В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза

Как собиралась коллекция раритетных трамваев в Москве, почему музей городского транспорта проработал всего два года на рубеже веков и что угрожает экспонатам сегодня

Над московскими ретротрамваями нависла угроза. Столица России – город, где нет музея общественного транспорта. В апреле 2022 года традиционный парад трамваев в Москве прошел измененным маршрутом – в районе ВДНХ и Останкина вместо центра города. В нем были представлены всего восемь вагонов, а не 16, как в прошлые годы. После парада вагоны были выставлены в депо имени Баумана на Сельскохозяйственной улице, где более 20 лет назад работал музей городского транспорта.

Об истории экспозиции московского музея городского транспорта рассказал основатель Музея трамвая в Коломне и бывший главный редактор журнала «Железнодорожное дело» Андрей Мясников.

– Андрей, как Вы оцениваете прошедший в апреле 2022 года парад?

 – С одной стороны обидно, что не показали знаковые вагоны – конку или «Татру Т3» первого выпуска – двухдверную с лобовым стеклом, состоящим из двух частей. С другой стороны, впервые показали вагон КТМ71-608КМ и заявлено, что это один из первых трех вагонов, которые были поставлены в Москву. И хорошо, что после парада людей пустили на территорию трамвайного депо, где они смогли увидеть экспонаты музея.

 – Когда Вы упоминаете музей, Вы, очевидно, имеете в виду музей городского транспорта Москвы. Когда начала формироваться его коллекция?

– К середине 1980-х годов среди любителей техники установилось понимание, что необходимо сохранять старинные образцы. Однако чиновники этого не понимали и на весь СССР я знаю только два положительных примера – в Риге был отреставрирован трамвайный вагон фирмы «Феникс», а в Ленинграде была сделана неплохая реплика вагона фирмы «Бреш», который ходил по городу как туристический.

Наибольший вклад в создание коллекции тогда внес молодой любитель транспорта Владислав Карганов. Он устроился работать в Мосгортранс, в отдел социальной защиты, с условием, что один день в неделю будет посвящать сбору экспонатов будущего музея городского транспорта. Тогдашний руководитель Мосгортранса Александр Ульянов во всем его поддерживал, и именно тогда начался сбор первых экспонатов.


 – Какие экспонаты из числа трамваев пополнили коллекцию будущего музея первыми?

 – Среди трамваев это были вагоны КМ и КП, они были действующими, работали как путеизмерительный состав и до начала 1990-х годов их можно было встретить на московских улицах. Сохранилось несколько вагонов МТВ-82. В депо Апакова нашли «Татру Т2». Там же обнаружили шасси московской конки, которое использовалось в качестве вышки для мытья крышевого остекления депо. Ей к тому моменту было уже почти 100 лет. Потом Владислав стал пробивать возможность ремонта этих вагонов. Первым был приведен в хорошее состояние именно вагон КМ и потом где-то одну-две единицы транспорта в год стали ремонтировать.

Монорельс против музея

 – При каких обстоятельствах музей городского транспорта был открыт?

 – К 1999 году у Мосгортранса сложилась неплохая коллекция, которая содержала ряд трамвайных вагонов, троллейбусов и автобусов, и было решено открыть музей как постоянно действующую экспозицию. Под нее была выделена часть трамвайного депо имени Баумана на Сельскохозяйственной улице, недалеко от скульптуры «Рабочий и колхозница».

Экспозиция находилась под открытым небом – это не очень хорошо для ее сохранности, но тем не менее, это был прорыв. Музею выделили небольшое здание бывшего конечного пункта, там разместились кассовые аппараты, старинные билеты, фотографии. Директором музея стал Владислав Карганов, его заместителем – другой любитель городского транспорта Михаил Егоров.


– Но потом тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков решил построить монорельс?

 – Да, и на территории музея возникло депо монорельса, как теперь оказалось – никому ненужного. Кажется, музей проработал всего два года и все экспонаты были обратно розданы по разным паркам и депо. Одновременно с этим было значительно сокращено финансирование на приведение в порядок новых экспонатов. Если во время музея удавалось ремонтировать по несколько экспонатов в год, то затем удавалось ремонтировать всего по одному экспонату в несколько лет.

Четыре упущенных возможности

 – Музею предложили новое место?

 – Да, в Москве музею стали упорно предлагать площадку в Строгине рядом с новой территорией Краснопресненского трамвайного депо. Это депо было перенесено в Строгино после того, как было прекращено трамвайное движение по Ленинградскому проспекту и по улице 1905 года. Если бы музей там появился, то, чтобы добраться до него, нужно было бы доехать до метро Щукинская, затем долго ехать на трамвае, а потом еще минут 15-20 от конечной остановки идти пешком. Вот такая локация.

