В результате транспортной реформы в Перми рынок покинули больше половины предпринимателей
https://www.kommersant.ru/doc/5940537

Поехавшие

В результате транспортной реформы в Перми рынок покинули больше половины предпринимателей

Пермь одной из первых в России завершила реформу городского пассажирского транспорта, перейдя на заключение брутто-контрактов с перевозчиками. За три года работы по новым правилам в городе существенно обновился подвижной состав, сократилось количество ДТП с участием общественного транспорта, отмечена экономия бюджетных средств. Вместе с тем серьезно сократилось количество участников рынка: с 43 до начала реформы до 18 сейчас. Перевозчики также отмечают, что заключенные три года назад контракты из-за смены экономических условий стали невыгодны и необходимо пересматривать расценки за работу на маршрутах.

Пермский край одним из первых осуществил реформу наземного транспорта. Комплексная реформа, начавшаяся в Перми в 2020 году, изменила схему работы с перевозчиками. С компаниями были заключены брутто-контракты. Если раньше сбором выручки занимались предприниматели, то сейчас выручка направляется в бюджет, а перевозчикам оплачивается объем работы. Маршрутная сеть города была разделена на 37 лотов. В результате торгов они были поделены между 18 компаниями и частными предпринимателями. До реформы на маршрутах Перми работали 43 перевозчика. Основную часть пятилетних контрактов выиграли иногородние компании: подольское ООО «Автомиг» (входит в столичную ГК «Ранд-Транс») и московское ООО «РТ-Лайн». Кроме того, в рамках реформы в общественном транспорте была внедрена безналичная система оплаты и единые проездные, а также оптимизирована маршрутная сеть города Перми. Стоимость проезда в пермском транспорте с 26 рублей в 2020 году выросла до 35 рублей. Последнее повышение тарифа состоялось 15 апреля этого года. Доля безналичной оплаты про­езда превышает 90%.

Спустя три года в мэрии Перми положительно оценивают результаты реформы, отмечая, что были достигнуты все плановые показатели. Так, по данным мэрии, произошло обновление подвижного состава более чем на 80%. Ежедневно по городским маршрутам курсирует 731 автобус, 576 из них были приобретены перевозчиками за счет собственных средств, еще более 200 — благодаря софинансированию из регионального и федерального бюджетов.

К позитивным изменениям мэрия также относит отказ от кондукторов в общественном транспорте. По данным мэрии, по итогам 2022 года сумма экономии на фонде оплаты труда кондукторов превысила недополученные доходы от проезда безбилетных пассажиров. Объем недополученных доходов из-за неоплаченного проезда начальник департамента транспорта Перми Анатолий Путин оценил в 593 млн руб., а экономию на зарплате кондукторов — более чем в 600 млн руб. Такие данные господин Путин привел в рамках тематической дискуссии комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту, прошедшей в Перми в конце марта.

Перевозчик, эксперт комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту Александр Стерлягов, на этом же мероприятии отметил позитивные изменения от проведенной реформы. По его словам, сократилось количество ДТП, потому что между водителями автобусов исчезла борьба за пассажиров благодаря брутто-контрактам. К негативным последствиям реформы господин Стерлягов отнес укрупнение бизнеса. «Как представителя малого бизнеса, это не может радовать»,— пояснил он. Однако господин Стерлягов привел в пример Санкт-Петербург, население которого составляет 5 млн человек: там действует всего пять перевозчиков.

Заместитель руководителя УФАС России по Пермскому краю Анастасия Белова оценила результаты реформы положительно. «Налицо сокращение количества перевозчиков, но высокая конкуренция в регионе осталась,— считает она.— Проведенная реформа, на мой взгляд, это хороший опыт, который свидетельствует о соблюденном балансе между интересами муниципалитета, перевозчиками, а также населения. Потому что произошло улучшение качества услуг, которые предоставляются населению».

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Михаил Якимов отмечает, что новая система работы позволяет гораздо более прозрачно и четко выстроить свои взаимоотношения со всеми перевозчиками и через систему муниципальных контрактов и гарантий регулировать рынок автомобильных перевозок, прежде всего на этапе вхождения различных хозяйствующих субъектов на этот рынок. «Для крупнейших городов, каким является город Пермь, такой подход абсолютно оправдан. Еще совсем недавно, когда в маршрутной сети города Перми работало около 50 хозяйствующих субъектов, было весьма сложно управлять и контролировать выполнение взятых перевозчиком на себя обязательств, в частности соблюдение расписания. Сейчас эти требования вполне четко укладываются в существующий формат брутто-контрактов, а контролировать 18 перевозчиков значительно легче, чем 50»,— поясняет эксперт.

