"Кубанские новости": Трамвай-желание для краснодарцев
Олег Бодня. 27.05.2006 19:32
Трамвай-желание для краснодарцев

В мае в Лондоне был заключен договор между Европейским банком реконструкции и развития и Краснодарским трамвайно-троллейбусным управлением о предоставлении предприятию кредита в десять миллионов евро на модернизацию трамвайного парка (денег хватит на 50 новых вагонов). Договор, который еще должен быть ратифицирован городской Думой Краснодара, вошел в меморандум о понимании и сотрудничестве между администрацией Краснодарского края и ЕБРР, подписанный губернатором Кубани Александром Ткачевым и главой бизнес-группы банка Аланом Пийю.

Краснодарское ТТУ стало первым российским электротранспортным предприятием, которое получило выгодный кредит ЕБРР (известного своей лояльностью к странам, развивающим рыночную экономику): на десять лет с двухлетней отсрочкой платежей. В отечественных банках такие условия еще далеко за порогами.

О лондонском событии рассказывает директор трамвайно-троллейбусного управления Анатолий Павлович Панин.

-- Подписали договор во время Дней Кубани в Англии. Открыли их глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев, первый заместитель полномочного представителя президента в ЮФО Александр Починок, посол России в Англии Юрий Федотов и другие официальные лица.

Губернатор выступил с докладом о нашем крае, рассказав, что мы стремимся к экономическому прорыву и предоставляем все гарантии для инвестиций. Подтверждением стал фильм о деятельности на Кубани всемирно известных компаний. Представитель банка признался в своей речи, что они давно наблюдали за Россией и решили начать сотрудничество с Кубани. На их взгляд, наш край - один из самых перспективных в стране, так как является транспортным узлом, развивает морские порты, имеет благодатный климат для сельского хозяйства и курортного бизнеса. Присутствовавший английский лорд, председатель Торгово-промышленной палаты, заметил, что обе стороны не устраивает низкий уровень товарооборота. Английские бизнесмены, работающие в Краснодарском крае, заверили, что время серьезных опасений за бизнес в нашей стране миновало и риска здесь не больше, чем, например, в Китае или Турции.

Модернизацию краснодарского транспорта сравнивали с дрезденской 1990-х годов, говорили, что трамвайный парк у немцев был такой же изношенный.

-- Были какие-то приятные или неприятные неожиданности в кредитном договоре?

-- Хочется подчеркнуть необычное для российского сознания доверие банка: он оформил сделку напрямую с муниципальным предприятием, маленькой сошкой, по нашим меркам. Казалось, такой серьезный кредитор должен иметь дело не ниже, чем с муниципалитетом, во всяком случае, ему как первому адресату перечислить средства. Однако банк отправит кредит на счет трамвайно-троллейбусного управления. Такое решение принял совет директоров, состоящий из представителей 60 стран Европы (от России -- Герман Греф). Удивила атмосфера в банке: во главу угла не ставится задача пристроить деньги с наибольшей выгодой, внимание акцентируется на том, какую реальную пользу принесет кредит экономике и населению той или другой страны.

-- Кто выступил гарантом сделки?

-- Администрация муниципального образования город Краснодар, что и удостоверил своей подписью Владимир Евланов. Он определенно взял на себя смелость как глава и как гражданин. Сколько лет знаю Владимира Лазаревича, всегда он искренне болеет душой за благополучие самых разных слоев населения. Будучи еще главой Центрального округа лично занимался переселением людей из ветхого жилья, устройством сирот, вернувшихся из детских домов... В Лондоне он продемонстрировал характер настоящего отца города с особой яркостью.

Банк проникся уважением к ветвям кубанской власти еще на этапе изучения нашего предприятия. В отчетах отмечалось, что поддержка, оказываемая трамвайно-троллейбусному управлению администрациями края и города, "является скорее исключением для России".

-- Анатолий Павлович, вас пригласили в Майкоп на региональное совещание руководителей электротранспортных предприятий и попросили рассказать о том, как вы вышли на Европейский банк. А как? Краснодарцы тоже не знают.

-- Помог его Величество случай. Несколько лет назад мне позвонили из городской администрации и сказали, что пришло деловое предложение одного иностранного банка, может, посмотрите? Я заинтересовался и долго вчитывался со своими экономистами в мудреную бумагу. Откладывал, снова брал в руки... Наконец решили обратиться в банк, письмо сочиняли сообща, как турецкому султану. Огромную помощь в установлении контактов с кредитором нам оказал департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей администрации Краснодара, возглавляемый Владимиром Николаевичем Воронкиным. Началась переписка, которая привела к соглашению о намерениях.

