Парк нового периода: "Горэлектротранс" ждёт масштабное обновление
https://www.dp.ru/a/2021/09/27/Park_novogo_perioda

В ближайшие месяцы ГУП "Горэлектротранс" (ГЭТ) проведёт масштабные закупки техники. Желающих поставить ему трамваи и троллейбусы будет немало.
В рамках 8–летней комплексной программы развития электрического транспорта общей стоимостью 123 млрд рублей ГЭТ планирует серьёзно модернизировать своё хозяйство и обновить подвижной состав: порядка 569 единиц техники на первом этапе (2021–2023 годы) и 647 единиц на втором (2024–2028 годы).

Суммарно на закупку трамваев и троллейбусов планируют потратить 86,9 млрд рублей. К проведению первых конкурсов почти всё готово, техническое задание утверждено.

Сейчас между транспортным и финансовым блоками Смольного согласовываются окончательные штрихи по лимитам финансирования на каждый отдельный год. Как только этот процесс завершится, ГЭТ приступит к торгам.

По данным "ДП", самое раннее, когда могут провести закупки, — конец октября, самое позднее — начало декабря 2021 года. Структура лотов ещё обсуждается, но должна быть готова в ближайшие дни. Одного лота по трамваям или троллейбусам точно не будет, но и мельчить, по данным "ДП", ГЭТ не хочет, потому что намерен уменьшить общую номенклатуру техники, чтобы экономить на ремонте и запчастях.

Актуальный сегодня и завтра
Ранее в интервью "ДП" директор ГЭТ Денис Минкин отмечал, что перед предприятием стоит задача предугадать, что будет актуальным в будущем.

"Трамваи должны быть актуальными и сейчас, и через 20 лет. Поэтому заказывается максимальная на сегодняшний день комплектация, плюс закладывается модернизационный ресурс, то есть способность совершенствовать технику малыми, в сравнении со стоимостью изделия, вложениями. В качестве базы идут тележки, кузов и энергетика, в качестве апгрейда — системы бортового управления, комфорта и информирования", — пояснил Денис Минкин.

Например, базовым элементом будет система активной безопасности, которая распознаёт окружающую обстановку и в случае необходимости тормозит. В перспективе она может быть модернизирована в сторону полноценного автопилотирования.

По данным "ДП", в ТЗ также пропишут наличие системы накопления и отдачи энергии торможения, которая позволит снизить пиковую потребность в электроэнергии и нагрузку на инфраструктуру и др. Также в подвижном составе должны быть тёплый пол, климат–контроль, электронная оплата проезда и другие атрибуты современной техники.

Требование по алюминиевым кузовам будет определяться ценой — на него пойдут, если это не приведёт к сильному удорожанию. Сейчас все производители способны выпускать трамваи из этого металла, поэтому дискриминационным оно не будет, считают в ГЭТ.

Трамваи из космоса
Транспортные эксперты отмечают, что все российские и белорусские производители имеют шансы получить один из петербургских заказов. На сегодняшний день есть несколько основных поставщиков как трамваев, так и троллейбусов.

Трамвайный рынок поделён между следующими игроками: производственная компания "Транспортные системы" (ПК ТС), которую связывают с "Трансмашхолдингом" (ТМХ), "Штадлер Минск", АО "Уралтрансмаш", принадлежащий Уралвагонзаводу, и АО "Усть–Катавский вагоностроительный завод" (УКВЗ), которое принадлежит "Роскосмосу".

Не так давно на рынок зашла и группа "Синара" миллиардера Дмитрия Пумпянского, успевшая поставить трамваи в несколько регионов, однако не полностью своего производства, а совместные с УКВЗ.

Троллейбусы преимущественно выпускают ПК ТС, вологодский завод "Транс–Альфа", Уфимский трамвайно–троллейбусный завод (УТТЗ), "Белкоммунмаш" (БКМ, Белоруссия), готовится к серийному производству и КамАЗ.

