммерческий маршрутный транспорт, такси, располагающие законным правом на пассажирские перевозки, школьные автобусы, велосипедисты (при правой разметке).
А как у них?
В большинстве стран выделенные полосы позиционируются как линии не только для автобусов, но и для любых автомобилей с большим количеством пассажиров. По этой причине они называются High Occupancy Vehicle (HOV) Lanes. Применяются они в США, Канаде, Австралии и многих европейских странах. Например, в канадском Онтарио работает следующая система: право ездить по «выделенкам» есть у автобусов, гибридов, электромобилей, такси, а также у машин, минивэнов, мотоциклов - при условии, что в салоне едет более двух пассажиров (ребенок также считается пассажиром). Местные власти даже организовали специальные парковки (free carpool parking lots) вдоль шоссе, где пассажиры могут договориться с автомобилистами, которые едут в город.
http://ki-news.ru/2019/02/19/gde-poyavyatsya-novye-vydelenki-dlya-obshchestvennogo-transporta-v-krasnodare/
19 февраля 2019