Мы не ждали поблажек, знали, что банк будет проверять стабильность нашего производства, возможность возврата кредита и прочее по строгим международным стандартам. Готовясь к сотрудничеству, мы, засучив рукава, повышали эффективность собственной экономики: освобождались от непроизводственных затрат, внедрили компьютерную диагностику трамваев и сложных узлов, отказались от стройучастка, ведомственных коммуникаций, общежития, в общем, пересмотрели каждую строчку расходов под увеличительным стеклом. Результат нас впечатлил, и мы уже с большей уверенностью в себе встречали специалистов банка, приезжавших проводить экспертизы -- технические, экологическую и финансовый аудит. Все заключения оказались положительными.

-- У ЕБРР были неприятные случаи в Белоруссии, где их кредиты попадали в нечистые руки... Банк не потребовал от вас лично каких-то заверений в добросовестности заемщика?

-- Иностранцы хорошо знают особенности деловой жизни в России и открыто предупреждают о недопустимости некоторых общепринятых у нас правил. Как раз на днях я должен подписать документ, в котором больше двадцати пунктов обязательств, среди них такие: при использовании кредитных средств не выплачивать, не обещать и не предлагать взятки, откупные, незаконные вознаграждения, а также ценные подарки, не угрожать причинением вреда жизни и здоровью, имуществу или достоинству какого-либо лица с целью получения выгоды...

Кредит предоставляется только после открытых международных торгов, которые от и до контролируют специалисты банка. Они пресекают участие подставных фирм и совершение черных сделок. В то же время стимулируют добросовестность, обещая после возврата первого кредита предоставить крупнее и на более выгодных условиях.

-- Ваше предприятие еще полтора года назад работало с нулевой прибылью. Не страшно оказаться в неоплатном долгу?

-- Банк не предоставлял кредита, пока его эксперты не убедились в нашей платежеспособности, скрупулезно изучив движение денег на предприятии, его прибыли и убытки. Фактически аудиторы международного класса подсказали нам, коллективу, безболезненный механизм погашения кредита.

Конечно, таких больших денег мы никогда не занимали, но свои долги отдавали и не имеем хвоста скандальных кредитных историй.

Перед поездкой в Лондон вы говорили в интервью "КН", что предложили банку использовать кредит не на модернизацию имеющихся чешских вагонов, как планировалось, а на приобретение новых российских. Убедили?

-- Банк согласился, что для Краснодара очевидная выгода получить новые трамваи. Какому именно заводу отдадим предпочтение, покажет тендер. Привлекательны усть-катавские вагоны, в них заложена 30-процентная экономия электроэнергии, запчасти такие же, как у наших работающих вагонов, то есть не нужно будет создавать новую ремонтную базу, а дизайн и комфорт очень близки к европейским стандартам. Около сотни таких вагонов уже работают в Москве, представитель нашего предприятия ездил в столицу, изучал, как они показали себя в деле. Замечания по эксплуатации минимальные. Изготовить трамваи могут также в Санкт-Петербурге.

За границей трамвайный вагон фирмы "Бомбардье" стоит 50 -- 65 миллионов рублей, в нашей стране - примерно семь миллионов рублей. Приятно, что настало время, когда российская продукция смело конкурирует с западной, и хочется поддержать отечественного производителя не только из чувства патриотизма, а потому что его товар стал востребованным на внутреннем рынке.


-- Любопытную модель выпустили в Белоруссии...

-- Но пока только экспериментальный образец, его доводка и обкатка займут слишком много времени, а его у нас в обрез. Дело в том, что мы должны употребить кредит за два года, иначе его остаток вернется в банк.

-- Какие впечатление остались у вас от английского общественного транспорта?

-- В Лондоне самое старое в Европе метро -- работает с 1900 года. Визитная карточка города -- двухэтажные красные автобусы с открытым верхом, нигде в мире их больше не увидишь. Отлично развиты перевозки легкими поездами, а по-нашему -- электричками, которые несколькими ветками выходят к центру города. Деловые люди предпочитают этот транспорт личным автомобилям, потому что с улицами те же проблемы, что и у нас -- они узкие. В обиходе единый билет на электричку, автобус и метро.