"Говорить о конкретных производителях преждевременно, пока не сформулированы технические условия. В России и Белоруссии есть производители, продукция которых хорошо зарекомендовала себя. Мощности основных игроков на рынке подвижного состава достаточны, чтобы выполнять крупные заказы", — говорит эксперт межрегиональной общественной организации "Транспорт в России" Владимир Свириденков.

Аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков отмечает, что наибольшее количество мощностей сейчас у ПК ТС, причём как по трамваям, так и по троллейбусам.

"Сделать сотню трёхсекционных трамваев за год для них не проблема. Расширить свои мощности также планирует УКВЗ в связи с возросшим спросом, в первую очередь в родном регионе завода — Челябинской области. Также уверен, что 100 вагонов в год может осилить и Stadler в Минске", — говорит Булгаков.

О грядущей модернизации и переоснащении производства рассказали и на самом УКВЗ. Сейчас завод способен выпускать 120 единиц в год, но есть понимание, что этого недостаточно, чтобы удовлетворить запросы рынка.

"К увеличению мощностей подтолкнуло и понимание, что трамвайный парк в России сильно изношен и требует замены. Поэтому руководство приняло решение о возведении нового сборочного цеха и о вложении средств в новые станки. Завершить работы и оснастить цех оборудованием планируется весной следующего года", — сообщили в УКВЗ.

Ожидается конкуренция
Несколько производителей, в частности "Синара" и УКВЗ, подтвердили "ДП" своё намерение участвовать в грядущих закупках ГЭТ. Ожидают они и высокой конкуренции на торгах.

Ранее президент ПК ТС Феликс Винокур говорил "ДП", что компания "претендует на весь объём поставки петербургскому ГЭТ" и способна выпустить порядка 150 трамваев в год. В Москву почти за 5 лет ПК ТС поставила 450 трамваев.

"Мы сейчас объезжаем всех производителей, смотрим как минимум два основных аспекта. Первый — технический облик трамвая и троллейбуса, который они готовы выполнить. ТЗ расписали по максимуму, ориентируясь на послезавтрашний день. Но учитываем реальные возможности производителей.

Второй — производственная мощность, потому что помимо нас покупателей в стране хватает. Впечатление все производят хорошее. Думаю, все наши заказы реалистичны", — прокомментировал директор ГЭТ.

Экономия на процентах
Окончательного решения не принято, но, вероятно, ГЭТ постарается минимизировать покупку подвижного состава через лизинг: за счёт увеличения финансирования в первые годы из местного бюджета, а также благодаря федеральному инфраструктурному кредиту.

Уход от лизинга позволит сэкономить, что весьма актуально с учётом подорожания металла. К тому же ценник производители подняли и на фоне новостей о крупных закупках Петербурга.

По словам Булгакова, лизинг даёт удорожание троллейбуса на 30% минимум, а трамваев — на все 100%. По лизинговой схеме планируется, однако, купить порядка 80 трамваев для центральных районов города.

Внешний облик у них будет в стиле ретро, но техническое задание по ним полностью повторяет обычный современный трамвай. По данным "ДП", почти все производители дали ГЭТ свои варианты этой техники.

Направление комплексной модернизации и развития городского электротранспорта представляет для холдинга "СТМ" большой интерес. Уже сейчас компания поставляет общественный транспорт в Таганрог, Челябинск и Москву. Санкт–Петербург является вторым по численности городом в России и обладает огромной транспортной сетью, поэтому, разумеется, наша компания крайне заинтересована в участии в программах по обновлению его подвижного состава. И речь здесь идёт о всех видах наземного транспорта — и трамваях, и троллейбусах, и, возможно, в будущем водоробусах. Холдинг "СТМ" тесно связан с Петербургом: на территории города зарегистрированы две дочерние компании, занимающиеся производством и разработкой подвижного состава для городского транспорта ("Синара–Шкода", СП с чешской компанией Skoda Transportation и ООО "Вагонмаш"). Также наши специалисты уже давно разрабатывают уникальный ретро–дизайн трамвайных вагонов, которые планирует закупить СПб ГУП "Горэлектротранс". Несмотря на то что в данный момент у компании отсутствуют собственные производственные площадки, СТМ является одним из крупнейших поставщиков городского транспорта в России. Более того, в планы на ближайшее будущее компании входит начало изготовления техники собственного производства.

