Самый станичный трамвай Краснодара: от Красной в Пашковку
Олег Бодня. 14.12.2019 22:57
"Кубань 24" решила вдруг отпраздновать 105-летие электрификации Пашковского трамвая и намерена считать именно эту дату (14 декабря по старому стилю) его датой рождения.
Что наши историки скажут по тексту исторического мини-обзора? Какие в нём есть серьёзные ошибки?

----------

https://kuban24.tv/item/samyj-stanichnyj-tramvaj-krasnodara-ot-krasnoj-v-pashkovku:

Самый станичный трамвай Краснодара: от Красной в Пашковку

Автор: Алексей Куликов
13 декабря 2019, 10:29


14 декабря исполняется 105 лет пашковскому трамваю — одной из старейших линий в Краснодаре и одной из первых загородных трамвайных линий России.

Средство против грязи и алчности извозчиков

Появлению трамвая в Екатеринодаре способствовало два фактора — дороговизна цен на услуги извозчиков (20-50 копеек по городу) и непролазная грязь с осени по весну на улицах города. К тому же в последней четверти XIX века население города резко выросло с 14,1 тыс. в 1867 году до 45 тыс. в 1888 году, а к 1913 году население города перевалило за 100 тыс. человек. Трамвай сразу воспринимался общественностью как безоговорочное благо. В любом случае передвигаться на нем было экономичнее, чем на извозчике, и несравненно комфортнее, нежели пешком по грязи.

Первый проект городской рельсовой конки (трамвай на лошадиной тяге) самостоятельно подали в городскую думу иностранные инженеры Квитмайер и Леонарди в 1887 году. Но гласные не обратили на него внимание, решив выбрать проект через конкурс.

В 1893 году были представлены еще два проекта трамвая от инженеров Балинского и Гарфильда, но управа отклонила их, поскольку трамвайные пути предполагалось пустить только по улицам Красной и Екатерининской.

В январе 1897 года городская управа объявила конкурс на устройство в Екатеринодаре трамвая и участвовать в нем изъявили желание 23 компании. Но только одна них — «Генеральная компания тяги и электричества» из Парижа — смогла соответствовать всем требованиям управы Екатеринодара. Это сразу создало трудности. Парижане, увидев, что у них нет конкурентов, начали диктовать свои условия и предлагать поправки в контрактные обязательства. Это сильно не понравилось высшему начальству Кубанского казачьего войска и наказному атаману. С их подачи екатеринодарская управа свернула переговоры с парижанами.

Париж — Льеж — Екатеринодар — транзит

В итоге старт проекта затянулся еще на два года. Лишь в апреле 1899 года договор на создание сети екатеринодарского трамвая был заключен с «Компанией тяги и электричества» из Льежа, Бельгия. К слову, дочерним предприятием все той же парижской компании.

Согласно договору «парижане-бельгийцы» строили трамвайную сеть и 40 лет ее эксплуатировали, возвращая инвестиции и получая прибыль. Через 40 лет трамвай отходил в собственность Екатеринодара. Город имел право не ждать 40 лет, и выкупить трамвайную сеть у бельгийцев после 25 лет эксплуатации.

На деле бельгийцы лишились концессии менее чем через 20 лет по причине не предусмотренной в договоре. В России произошла революция. Екатеринодарский трамвай, как и многие другие предприятия, был национализирован. Но это произошло потом, а 10 декабря 1900 года (через полтора года после подписания концессии) состоялось торжественное открытие екатеринодарского трамвая.

Создание трамвайной сети обошлось бельгийцам в 400 тыс. рублей. Проезд в трамвае был установлен в 5 копеек для взрослых и 3 копейки для учеников. В ту пору это было сопоставимо с ценой фунта (400 граммов) ржаного хлеба или килограмма картошки.

Екатеринодар стал 18-м городом Российской империи, где был городской трамвай. При этом, в отличие от иных городов, екатеринодарский трамвай сразу был на электрической тяге. Полицейские и телеграфные, почтовые работники ездили бесплатно. Кстати, стоимость проезда на извозчике в Екатеринодаре сразу снизилась вдвое.

Пашковская зависть и козни иностранных инвесторов

В 1906 году екатеринодарский предприниматель А. Н. Рокель предложил городской думе дать ему концессию на строительство трамвайной ветки в станицу Пашковскую, где на тот момент проживало чуть больше 15 тыс. человек. Следует отметить, что пашковчане, приезжая в Екатеринодар, завидовали и жалели, что к ним не проложен трамвай.