Есть трамвайная ветка, построенная лет 15 назад в одном из окраинных районов, работают 24 вагона. Руководитель предприятия рассказал, как непросто было проложить рельсовый путь, многие жители усматривали в нем лишь препятствие для своих машин. Прошло время, и сейчас консервативные лондонцы гордятся, что первыми в Европе вернули к жизни трамвай (от него массово отказывались в 1950 -- 1960 годы), звучат предложения развивать его сеть. В центре очень дорогая парковка с ограниченным количеством мест, поэтому он не забит автомобилями, как в Краснодаре.

...Анатолий Павлович держит ручку, которой подписал кредит в 370 миллионов рублей, и говорит, что отдаст ее в музей предприятия в день, когда в город поступит первый новый трамвай. Троллейбусы-то приобретались в последние 10 -- 15 лет, а вот вагоны оставались недоступными по цене, их парк в 300 единиц обветшал до невозможного. Были минуты, когда директору казалось, что вековая история краснодарского трамвая вот-вот закончится и нужно будет сделать прощальный звонок. Панин гнал эту мысль, потому что всегда гордился как инженер особенностями трамвайных путей в кубанской столице. Какими? Иностранцы ему говорили: "Вы еще не понимаете, какая это ценность для города -- иметь 50 процентов обособленных трамвайных путей. Многие столицы государств лишь мечтают об этом. Такое преимущество позволяет пускать скоростные трамваи". Анатолий Павлович как раз понимал.

Мы в своей стране не очень избалованы благами, повышающими комфортность жизни, поэтому легко представляю удовольствие горожан от фантастических по дизайну (в сравнении со старыми) вагонов. А ведь все могло повернуться иначе, ну перевозили бы нас одни автобусы, умножая концентрацию выхлопных газов. Какой это бич для здоровья местных жителей, могут рассказать онкологи.

Договор, подписанный в Лондоне, как трамвай-желание, почти по Теннесси Уильямсу...

Валентина КАЮК.