НИКОЛАЙ ПРОНИН, директор дивизиона "Городской общественный транспорт" СТМ

При формировании требований к новому подвижному составу ГЭТ сфокусировал внимание на трёх аспектах. Во–первых, это максимальная безопасность поездки пассажира за счёт применения самых современных средств активной безопасности и контроля состояния водителя. Электронные системы этого класса получили в последнее время существенное развитие, в том числе в проектах беспилотного движения, и постепенное их внедрение в серийные модели может коренным образом снизить количество ДТП и будет являться последовательными шагами к появлению беспилотного транспорта общего пользования. Во–вторых, повышение комфортности поездки пассажиров, в том числе за счёт стабилизации температурного режима в салоне. Третий аспект — повышение эффективности работы подвижного состава за счёт снижения энергопотребления и систем самодиагностики основных узлов и агрегатов. Плюс будет и в дальнейшем развиваться направление расширения использования троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ), которое на данный момент является наиболее эффективным путём электрификации городского пассажирского транспорта. Преимущество получит тот производитель, который сможет предложить наиболее современный, эффективный, комфортабельный и безопасный подвижной состав.

АНДРЕЙ ГОРЕВ, профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ

Транспорт без хайпа
Вряд ли кто–то из жителей мегаполиса скажет, что мечтает о трамвайной линии, подходящей к его дому. А вот жить вблизи какой–нибудь станции метро хотят все.

И любой застройщик обязательно пишет в рекламе своего жилого комплекса расстояние до подземки, исчисляя его в минутах, даже если это — минуты полёта на сверхзвуковом самолёте. А вот найдите в такой рекламе упоминание остановки. Да и многие транспортные эксперты называют трамвай "подвозкой к метро". Популярнее общественного транспорта, чем метрополитен, нет, причём хайп растёт сам собой.

Секретов тут нет: время — деньги, перемещаться нужно быстро. Поездка на трамвае при таких вводных в большинстве случаев будет больше походить на неспешную экскурсию по городу. А если вдруг пробки или ДТП, ещё и весёлую.

На скорость можно рассчитывать только при наличии выделенной полосы с умными стрелками на путях и с умными светофорами. У нас же преимущество общественному транспорту на поверхности отдают пока редко, хоть и стараются. Под землёй ситуация лучше, поэтому все норовят туда нырнуть, а потом быстро вынырнуть. Хотя неизвестно, как бы всё сложилось, будь подземное пространство более освоенным.

Пока же там царствует метрополитен. Да, бывает тесновато, зато с точностью до минуты почти всегда можно рассчитать время в пути. Поэтому пассажиры выбирают подземку и власти тоже.

Пообещать дополнительные сотни миллиардов рублей из бюджета всегда проще на метро, потому что это решение встретит больший энтузиазм у горожан. Потратить деньги ФНБ на вагоны для метрополитена тоже несложно.

В любой предвыборной программе любого кандидата обязательно написано про "выделение бюджетных денег на строительство метрополитена" и, если кандидат оппозиционный, обязательна критика власти за низкие темпы его создания в настоящий момент. Деньги на трамвай не обещает никто — в лучшем случае напишут что–нибудь общее про "развитие общественного транспорта".

И официальные власти бюджетными миллиардами на трамваи редко разбрасываются, если только речь не идёт о другой их модной игрушке — концессии.

Поэтому то, что "Горэлектротрансу" удалось не только подготовить и утвердить на уровне городского правительства стомиллиардную программу своего развития, но и получить на неё реальные деньги, в том числе из федерального бюджета, — случай уникальный. Либо хорошая работа чиновников, сумевших доказать необходимость развития наземного электротранспорта.