Согласно плану Рокеля, трамвайный маршрут в Пашковку должен был начинаться у Старого базара (ныне сквер «со слоном»), затем к Новому базару (ныне Кооперативный рынок), и далее по улицам к Дубинке и в Пашковскую.

Однако городская дума обвинила Рокеля, что он прокладкой трамвая хочет «оживить» свою торговлю в районе современного «Солнечного острова» и категорически отвергла его план. Но пашковским казакам идея Рокеля запала в душу, и они начали самостоятельно добиваться прокладки трамвая.

Стоит заметить, что к этому времени уже ни у кого в Екатеринодаре не было сомнений: трамвай — предприятие прибыльное. Например, для возврата вложенных в создание трамвайной сети средств за четверть века бельгийцам было достаточно, чтобы ежедневно на трамвае проезжала 1 тыс. человек. В Екатеринодаре им по разным оценкам пользовались не менее 2 тыс. человек ежедневно, причем большинство за день совершали две поездки. Свои инвестиции бельгийцы отбили за несколько лет, поэтому не диво, что в 1907 году городская дума твердо решила — пашковский трамвай будет строиться только на деньги городского бюджета и на средства, собранные пашковчанами.

За свой счет

Ветка в Пашковку по мнению членов думы должна была начинаться на Сенном рынке, но тут заартачились бельгийцы — если пашковская ветка на нескольких кварталах будет дублировать имеющуюся линию, у них тогда упадут продажи билетов. План-схему ветки пришлось переделывать.

К этому времени пашковские казаки уже открыто настаивали на прокладке трамвая ветки в их станицу. Вслед за Пашковской требовать себе трамвай начали Елизаветинская и Новотитаровская. Но они уступали Пашковке в количестве жителей, да и располагались заметно дальше от Екатеринодара. Поэтому их претензии на трамвай всерьез не рассматривали.

Наконец в марте 1908 года на совместном заседании Пашковской и Екатеринодарской администраций был одобрен новый план трамвайной линии. Однако в нем выявили несколько грубых ошибок. На уточнение и новое согласование плана ушло еще 8 месяцев. И только в апреле 1909 года было создано акционерное общество «Первое Русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар — Пашковская».

Основными акционерами общества стали зажиточные казаки Пашковской. В их руках сосредоточилось более 80% акций. Фактически пашковчане пустили к себе трамвай за свой счет.

Люди, покупая акции, вносили деньги на строительство трамвайной ветки, а потом согласно количеству своих акций имели соответствующий доход с билетной выручки в последующие 20 лет. По истечении этого срока трамвайная линия становилась собственностью Екатеринодара.

Начиналась линия пашковского трамвая в районе современного Кооперативного рынка. Далее по плану, в итоге почти совпавшему с изначальным планом Рокеля, шла на Дубинку, откуда к «Солнечному острову» и в Пашковку. Кстати, сам Рокель смог стать одним из крупнейших акционеров пашковского трамвая.

Конкуренция как двигатель и… тормоз

25 июля 1910 года начались строительные работы — отсыпали грунт, прокладывали рельсы, осушали и засыпали участки Карасуна. В ходе строительных работ начало ветки перенесли с Нового базара к Зимнему театру на Красной. На пустых восточных окраинах Дубинки сразу выделили место для Пашковского депо (ныне это Восточное депо на Ставропольской). Общая протяженность — 12 верст.

Сильно вредили бельгийцы. Например, для согласования развязки в районе Базовской улицы пашковчанам пришлось идти на поклон к бельгийцам и долго их упрашивать.

Вообще владельцы екатеринодарского трамвая в акционерах-пашковчанах видели своих прямых конкурентов, а городская управа в силу причин, о которых можно только догадываться, в спорах постоянно принимала сторону бельгийцев.

По плану строительства, первый трамвай в Пашковскую планировали пустить уже в сентябре 1911 года, но бюрократические препоны и козни конкурентов затянули строительство.

Ветка была проложена лишь весной 1912 года. Тогда же в Пашковку были пущены два пробных трамвая из Германии, которые приводились в движение автономными динамо-машинами, работающими на керосине. Как писал «Кубанский курьер» в марте 1912 года, в этих трамваях невозможно было ехать из-за очень громко работающего динамо-двигателя и сильного запаха керосина. Пашковчане были откровенно разочарованы.