Обычной мировой практикой является размещение музея городского транспорта на территории старинных депо, автобусных или троллейбусных парков, расположенных в центре города. Таким образом сохраняется не только транспорт, но и старинное архитектурное сооружение. Например, такие музеи есть в Праге, Вене и даже в Петербурге, где под музей городского транспорта отдана часть Василеостровского трамвайного парка. Естественно, ни сообщество, ни непосредственные руководители музея Карганов и Егоров локацию в Строгине принимать не хотели, потому что считали, что есть места лучше.


– Например?

– За последние годы было упущено как минимум четыре возможности открыть музей в историческом здании в центре Москвы.

Первая – это освободившееся трамвайное депо на Красной Пресне в здании начала 20 века. Но оно было отдано под троллейбусный парк.

Вторая возможность была упущена, когда бывший Бахметьевский автобусный парк на улице Образцова был передан под Еврейский музей и Центр толерантности. Скажу честно, что я ничего не имею против Еврейского музея и Центра толерантности, но почему в автобусном парке? Это тоже очень интересное здание постройки середины 1920-х годов, выполненное в стиле конструктивизма.

Третья возможность была упущена, когда на Лесной улице закрывали троллейбусный парк имени Щепетильникова, который ранее тоже был трамвайным депо, еще дореволюционным. Это депо хотели вообще снести, так как это практически центр Москвы, недалеко от Тверской улицы. Но, слава Богу, это были те времена, когда слово общественности еще что-то значило и, по крайней мере, сооружения отстояли. Однако там сделали развлекательный комплекс, фудкорты.

Наконец, была еще одна четвертая возможность, когда речь шла о том, что от Чертановской улицы в Бирюлево будет построена новая скоростная линия трамвая, а в самом Бирюлеве организуют новое депо, освободив историческое здание депо Апакова. Но что-то пошло не так и трамваи в Бирюлево решили не переводить, а трамвайный парк имени Апакова реконструировать. Если вы сейчас подойдете к одной из проходных, то увидите, что от парка ничего не осталось кроме задней стены.


– Где еще в России есть музеи городского транспорта, где можно увидеть вагоны трамваев?

 – Самый шикарный музей – это уже упомянутый музей в Петербурге. Там очень внушительная коллекция, которая включает 22 трамвайных вагона.

Еще старые трамвайные вагоны можно посмотреть в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, но и там, и там это ведомственные музеи на территории депо, поэтому посетить их можно только в будни дни, что очень неудобно туристам. В Екатеринбурге сохранились единственный в нашей стране сочлененный чешский трамвай типа К2.

В Нижнем Новгороде сохранился единственный из нескольких построенных трамваев типа РВЗ7 – это была опытная партия производства Рижского завода в конце 80-х. Но ни один музей городского транспорта по статусу не является музеем. Экспонаты не имеют охранного статуса и, если кому-то из руководства предприятий придет в голову его закрыть, то никто не сможет ему помешать.


Туманное будущее московской коллекции

 – Что теперь ожидает музей в Москве?

 – Несколько лет назад руководство музея было сменено. Истинные энтузиасты Карганов и Егоров были уволены. Директором музеем стал совсем другой человек, действия которого мне не понятны. Сейчас по тем отрывочным данным, которые до меня доходят, речь идет о том, что единая экспозиция будет раздроблена на несколько. Какие-то вагоны уйдут в музей, который создается в гараже Мельникова, рядом с Казанским вокзалом.

Сотрудники новоявленного музея заявляют, что хотят забрать себе вагон конки, вагоны Ф и БФ, трамваи МТВ-82 и Тatra T3SU. Причем, судя по всему, эти трамваи там будут «замурованы» уже навсегда и не смогут выезжать на трамвайную сеть и принимать участие в парадах.


– А что с реставрацией вагонов? Она продолжается?

– Это еще один большой вопрос! Предпоследними были отреставрированы вагоны КТМ и КТП пять или шесть лет назад. Они были привезены из Тулы, где находились как памятники.

А последним вагоном стала так называемая реплика вагона С – это прицепной двухосный вагон производства СВАРЗовского завода, который работал с самыми разными моторными вагонами, преимущественно в послевоенные годы в Москве. В свое время из Коломны был спасен вагон такого типа, но он находится в очень плохом состоянии и стоит на одной из площадкой хранения городского транспорта.

Но была сделана реплика на базе еще одного вагона типа КТП. Получилось неплохо, но рама вагона КТП была шире и за счет этого воссозданный на этой раме вагон получился непропорционально широким. Тем, кто знает, как должен выглядеть настоящий вагон С, это режет глаз. Но для не очень взыскательной публики, которая приходит на парады, вполне «прокатывает» и такой экспонат.


– Есть еще что спасать из техники?