Михаил Якимов считает также, что сейчас в Перми самая эффективная маршрутная сеть из всех тех городов, которые прошли этап реформы работы городского пассажирского транспорта общего пользования. «Каждая единица подвижного состава в Перми в день перевозит около 700 пассажиров. В Твери, где реформа стартовала чуть раньше, этот показатель — 460 пассажиров в сутки. К слову сказать, в Москве — всего 280. Переход на бескондукторную оплату проезда и увеличение доли использования электронных проездных документов — также один из путей повышения эффективности функционирования транспортной системы»,— полагает господин Якимов. Эксперт подчеркнул, что внедрение электронных проездных документов и стимулирование перехода пассажиров на предоплаченные инструменты, такие как проездные билеты, с одновременной ликвидацией кондукторов в подвижном составе позволяет минимизировать расходы городского бюджета на покрытие недополученных платежей. Если в начале транспортной реформы этот разрыв составлял около 2 млрд руб., то сейчас он снизился до 1,5 млрд. «В будущем при увеличении пассажиропотока в маршрутной сети стоит ожидать еще большего снижения бюджетных затрат»,— уверен господин Якимов.

Руководитель пермского филиала «Автомиг» Игорь Сасунов в целом положительно оценивает результаты реформы общественного транспорта. «В городе Перми преобразовался транспорт. Он стал лучшим в России. Разве этого мало?» — говорит господин Сасунов. По его словам, нынешняя система полностью соответствует федеральному законодательству. Единственной проблемой нынешних контрактов перевозчик считает несоответствие существующих расценок текущей экономической реальности. «Экономическая модель очень сильно изменилась. Расходная составляющая выросла значительно. А изменений в контракте не было»,— подчеркнул господин Сасунов. По его мнению, перед заключением будущих контрактов необходимо преду­смотреть все возможные риски.

О том, что цена контракта на перевозку пассажиров не соответствует нормативу, говорят и другие участники рынка. Как рассказали собеседники «Ъ — Городская среда», в существующих условиях перевозчики жалуются на рост расходов, однако пока в мэрии не видят возможности для увеличения суммы контрактов. В мэрии пояснили, что 44-ФЗ не позволяет менять условия контрактов.