Тема Автор Дата
  "Кубанские новости": Трамвай-желание для краснодарцев Олег Бодня 27.05.2006 19:32
  Новости "Краснодар сегодня" Олег Куликов 31.05.2006 05:54
  Re: Новости "Краснодар сегодня" mozg 31.05.2006 17:37
  Re: Новости "Краснодар сегодня" Олег Бодня 31.05.2006 19:18
  Re: Новости "Краснодар сегодня" mozg 31.05.2006 21:52
  Re: Новости "Краснодар сегодня" mozg 31.05.2006 22:46
  Да , отреданные руки и ноги будут собирать по всем путям -бывшие кондуктора:)... Герман781 31.05.2006 23:26
  Re: Да , отреданные руки и ноги будут собирать по всем путям -бывшие кондуктора:)... mozg 01.06.2006 00:40
  Не мешай естественному отбору ;) (-) Дмитрий 01.06.2006 11:07
  Re: Не мешай естественному отбору ;) (-) mozg 02.06.2006 18:39
  План расположения остановок Олег Бодня 02.06.2006 19:38
  Re: План расположения остановок mozg 02.06.2006 20:22
  А кто нибудь может раздобыть план реконструкции ОТ разработанный в унивеситете?? Герман781 02.06.2006 22:51
  Re: А кто нибудь может раздобыть план реконструкции ОТ разработанный в унивеситете?? mozg 02.06.2006 23:15
  Re: А кто нибудь может раздобыть план реконструкции ОТ разработанный в унивеситете?? Герман781 03.06.2006 02:52
  Re: А кто нибудь может раздобыть план реконструкции ОТ разработанный в унивеситете?? mozg 03.06.2006 04:31
  План КубГТУ (Миша, ау!) и трамвайные остановки Олег Бодня 03.06.2006 08:55
  Дополнения по трамвайным остановкам mozg 03.06.2006 12:32
  Re: Дополнения по трамвайным остановкам mozg 03.06.2006 13:16
  Размышляем трезво... Герман781 04.06.2006 00:39
  Re: Размышляем трезво... mozg 04.06.2006 01:39
  Вы , Уважаемый Мозг, наверное не пользуетесь услугами Трамвая в часы пик ? :))) Герман781 05.06.2006 08:46
  Re: Вы , Уважаемый Мозг, наверное не пользуетесь услугами Трамвая в часы пик ? :))) mozg 05.06.2006 18:43
  Блин, снова Лавалин! Олег Бодня 05.06.2006 19:45
  Re: Блин, снова Лавалин! mozg 05.06.2006 20:01
  Вероятность осуществления затеи... Олег Бодня 06.06.2006 08:14
  Блин, снова Лавалин! ТЕПЕРЬ - НА ОЛИМПИАДЕ!!! Руслан 25.06.2009 13:53
  Почему "опять"? Дмитрий Селивёрстов 25.06.2009 15:48
  Эх,сюда бы таких! Костя 23.06.2006 19:45
  Это если уберут этот ужас на Захарова. Герман781 06.06.2006 09:07
  Re: Это если уберут этот ужас на Захарова. mozg 06.06.2006 16:32
  Re: Дополнения по трамвайным остановкам Олег Бодня 03.06.2006 15:26
  Re: Дополнения по трамвайным остановкам mozg 03.06.2006 23:17
  Кварталы и "штрих-коды" Олег Бодня 04.06.2006 01:43
  Re: Кварталы и "штрих-коды" mozg 04.06.2006 02:08
  Трамвайные переезды в Нижнем mozg 04.06.2006 00:55
  Re: Трамвайные переезды в Нижнем Олег Бодня 04.06.2006 01:44
  Re: Трамвайные переезды в Нижнем mozg 04.06.2006 02:11
  Re: Трамвайные переезды в Нижнем Олег Бодня 04.06.2006 10:38
  ЮМР... :) !!! :) Герман781 04.06.2006 00:07
  Re: ЮМР... :) !!! :) mozg 04.06.2006 00:33
  Кстати, когда пустили трамвай в ЮМР, многих сегодняшних остановок не было. Konstantin 04.06.2006 01:18
  Скоростной троллейбус! :-] Олег Бодня 04.06.2006 01:54
  Re: Скоростной троллейбус! :-] Konstantin 04.06.2006 02:23
  Re: Скоростной троллейбус! :-] mozg 04.06.2006 03:00
  Re: Скоростной троллейбус! :-] Konstantin 04.06.2006 03:12
  Re: Скоростной троллейбус! :-] mozg 04.06.2006 03:30
  Ну вот если взять Тургенева и Красную... Konstantin 04.06.2006 03:41
  Re: Ну вот если взять Тургенева и Красную... mozg 04.06.2006 04:00
  Выделенные полосы под СТб Олег Бодня 04.06.2006 10:38
  Совсем не в тему Олег Бодня 04.06.2006 01:45
  Re: А кто нибудь может раздобыть план реконструкции ОТ разработанный в унивеситете?? Славик 03.06.2006 19:51
  Re: "Кубанские новости": Трамвай-желание для краснодарцев Дмитрий 31.05.2006 20:46
  Re: "Кубанские новости": Трамвай-желание для краснодарцев mozg 04.06.2006 03:38
  Re: "Кубанские новости": Трамвай-желание для краснодарцев Олег Бодня 04.06.2006 10:37
  ТТХ КТМ-19КТ, КТМ-5МЗ, КТМ-8К и Tatra T3SU mozg 04.06.2006 17:40
  Re: ТТХ КТМ-19КТ, КТМ-5МЗ, КТМ-8К и Tatra T3SU Олег Бодня 04.06.2006 19:36
  Re: ТТХ КТМ-19КТ, КТМ-5МЗ, КТМ-8К и Tatra T3SU mozg 04.06.2006 20:13
  Новый план и расчет длительности пути по нему mozg 05.06.2006 05:59
  Re: Новый план и расчет длительности пути по нему Денис Шевляков 06.06.2006 20:17
  Re: Новый план и расчет длительности пути по нему mozg 06.06.2006 21:03
  Re: Новый план и расчет длительности пути по нему Денис Шевляков 07.06.2006 00:58
  Re: Новый план и расчет длительности пути по нему mozg 07.06.2006 03:13
  Re: Новый план и расчет длительности пути по нему Денис Шевляков 08.06.2006 03:04
  Re: Новый план и расчет длительности пути по нему mozg 09.06.2006 09:57
  Re: Новый план и расчет длительности пути по нему Денис Шевляков 10.06.2006 03:00
  Reзюме mozg 10.06.2006 06:58
  НаДземный экспресс Олег Бодня 20.06.2006 19:45
  Re: НаДземный экспресс mozg 20.06.2006 19:57

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта
Phorum: speed & power