Хотя нельзя исключать, что на федеральном уровне наконец заметили общую разруху, царящую с общественным транспортом по всей стране, и решили с этим что–то делать.


Тема Автор Дата
  А как у них?.. Дэмен 03.04.2020 12:46
  Re: А как у них?.. Андрей Остриков 03.04.2020 19:44
  Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Дэмен 12.04.2020 21:28
  Re: Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Игорь Букатин 13.04.2020 01:02
  Re: Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Олег Бодня 15.04.2020 16:27
  Ретро-ужасы НЕ нашего городка Владислав Мартианов 15.04.2020 14:15
  Оцените это чудо Дэмен 17.04.2020 01:31
  Re: Оцените это чудо Яша Козлов (ViPeR) 17.04.2020 14:13
  Единственная трамвайная система, открытая в СНГ в ХХI веке Дэмен 20.04.2020 23:11
  Re: Единственная трамвайная система, открытая в СНГ в ХХI веке Василий Бирюков 28.08.2020 14:29
  Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта Олег Бодня 22.04.2020 15:02
  Re: Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта Михаил Оксененко 22.04.2020 19:38
  Есть чему учиться у Махачкалы... Дэмен 23.04.2020 00:44
  Re: Есть чему учиться у Махачкалы... Михаил Оксененко 23.04.2020 12:48
  Пока у нас проектируют - на Урале строят. Дэмен 03.05.2020 16:54
  А в Ростове кондукторов не сократили? Дэмен 14.05.2020 17:26
  Re: А в Ростове кондукторов не сократили? Олег Бодня 14.05.2020 20:29
  Re: А в Ростове кондукторов не сократили? Сергей W. 15.06.2020 11:10
  Неповоротливый троллейбус Михаил Оксененко 12.06.2020 15:27
  Re: Неповоротливый троллейбус Игорь Букатин 13.06.2020 00:49
  Автобусы (троллейбусы) гармошки Дэмен 25.06.2020 11:51
  Re: Автобусы (троллейбусы) гармошки Олег Бодня 25.06.2020 12:22
  Re: Автобусы (троллейбусы) гармошки Василий Бирюков 27.08.2020 21:09
  Продвигатели электробусов бегут из "Мосгортранса" Дэмен 29.07.2020 10:38
  Учимся у Ростова Дэмен 18.08.2020 10:33
  Re: Учимся у Ростова Михаил Оксененко 18.08.2020 11:54
  Re: Учимся у Ростова Олег Бодня 18.08.2020 12:09
  Re: Учимся у Ростова Яша Козлов (ViPeR) 18.08.2020 22:54
  Re: Учимся у Ростова Дмитрий Вохмянин 20.08.2020 08:17
  Re: Учимся у Ростова Дэмен 20.08.2020 12:13
  Re: Учимся у Ростова Дмитрий Вохмянин 20.08.2020 13:11
  Re: Учимся у Ростова Владислав Мартианов 20.08.2020 13:43
  А у них - всё... Александров Николай 25.08.2020 13:29
  Re: А у них - всё... Дэмен 26.08.2020 10:56
  Re: А у них - всё... Василий Бирюков 26.08.2020 23:31
  Re: А у них - всё... Александров Николай 27.08.2020 09:31
  Re: А у них - всё... Василий Бирюков 27.08.2020 13:21
  А у них - не совсем всё Александров Николай 01.09.2020 10:06
  Re: А у них - не совсем всё Андрей Дубовицкий 01.09.2020 13:37
  Re: А у них - не совсем всё Олег Бодня 01.09.2020 18:02
  Re: А у них - не совсем всё Александров Николай 02.09.2020 12:21
  Re: А у них - не совсем всё Игорь Букатин 03.09.2020 15:31
  Re: А у них - не совсем всё Андрей Дубовицкий 03.09.2020 19:41
  Re: А у них - не совсем всё Яша Козлов (ViPeR) 04.09.2020 04:31
  Re: А у них - не совсем всё Сорокин Денис 03.09.2020 22:49
  Re: А у них - не совсем всё Олег Бодня 03.09.2020 23:11
  Сухумский троллейбус Дэмен 27.08.2020 10:00
  А в Самаре есть уникальный трамвай!.. Дэмен 13.10.2020 11:19