– Да, например, вагон Татра КТ8D5. Это опытный вагон конца 1980-х годов. Он некоторое время работал в трамвайном депо имени Апакова, которое очень любило «Татры». Но Москве такой вагон был не нужен, потому что он был двухсторонний. У него было две кабины управления и выходы на две стороны. Его было решено передать в Волгоград для работы на скоростной линии. Несколько лет назад, когда восстанавливали движение на Лесной улице и планировали восстановить движение на Трифоновской улице, московский трамвайно-ремонтный завод реконструировал достаточно большое количество вагонов типа «Татра Т3», сделав возможность выхода на обе стороны.

Но на Трифоновской улице движение так и не запустили, а у Белорусского вокзала построили разворотное кольцо, так что такие вагоны оказались не нужны. Тогда их передали в Волгоград, а Волгоград вернул в Москву вагон КТ8D5. Сейчас этот вагон благополучно ржавеет на одной из площадок запасников музея городского транспорта. И что с ним будет дальше, я пока не знаю.


– Как, на Ваш взгляд, можно спасти коллекцию?

– Пока не поздно должно быть принято политическое решение на уровне руководства города о том, что музей городского транспорта должен быть единым, он должен быть в центре Москвы, под крышей и в историческом здании предприятия городского транспорта. Здание Щепетильниковского парка все еще можно передать музею.

К сожалению, пока ситуация абсолютно непонятна. Энтузиасты, которые собирали коллекцию, остались не у дел. Коллекция может быть раздроблена. Что станется с экспонатами, которые не попадут в музей у Казанского вокзала, неизвестно. А та часть коллекции, которая на данный момент не отреставрирована, и вовсе может быть уничтожена.


https://1520today.ru/muzei/v-moskve-s-konca-80-h-godov-spasajut-starye-tramvai-no-teper-nad-nimi-navisla-ugroza