Тема Автор Дата
  А как у них?.. Дэмен 03.04.2020 12:46
  Re: А как у них?.. Андрей Остриков 03.04.2020 19:44
  Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Дэмен 12.04.2020 21:28
  Re: Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Игорь Букатин 13.04.2020 01:02
  Re: Хвалебная статья ижевскому транспорту. А что вы думаете? Олег Бодня 15.04.2020 16:27
  Ретро-ужасы НЕ нашего городка Владислав Мартианов 15.04.2020 14:15
  Оцените это чудо Дэмен 17.04.2020 01:31
  Re: Оцените это чудо Яша Козлов (ViPeR) 17.04.2020 14:13
  Единственная трамвайная система, открытая в СНГ в ХХI веке Дэмен 20.04.2020 23:11
  Re: Единственная трамвайная система, открытая в СНГ в ХХI веке Василий Бирюков 28.08.2020 14:29
  Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта Олег Бодня 22.04.2020 15:02
  Re: Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта Михаил Оксененко 22.04.2020 19:38
  Есть чему учиться у Махачкалы... Дэмен 23.04.2020 00:44
  Re: Есть чему учиться у Махачкалы... Михаил Оксененко 23.04.2020 12:48
  Пока у нас проектируют - на Урале строят. Дэмен 03.05.2020 16:54
  А в Ростове кондукторов не сократили? Дэмен 14.05.2020 17:26
  Re: А в Ростове кондукторов не сократили? Олег Бодня 14.05.2020 20:29
  Re: А в Ростове кондукторов не сократили? Сергей W. 15.06.2020 11:10
  Неповоротливый троллейбус Михаил Оксененко 12.06.2020 15:27
  Re: Неповоротливый троллейбус Игорь Букатин 13.06.2020 00:49
  Автобусы (троллейбусы) гармошки Дэмен 25.06.2020 11:51
  Re: Автобусы (троллейбусы) гармошки Олег Бодня 25.06.2020 12:22
  Re: Автобусы (троллейбусы) гармошки Василий Бирюков 27.08.2020 21:09
  Продвигатели электробусов бегут из "Мосгортранса" Дэмен 29.07.2020 10:38
  Учимся у Ростова Дэмен 18.08.2020 10:33
  Re: Учимся у Ростова Михаил Оксененко 18.08.2020 11:54
  Re: Учимся у Ростова Олег Бодня 18.08.2020 12:09
  Re: Учимся у Ростова Яша Козлов (ViPeR) 18.08.2020 22:54
  Re: Учимся у Ростова Дмитрий Вохмянин 20.08.2020 08:17
  Re: Учимся у Ростова Дэмен 20.08.2020 12:13
  Re: Учимся у Ростова Дмитрий Вохмянин 20.08.2020 13:11
  Re: Учимся у Ростова Владислав Мартианов 20.08.2020 13:43
  А у них - всё... Александров Николай 25.08.2020 13:29
  Re: А у них - всё... Дэмен 26.08.2020 10:56
  Re: А у них - всё... Василий Бирюков 26.08.2020 23:31
  Re: А у них - всё... Александров Николай 27.08.2020 09:31
  Re: А у них - всё... Василий Бирюков 27.08.2020 13:21
  А у них - не совсем всё Александров Николай 01.09.2020 10:06
  Re: А у них - не совсем всё Андрей Дубовицкий 01.09.2020 13:37
  Re: А у них - не совсем всё Олег Бодня 01.09.2020 18:02
  Re: А у них - не совсем всё Александров Николай 02.09.2020 12:21
  Re: А у них - не совсем всё Игорь Букатин 03.09.2020 15:31
  Re: А у них - не совсем всё Андрей Дубовицкий 03.09.2020 19:41
  Re: А у них - не совсем всё Яша Козлов (ViPeR) 04.09.2020 04:31
  Re: А у них - не совсем всё Сорокин Денис 03.09.2020 22:49
  Re: А у них - не совсем всё Олег Бодня 03.09.2020 23:11
  Сухумский троллейбус Дэмен 27.08.2020 10:00
  А в Самаре есть уникальный трамвай!.. Дэмен 13.10.2020 11:19
  Что-то в Перми, первой перешедшей на полноценные брутто-контракты, не выходит цветочек каменный... Дмитрий Вохмянин 23.10.2020 19:02
  Севастопольский троллейбус Дэмен 22.01.2021 11:54
  Опять трамваи горят Дэмен 22.01.2021 12:47
  В Чебоксарах выпустили на линию 60 новых троллейбусов Дэмен 29.06.2021 20:47
  Re: В Чебоксарах выпустили на линию 60 новых троллейбусов Игорь Букатин 01.07.2021 01:32
  Re: А как у них? - узнала рабочая группа и решила, что нам этого "добра" не надо Дмитрий Вохмянин 30.06.2021 09:27
  Троллейбус в Керчи всё? Дэмен 22.07.2021 21:11
  Таганрог решил переплюнуть Краснодар? Дэмен 07.08.2021 11:21
  Парк нового периода: "Горэлектротранс" ждёт масштабное обновление Дмитрий Вохмянин 27.09.2021 13:17
  Re: Парк нового периода: "Горэлектротранс" ждёт масштабное обновление Игорь Букатин 27.09.2021 15:40
  В Заречном выиграли суд по сдохшим двигателям MAN на ЛиАЗ 5292.22 Михаил Оксененко 28.09.2021 09:10
  Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 16.11.2021 14:49
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Игорь Букатин 18.11.2021 01:40
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 18.11.2021 12:08
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Олег Бодня 18.11.2021 13:54
  Re: Пермские брутто-контракты превратились для пассажиров в тыкву Дмитрий Вохмянин 18.11.2021 21:28
  На улицы Ярославля выйдут автобусы из Сочи Дмитрий Вохмянин 03.12.2021 09:16
  Re: На улицы Ярославля выйдут автобусы из Сочи Олег Бодня 03.12.2021 09:38
  На модернизацию общественного электротранспорта в России направят около 400 млрд рублей Дмитрий Вохмянин 14.12.2021 08:23
  Re: На модернизацию общественного электротранспорта в России направят около 400 млрд рублей Олег Бодня 14.12.2021 09:19
  Маршрут настроен: на модернизацию электротранспорта потратят 400 млрд Дмитрий Вохмянин 14.12.2021 09:57
  А в Перми есть проездные! Дэмен 08.02.2022 11:28
  «Буревестник» получил сертификат на два вида троллейбусов, производимых в Нижнем Новгороде Дмитрий Вохмянин 15.02.2022 15:25
  Краткосрочная поездка в Волгоград Дэмен 21.04.2022 23:10
  В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза Дмитрий Селивёрстов 26.05.2022 09:02
  Не только у нас новые ветки открывают. Дэмен 04.09.2022 18:38
  Троллейбусы выбились из графика платежей Дмитрий Вохмянин 16.03.2023 13:19
  Донской губернатор подписал соглашение о модернизации трамвая в Ростове от имени области Дмитрий Вохмянин 30.03.2023 14:54
  В результате транспортной реформы в Перми рынок покинули больше половины предпринимателей Дмитрий Вохмянин 24.04.2023 11:49
  В Ростове тоже грандиозная стройка Дэмен 13.07.2023 22:18
  Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дмитрий Вохмянин 28.08.2023 16:49
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дэмен 28.08.2023 21:05
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Олег Бодня 28.08.2023 22:46
  Re: Отъезжая от Москвы: Плюсы и минусы общественного транспорта в регионах Дмитрий Вохмянин 28.08.2023 23:04
  Уехала эпоха Дмитрий Вохмянин 16.11.2023 08:24
  Пассажиров Ростовской области будут возить усовершенствованные электробусы Дмитрий Вохмянин 30.11.2023 10:18
  «Финист» полетел по маршруту Дмитрий Вохмянин 28.12.2023 16:03
  Самара может разорвать контракт с белорусами на поставку трамваев Олег Бодня 09.02.2024 12:08

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта
Phorum: speed & power