Возникает вопрос: почему трамваи ходили на керосине, а не на электричестве? Все очень просто — рельсы проложили, а согласования, техусловия, пояснительные записки, разрешения и допуски к контролируемой конкурентами электроинфраструктуре еще получены не были. Поэтому как временное решение по рельсам пустили «керосинки».

Скорость эти трамваи развивали до 35 верст в час. Проезд от Пашковки до Екатеринодара занимал 45-50 минут и стоил 15 копеек. Постепенно пашковчане привыкли к вони керосина и гулу мотора. Трамвай стал ходить переполненным. Позже девицы и женщины стали предъявлять претензии к акционерному обществу, что керосин из двигателей брызгает на их платья и оставляет не поддающиеся стирке пятна.

От керосина к электричеству

В июле 1914 года, получив из Санкт-Петербурга разрешительные документы на электрический трамвай, акционерное правление отдало свободные акции бельгийцам, а те взамен предоставили доступ к своим электрическим сетям. Но оставалось доработать ветку согласно полученной документации из Санкт-Петербурга и проложить электрические провода, чем пашковчане и занялись.

Недоброжелатели и кляузники все это время доносили во все инстанции, что в Екатеринодаре работает электрическая трамвайная линия не соответствующая согласованным Санкт-Петербургом документам. Но это управа невозмутимо отписывалась, что трамваи не электрические, а на керосиновом ходу. То есть нарушений нет.

Любопытно, что заступником и радетелем пашковского трамвая екатеринодарская управа стала после вхождения бельгийцев в капитал акционерного общества. Коррупция? Да вы что!

Все работы по обустройству линии были завершены лишь в конце 1914 года. После этого 14 декабря 1914 года движение электрических трамваев из Екатеринодара в Пашковскую открылось официально. Тогда из-за Первой мировой войны и большого количества убитых и раненых на ее фронтах казаков Кубанского казачьего войска праздничных мероприятий в честь запуска трамвая решили не устраивать. Но, тем не менее, именно эта дата и считается днем рождения пашковского трамвая.