  Что-то в Перми, первой перешедшей на полноценные брутто-контракты, не выходит цветочек каменный... Дмитрий Вохмянин 23.10.2020 19:02
  Севастопольский троллейбус Дэмен 22.01.2021 11:54
  Опять трамваи горят Дэмен 22.01.2021 12:47
  В Чебоксарах выпустили на линию 60 новых троллейбусов Дэмен 29.06.2021 20:47
  Re: В Чебоксарах выпустили на линию 60 новых троллейбусов Игорь Букатин 01.07.2021 01:32
  Re: А как у них? - узнала рабочая группа и решила, что нам этого "добра" не надо Дмитрий Вохмянин 30.06.2021 09:27
  Троллейбус в Керчи всё? Дэмен 22.07.2021 21:11
  Таганрог решил переплюнуть Краснодар? Дэмен 07.08.2021 11:21
  Парк нового периода: "Горэлектротранс" ждёт масштабное обновление Дмитрий Вохмянин 27.09.2021 13:17
  Re: Парк нового периода: "Горэлектротранс" ждёт масштабное обновление Игорь Букатин 27.09.2021 15:40
  В Заречном выиграли суд по сдохшим двигателям MAN на ЛиАЗ 5292.22 Михаил Оксененко 28.09.2021 09:10
  Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 16.11.2021 14:49
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Игорь Букатин 18.11.2021 01:40
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 18.11.2021 12:08
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Олег Бодня 18.11.2021 13:54
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 18.11.2021 21:28
  На улицы Ярославля выйдут автобусы из Сочи Дмитрий Вохмянин 03.12.2021 09:16
  Re: На улицы Ярославля выйдут автобусы из Сочи Олег Бодня 03.12.2021 09:38
  На модернизацию общественного электротранспорта в России направят около 400 млрд рублей Дмитрий Вохмянин 14.12.2021 08:23
  Re: На модернизацию общественного электротранспорта в России направят около 400 млрд рублей Олег Бодня 14.12.2021 09:19
  Маршрут настроен: на модернизацию электротранспорта потратят 400 млрд Дмитрий Вохмянин 14.12.2021 09:57
  А в Перми есть проездные! Дэмен 08.02.2022 11:28
  «Буревестник» получил сертификат на два вида троллейбусов, производимых в Нижнем Новгороде Дмитрий Вохмянин 15.02.2022 15:25
  Краткосрочная поездка в Волгоград Дэмен 21.04.2022 23:10
  В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза Дмитрий Селивёрстов 26.05.2022 09:02
  Не только у нас новые ветки открывают. Дэмен 04.09.2022 18:38
  Троллейбусы выбились из графика платежей Дмитрий Вохмянин 16.03.2023 13:19
  Донской губернатор подписал соглашение о модернизации трамвая в Ростове от имени области Дмитрий Вохмянин 30.03.2023 14:54
  В результате транспортной реформы в Перми рынок покинули больше половины предпринимателей Дмитрий Вохмянин 24.04.2023 11:49
  В Ростове тоже грандиозная стройка Дэмен 13.07.2023 22:18
  Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дмитрий Вохмянин 28.08.2023 16:49
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дэмен 28.08.2023 21:05
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Олег Бодня 28.08.2023 22:46
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дмитрий Вохмянин 28.08.2023 23:04
  Уехала эпоха Дмитрий Вохмянин 16.11.2023 08:24
  Пассажиров Ростовской области будут возить усовершенствованные электробусы Дмитрий Вохмянин 30.11.2023 10:18
  «Финист» полетел по маршруту Дмитрий Вохмянин 28.12.2023 16:03
  Самара может разорвать контракт с белорусами на поставку трамваев Олег Бодня 09.02.2024 12:08

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта
Phorum: speed & power