https://ki-news.ru/2021/01/26/kak-zastavit-obshhestvennyj-transport-ehat-bystree/
Систему пассажироперевозок в Краснодаре оценил федеральный эксперт.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов несколько дней передвигался по краевому центру на трамваях, троллейбусах, электробусах и маршрутках. В итоге он поделился своим видением, как сделать пассажирские перевозки более комфортными и быстрыми даже в городе-миллионнике, перенасыщенном транспортом.
Проблемы, о которых знают все
Когда заходит речь о том, насколько быстро и легко можно передвигаться по дорогам Краснодара, стоит обратить внимание на тот факт, что машин в городе много (и своих, и транзитных) и людей тоже. Краевой центр развивается семимильными шагами, а улично-дорожная сеть просто не успевает за ростом населения и увеличением деловой активности.
Еще одна сложность – исторически сложившаяся улично-дорожная сеть, которая имеет преимущественно прямоугольную схему. Для проезда из одного района в другой часто нужно пересекать центр. В результате именно на магистральных улицах и скапливается транспорт. К тому же сказываются нехватка объездных дорог и наличие улиц, которые невозможно расширить.
Низкую скорость общественного транспорта Илья Зотов тоже назвал в числе основных проблем:
– Средняя скорость общественного транспорта в российских городах составляет примерно 18-20 км/ч, в Краснодаре – 12-13 км/ч, это сильное отставание. В этой ситуации автомобилисты рассуждают так: что лучше – час простоять в пробке в переполненном автобусе или столько же времени просидеть в своей машине? И конечно же, выбирают второе. Люди готовы отказаться от личного автомобиля, если будет новый подвижной состав и приличная скорость его движения.
Спасительные «выделенки»
Городская маршрутная сеть с учетом нынешней интенсивной застройки не в полной мере учитывает потребности пассажиров в перевозках, отметил эксперт. Имеет место переизбыток автобусов малой вместимости, дублирование направлений с муниципальным транспортом.
Оптимальной мерой для улучшения дорожной обстановки и пассажирских перевозок, по мнению Зотова (как, впрочем, и многих других экспертов), могут стать выделенные полосы для общественного транспорта. С этим согласен и президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.
– Выделенные полосы – это для города действительно выход из положения. Это подтолкнет перевозчика к обновлению подвижного состава и закупке автобусов большей вместимости. Спецполосы помогут общественному транспорту двигаться без задержек, а жители будут меньше ждать на остановках. Если выстроить непрерывную «выделенку», к примеру, от аэропорта к центру города, то пассажир сэкономит примерно 30 минут. Сейчас средний маршрут занимает плюс-минус час, смотря куда и в какое время ехать.
Зеленый свет – автобусам
По мнению эксперта, решить транспортную проблему в Краснодаре можно и с использованием опыта, успешно внедренного в других городах. К примеру, система «зеленой волны» для автобусов, троллейбусов, трамваев, которую опробовали в Санкт-Петербурге. На общественном транспорте размещают бортовое оборудование, сигналы которого улавливают светофоры и мгновенно включают зеленый свет.
Кстати, в Краснодаре регулировать трафик помогают установленные на некоторых перекрестках ул. Тургенева «умные» (или адаптивные) светофоры. Они оснащены специальными датчиками, которые регистрируют интенсивность потока транспорта по каждому из направлений и могут сокращать или продлевать фазы движения.
Брутто-контракты
Одним из способов кардинального решения проблем может стать так называемый брутто-контракт, предусмотренный, кстати, федеральным законодательством. Это когда по заключенному соглашению перевозчику платят за километры пробега общественного транспорта, а не за число перевезенных пассажиров.
По контракту город формирует единый фирменный стиль всех автобусов – частных и муниципальных, утверждает единого организатора перевозок, который распределяет маршруты, собирает всю выручку, а затем перечисляет ее перевозчикам, исходя из того, как они выполнили условия подписанного договора: в нем учитываются маршрут, интервал движения и др. В итоге перевозчики выполняют свою основную функцию: перевозят пассажиров, а не гоняются друг за другом по городу.
– Кроме того, система брутто-контрактов прозрачна и открыта, там скрыть доходы не получится. Подобная система уже реализована в Твери, недавно ее запустили в Перми, а Москва давно на нее перешла, – сообщил Илья Зотов.
Серьезно и основательно
Как справедливо отметил федеральный эксперт, власти Краснодара действительно настроены менять ситуацию к лучшему. Причем к проблеме подошли серьезно и основательно, доверив ее изу-чение науке, а точнее, специалистам Высшей школы экономики (ВШЭ).
После проведенных исследований была разработана Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, рассчитанная до 2034 года. Она предусматривает развитие транспортной инфраструктуры, общественного транспорта, а также изменения в организации дорожного движения в городе. В документе запланированы как малозатратные мероприятия – например, установка светофоров, – так и масштабные проекты, среди которых строительство новых магистралей и развитие сети общественного транспорта. Предлагается оборудовать выделенные полосы, построить трамвайные линии, скорректировать маршрутную сеть и режим работы общественного транспорта.
Комментарий
Владимир Анфиногенов, заместитель директора городского департамента транспорта и дорожного хозяйства:
– Департамент транспорта знает о проблемах и принимает все необходимые меры для их решения. Помимо того, что у нас есть научно-исследовательская работа ВШЭ, мы еще ежегодно, согласно утвержденной методике, проводим собственные исследования пассажиропотоков, что позволяет нам локально вносить коррективы в работу общественного транспорта и делать ее лучше. Мы пошли по пути поэтапного создания приоритета общественного транспорта. Внедрение выделенных полос, покупка более комфортного и современного общественного транспорта, использование инновационных методов и т.д. Но на это нужно время. И, может быть, сейчас это не столь заметно, но, поверьте, работа ведется, и результаты уже есть.