Тема Автор Дата
  Общественный транспорт в СМИ-2019 Руслан 15.01.2019 14:09
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2019 Андрей Дубовицкий 15.01.2019 18:15
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2019 Михаил Оксененко 15.01.2019 19:43
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2019 Яша Козлов (ViPeR) 15.01.2019 20:38
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2019 Михаил Оксененко 15.01.2019 21:17
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2019 Олег Бодня 15.01.2019 21:27
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2019 Михаил Оксененко 15.01.2019 22:08
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2019 Ерцевский 08.03.2019 00:54
  Re: Общественный транспорт в СМИ-2019 Олег Бодня 15.01.2019 21:07
  Жители Старокорсунской потребовали вернуть им муниципальный транспорт из-за подорожания проезда на 70% Олег Бодня 15.01.2019 21:28
  В Краснодаре полиция выясняет подробности конфликта между водителем автобуса и девушкой-инвалидом Михаил Оксененко 15.01.2019 22:18
  Оставил за дверью Михаил Оксененко 15.01.2019 22:20
  Re: Оставил за дверью Дэмен 16.01.2019 22:26
  Краснодарские спортсмены приняли участие в «трамвайной» фотосессии Олег Бодня 17.01.2019 09:41
  Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Олег Бодня 20.01.2019 13:41
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Олег Куликов 21.01.2019 05:59
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Олег Бодня 21.01.2019 14:32
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Алексей Зуев 22.01.2019 12:16
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Олег Бодня 22.01.2019 21:07
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Яша Козлов (ViPeR) 22.01.2019 21:38
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Игорь Букатин 24.01.2019 02:17
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Ерцевский 06.03.2019 21:31
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Дмитрий Вохмянин 06.03.2019 22:04
  Re: Краснодарский городской транспорт — итоги 2018 года Ерцевский 08.03.2019 01:29
  В Ростове на маршрут вышел гибрид троллейбуса и автобуса Олег Бодня 21.01.2019 21:04
  Re: В Ростове на маршрут вышел гибрид троллейбуса и автобуса Дэмен 22.01.2019 17:06
  Re: В Ростове на маршрут вышел гибрид троллейбуса и автобуса Андрей Дубовицкий 22.01.2019 21:36
  ЕТК Онлайн - брелок Михаил Оксененко 24.01.2019 16:40
  Re: ЕТК Онлайн - брелок Андрей Дубовицкий 24.01.2019 18:42
  Re: ЕТК Онлайн - брелок Сергей W. 25.01.2019 22:25
  Re: ЕТК Онлайн - брелок Сергей Немцев 28.01.2019 09:19
  Всех подвесят Дмитрий Селивёрстов 31.01.2019 15:47
  Остановка на Красной и Гаврилова Михаил Оксененко 31.01.2019 18:22
  В Краснодаре подорожает проезд в трех пригородных автобусах Дмитрий Селивёрстов 03.02.2019 21:42
  В Краснодаре состоялся первый рейс трамвая программы «Хорошее утро» Олег Бодня 04.02.2019 12:25
  Кондратьев: мы свяжем пригороды Краснодара с центром с помощью наземного метро Михаил Оксененко 07.02.2019 09:42
  Re: Кондратьев: мы свяжем пригороды Краснодара с центром с помощью наземного метро Дэмен 07.02.2019 11:30
  В Москве запустят первый в России беспилотный трамвай Дмитрий Селивёрстов 11.02.2019 13:19
  Re: В Москве запустят первый в России беспилотный трамвай Михаил Оксененко 11.02.2019 13:35
  Re: В Москве запустят первый в России беспилотный трамвай Владислав Мартианов 11.02.2019 15:13
  Re: В Москве запустят первый в России беспилотный трамвай Олег Куликов 12.02.2019 11:21
  Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Михаил Оксененко 11.02.2019 20:50
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Дэмен 16.02.2019 13:12
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Олег Бодня 17.02.2019 09:04
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Андрей Дубовицкий 17.02.2019 14:14
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Михаил Оксененко 17.02.2019 14:28
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Олег Бодня 17.02.2019 14:48
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Андрей Дубовицкий 17.02.2019 14:50
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Олег Бодня 17.02.2019 20:13
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Андрей Дубовицкий 17.02.2019 20:51