Тема Автор Дата
  А как у них?.. Дэмен 03.04.2020 12:46
  Re: А как у них?.. Андрей Остриков 03.04.2020 19:44
  Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Дэмен 12.04.2020 21:28
  Re: Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Игорь Букатин 13.04.2020 01:02
  Re: Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Олег Бодня 15.04.2020 16:27
  Ретро-ужасы НЕ нашего городка Владислав Мартианов 15.04.2020 14:15
  Оцените это чудо Дэмен 17.04.2020 01:31
  Re: Оцените это чудо Яша Козлов (ViPeR) 17.04.2020 14:13
  Единственная трамвайная система, открытая в СНГ в ХХI веке Дэмен 20.04.2020 23:11
  Re: Единственная трамвайная система, открытая в СНГ в ХХI веке Василий Бирюков 28.08.2020 14:29
  Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта Олег Бодня 22.04.2020 15:02
  Re: Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта Михаил Оксененко 22.04.2020 19:38
  Есть чему учиться у Махачкалы... Дэмен 23.04.2020 00:44
  Re: Есть чему учиться у Махачкалы... Михаил Оксененко 23.04.2020 12:48
  Пока у нас проектируют - на Урале строят. Дэмен 03.05.2020 16:54
  А в Ростове кондукторов не сократили? Дэмен 14.05.2020 17:26
  Re: А в Ростове кондукторов не сократили? Олег Бодня 14.05.2020 20:29
  Re: А в Ростове кондукторов не сократили? Сергей W. 15.06.2020 11:10
  Неповоротливый троллейбус Михаил Оксененко 12.06.2020 15:27
  Re: Неповоротливый троллейбус Игорь Букатин 13.06.2020 00:49
  Автобусы (троллейбусы) гармошки Дэмен 25.06.2020 11:51
  Re: Автобусы (троллейбусы) гармошки Олег Бодня 25.06.2020 12:22
  Re: Автобусы (троллейбусы) гармошки Василий Бирюков 27.08.2020 21:09
  Продвигатели электробусов бегут из "Мосгортранса" Дэмен 29.07.2020 10:38
  Учимся у Ростова Дэмен 18.08.2020 10:33
  Re: Учимся у Ростова Михаил Оксененко 18.08.2020 11:54
  Re: Учимся у Ростова Олег Бодня 18.08.2020 12:09
  Re: Учимся у Ростова Яша Козлов (ViPeR) 18.08.2020 22:54
  Re: Учимся у Ростова Дмитрий Вохмянин 20.08.2020 08:17
  Re: Учимся у Ростова Дэмен 20.08.2020 12:13
  Re: Учимся у Ростова Дмитрий Вохмянин 20.08.2020 13:11
  Re: Учимся у Ростова Владислав Мартианов 20.08.2020 13:43
  А у них - всё... Александров Николай 25.08.2020 13:29
  Re: А у них - всё... Дэмен 26.08.2020 10:56
  Re: А у них - всё... Василий Бирюков 26.08.2020 23:31
  Re: А у них - всё... Александров Николай 27.08.2020 09:31
  Re: А у них - всё... Василий Бирюков 27.08.2020 13:21
  А у них - не совсем всё Александров Николай 01.09.2020 10:06
  Re: А у них - не совсем всё Андрей Дубовицкий 01.09.2020 13:37
  Re: А у них - не совсем всё Олег Бодня 01.09.2020 18:02
  Re: А у них - не совсем всё Александров Николай 02.09.2020 12:21
  Re: А у них - не совсем всё Игорь Букатин 03.09.2020 15:31
  Re: А у них - не совсем всё Андрей Дубовицкий 03.09.2020 19:41
  Re: А у них - не совсем всё Яша Козлов (ViPeR) 04.09.2020 04:31
  Re: А у них - не совсем всё Сорокин Денис 03.09.2020 22:49
  Re: А у них - не совсем всё Олег Бодня 03.09.2020 23:11
  Сухумский троллейбус Дэмен 27.08.2020 10:00
  А в Самаре есть уникальный трамвай!.. Дэмен 13.10.2020 11:19
  Что-то в Перми, первой перешедшей на полноценные брутто-контракты, не выходит цветочек каменный... Дмитрий Вохмянин 23.10.2020 19:02
  Севастопольский троллейбус Дэмен 22.01.2021 11:54
  Опять трамваи горят Дэмен 22.01.2021 12:47
  В Чебоксарах выпустили на линию 60 новых троллейбусов Дэмен 29.06.2021 20:47
  Re: В Чебоксарах выпустили на линию 60 новых троллейбусов Игорь Букатин 01.07.2021 01:32
  Re: А как у них? - узнала рабочая группа и решила, что нам этого "добра" не надо Дмитрий Вохмянин 30.06.2021 09:27
  Троллейбус в Керчи всё? Дэмен 22.07.2021 21:11
  Таганрог решил переплюнуть Краснодар? Дэмен 07.08.2021 11:21
  Парк нового периода: "Горэлектротранс" ждёт масштабное обновление Дмитрий Вохмянин 27.09.2021 13:17
  Re: Парк нового периода: "Горэлектротранс" ждёт масштабное обновление Игорь Букатин 27.09.2021 15:40
  В Заречном выиграли суд по сдохшим двигателям MAN на ЛиАЗ 5292.22 Михаил Оксененко 28.09.2021 09:10
  Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 16.11.2021 14:49
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Игорь Букатин 18.11.2021 01:40
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 18.11.2021 12:08
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Олег Бодня 18.11.2021 13:54
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 18.11.2021 21:28
  На улицы Ярославля выйдут автобусы из Сочи Дмитрий Вохмянин 03.12.2021 09:16
  Re: На улицы Ярославля выйдут автобусы из Сочи Олег Бодня 03.12.2021 09:38
  На модернизацию общественного электротранспорта в России направят около 400 млрд рублей Дмитрий Вохмянин 14.12.2021 08:23
  Re: На модернизацию общественного электротранспорта в России направят около 400 млрд рублей Олег Бодня 14.12.2021 09:19
  Маршрут настроен: на модернизацию электротранспорта потратят 400 млрд Дмитрий Вохмянин 14.12.2021 09:57
  А в Перми есть проездные! Дэмен 08.02.2022 11:28
  «Буревестник» получил сертификат на два вида троллейбусов, производимых в Нижнем Новгороде Дмитрий Вохмянин 15.02.2022 15:25
  Краткосрочная поездка в Волгоград Дэмен 21.04.2022 23:10
  В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза Дмитрий Селивёрстов 26.05.2022 09:02
  Не только у нас новые ветки открывают. Дэмен 04.09.2022 18:38
  Троллейбусы выбились из графика платежей Дмитрий Вохмянин 16.03.2023 13:19
  Донской губернатор подписал соглашение о модернизации трамвая в Ростове от имени области Дмитрий Вохмянин 30.03.2023 14:54
  В результате транспортной реформы в Перми рынок покинули больше половины предпринимателей Дмитрий Вохмянин 24.04.2023 11:49
  В Ростове тоже грандиозная стройка Дэмен 13.07.2023 22:18
  Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дмитрий Вохмянин 28.08.2023 16:49
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дэмен 28.08.2023 21:05
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Олег Бодня 28.08.2023 22:46
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дмитрий Вохмянин 28.08.2023 23:04
  Уехала эпоха Дмитрий Вохмянин 16.11.2023 08:24
  Пассажиров Ростовской области будут возить усовершенствованные электробусы Дмитрий Вохмянин 30.11.2023 10:18
  «Финист» полетел по маршруту Дмитрий Вохмянин 28.12.2023 16:03
  Самара может разорвать контракт с белорусами на поставку трамваев Олег Бодня 09.02.2024 12:08

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта
Phorum: speed & power