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Олег Бодня 17.02.2019 21:13
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Михаил Оксененко 17.02.2019 19:24
  Re: Краснодарец выкупил проезд в трамвае на сутки для всех пассажиров Андрей Дубовицкий 17.02.2019 20:50
  Мэр Краснодара пообещал не устанавливать новые ларьки на улицах города Олег Бодня 12.02.2019 23:16
  Re: Мэр Краснодара пообещал не устанавливать новые ларьки на улицах города Дэмен 13.02.2019 17:15
  Re: Мэр Краснодара пообещал не устанавливать новые ларьки на улицах города Андрей Дубовицкий 13.02.2019 17:42
  Краснодарские москвичи Михаил Оксененко 14.02.2019 20:41
  Re: Краснодарские москвичи Олег Бодня 14.02.2019 20:44
  Re: Краснодарские москвичи Михаил Оксененко 14.02.2019 20:46
  Re: Краснодарские москвичи Яша Козлов (ViPeR) 14.02.2019 23:48
  На трамвайные маршруты вышли вагоны, оформленные фанатами футбольного клуба «Кубань» Олег Бодня 19.02.2019 15:12
  В Краснодаре появился музыкальный трамвайный маршрут. Фоторепортаж Олег Бодня 19.02.2019 18:18
  Re: В Краснодаре появился музыкальный трамвайный маршрут. Фоторепортаж Андрей Дубовицкий 19.02.2019 21:25
  Re: В Краснодаре появился музыкальный трамвайный маршрут. Фоторепортаж Олег Бодня 19.02.2019 22:44
  Re: В Краснодаре появился музыкальный трамвайный маршрут. Фоторепортаж Андрей Дубовицкий 19.02.2019 23:03
  Re: В Краснодаре появился музыкальный трамвайный маршрут. Фоторепортаж Олег Бодня 20.02.2019 07:46
  В общественном транспорте Краснодара появятся бескондукторные системы оплаты. Но кондукторы все равно останутся. Михаил Оксененко 22.02.2019 14:31
  Re: В общественном транспорте Краснодара появятся бескондукторные системы оплаты. Но кондукторы все равно останутся. Андрей Дубовицкий 22.02.2019 20:06
  Re: В общественном транспорте Краснодара появятся бескондукторные системы оплаты. Но кондукторы все равно останутся. Яша Козлов (ViPeR) 22.02.2019 22:15
  Re: В общественном транспорте Краснодара появятся бескондукторные системы оплаты. Но кондукторы все равно останутся. Владислав Мартианов 23.02.2019 12:20
  На Кубе проходит испытания новый российский рельсовый автобус Дмитрий Селивёрстов 23.02.2019 12:56
  Re: На Кубе проходит испытания новый российский рельсовый автобус Андрей Дубовицкий 23.02.2019 13:22
  Где появятся новые «выделенки» для общественного транспорта в Краснодаре Дмитрий Селивёрстов 23.02.2019 18:40
  Тролза всё Михаил Оксененко 27.02.2019 19:52
  Re: Тролза всё Яша Козлов (ViPeR) 27.02.2019 22:01
  Re: Тролза всё Михаил Оксененко 28.02.2019 09:50
  Re: Тролза всё Олег Бодня 01.03.2019 10:34
  Автохамы в 2018 г. парализовали работу трамваев Краснодара почти на 2000 часов Олег Бодня 28.02.2019 14:22
  Продление трамвайных путей на Гидрострой под угрозой срыва Михаил Оксененко 28.02.2019 18:34
  Re: Продление трамвайных путей на Гидрострой под угрозой срыва Андрей Дубовицкий 28.02.2019 19:50
  Re: Продление трамвайных путей на Гидрострой под угрозой срыва Ерцевский 01.03.2019 02:30
  Конкурс КТТУ на страхование ПС Яша Козлов (ViPeR) 03.04.2019 22:18
  Re: Конкурс КТТУ на страхование ПС Олег Бодня 04.04.2019 16:01
  Re: Конкурс КТТУ на страхование ПС Яша Козлов (ViPeR) 04.04.2019 16:03
  Re: Конкурс КТТУ на страхование ПС Олег Бодня 04.04.2019 16:42
  Re: Конкурс КТТУ на страхование ПС Яша Козлов (ViPeR) 04.04.2019 17:32
  Re: Конкурс КТТУ на страхование ПС Александров Николай 07.04.2019 19:29
  Re: Конкурс КТТУ на страхование ПС Олег Куликов 08.04.2019 11:37
  Специальные маршруты транспорта организуют на Радоницу в Краснодаре Олег Бодня 20.04.2019 11:51
  Дополнительный транспорт в Поминальные дни Олег Бодня 30.04.2019 08:13
  Специалисты МУП «КТТУ» устранили последствия повреждения контактной сети по улице Коммунаров Олег Бодня 29.04.2019 16:48
  Временное изменение троллейбусных маршрутов №№9, 10 Олег Бодня 02.05.2019 21:58
  Re: Временное изменение троллейбусных маршрутов №№9, 10 Дэмен 03.05.2019 15:08
  Re: Временное изменение троллейбусных маршрутов №№9, 10 Владислав Мартианов 04.05.2019 01:57
  Re: Временное изменение троллейбусных маршрутов №№9, 10 Олег Бодня 06.05.2019 09:13
  Re: Временное изменение троллейбусных маршрутов №№9, 10 Владислав Мартианов 08.05.2019 00:44
  Re: Временное изменение троллейбусных маршрутов №№9, 10 Олег Бодня 08.05.2019 06:42
  Восстановлено движение троллейбусов до автовокзала «Южный» Олег Бодня 13.05.2019 08:24
  Работа транспорта МУП «КТТУ» в День Победы Олег Бодня 08.05.2019 12:42
  Европейские специалисты ознакомились с инфраструктурой КТТУ Олег Бодня 05.06.2019 09:54
  Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление: выделенные полосы позволят троллейбусам и автобусам ускориться Олег Бодня 19.06.2019 15:00
  Мэрия Краснодара: Никто цену на проезд выше, чем в КТТУ, не взвинтит Олег Бодня 21.06.2019 09:16
  Re: Мэрия Краснодара: Никто цену на проезд выше, чем в КТТУ, не взвинтит Ерцевский 22.06.2019 00:00
  На троллейбусном маршруте №7 временно работают автобусы Олег Бодня 26.06.2019 05:45
  В Краснодаре вынесли приговор дебоширу за брошенный в трамвай кирпич Олег Бодня 30.06.2019 14:09
  Александр Грачёв: Стоимость проезда в общественном транспорте Краснодара увеличится до 28 руб. Олег Бодня 22.07.2019 15:49
  Повышение тарифа на проезд до 28 руб. не повлияет на стоимость льготных транспортных карт для школьников и студентов Олег Бодня 22.07.2019 15:52
  Евгений Первышов: Льготы на проезд для студентов и школьников Краснодара в транспорте МУП «КТТУ» будут действовать в течение всего лета Олег Бодня 22.07.2019 16:37
  Единая стоимость проезда в общественном транспорте Краснодара с 8 июля: 28 руб. по городу Олег Бодня 22.07.2019 16:24
  По поводу 141а маршрута Денис Пушкарёв 22.07.2019 22:18
  Re: По поводу 141а маршрута kuban-express-prigorod 22.07.2019 22:59
  Re: По поводу 141а маршрута Денис Пушкарёв 23.07.2019 07:40
  Профильный комитет ЗСК проработает возможность формирования программы обновления троллейбусов Краснодара Олег Бодня 22.07.2019 16:49
  Re: Профильный комитет ЗСК проработает возможность формирования программы обновления троллейбусов Краснодара Андрей Дубовицкий 23.07.2019 02:52
  Re: Профильный комитет ЗСК проработает возможность формирования программы обновления троллейбусов Краснодара andrey 23.07.2019 06:49
  Re: Профильный комитет ЗСК проработает возможность формирования программы обновления троллейбусов Краснодара Олег Бодня 23.07.2019 07:12
  Евгений Первышов: Автобусы коммерческих перевозчиков Краснодара должны соответствовать требованиям жителей к общественному транспорту Олег Бодня 22.07.2019 16:52
  Евгений Первышов предложил создать в Краснодаре совет по вопросам транспорта и организации дорожного движения Олег Бодня 22.07.2019 17:04
  За 10 лет в Краснодаре провели капитально-восстановительный ремонт 87 трамваев и 87 троллейбусов Олег Бодня 22.07.2019 22:19
  Производитель троллейбусов для Краснодара «Тролза» уволил больше половины сотрудников завода Олег Бодня 18.09.2019 21:15
  Коммерческие перевозчики закупили 16 новых автобусов для работы на маршрутах общественного транспорта Краснодара Олег Бодня 30.09.2019 20:01
  А что за б/у МАЗ на 48 маршруте? Дэмен 02.10.2019 11:40
  Re: А что за б/у МАЗ на 48 маршруте? Михаил Оксененко 02.10.2019 13:50
  Re: А что за б/у МАЗ на 48 маршруте? Яша Козлов (ViPeR) 02.10.2019 16:19
  Re: А что за б/у МАЗ на 48 маршруте? Игорь Букатин 03.10.2019 02:51
  Re: А что за б/у МАЗ на 48 маршруте? Михаил Оксененко 03.10.2019 08:40
  Re: А что за б/у МАЗ на 48 маршруте? Олег Бодня 02.10.2019 14:24
  Школьников Краснодара в 2020 г. будут перевозить 166 новых школьных автобусов Олег Бодня 30.09.2019 21:32
  Re: Школьников Краснодара в 2020 г. будут перевозить 166 новых школьных автобусов Михаил Оксененко 01.10.2019 08:53
  Re: Школьников Краснодара в 2020 г. будут перевозить 166 новых школьных автобусов Яша Козлов (ViPeR) 01.10.2019 09:50
  Трамвай № 1: в Краснодаре с 18 октября заработает новый трамвайный маршрут Олег Бодня 09.10.2019 23:34
  Молчание про перенаправление 2-ки Дэмен 11.10.2019 12:19
  Re: Молчание про перенаправление 2-ки Дмитрий Вохмянин 11.10.2019 16:15
  Re: Молчание про перенаправление 2-ки Олег Бодня 11.10.2019 23:34
  Самый станичный трамвай Краснодара: от Красной в Пашковку Олег Бодня 14.12.2019 22:57
  Re: Самый станичный трамвай Краснодара: от Красной в Пашковку Владислав Мартианов 15.12.2019 05:22
  Re: Самый станичный трамвай Краснодара: от Красной в Пашковку Олег Бодня 15.12.2019 11:21
  Re: Самый станичный трамвай Краснодара: от Красной в Пашковку Владислав Мартианов 15.12.2019 19:11

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта
Phorum: speed & power