https://www.yugopolis.ru/articles/umnyj-trafik-kak-izmenit-krasnodar-novaya-transportnaya-strategiya-140402
Шесть дополнительных трамвайных линий, троллейбусы собственной сборки, перехватывающие парковки и светофоры, пропускающие общественный транспорт, - это лишь часть пунктов новой транспортной стратегии развития кубанской столицы, которую обещают воплотить в жизнь до 2034 года. Мы узнали, чего ожидать от нее автомобилистам, пешеходам и любителям велосипедов и самокатов.
Новую транспортную стратегию официально представили на совещании в мэрии в начале августа. Грядущие изменения собрали в красочный пятиминутный видеоролик. Если кратко, то в течение ближайшего десятилетия пропускную способность краснодарских улиц планируют увеличить на 15–20 процентов, а скорость перемещения по дорогам – на 28 процентов, при этом время ожидания в пробках снизится на треть, а количество ДТП – на 10 процентов. И горожане с удовольствием пересядут с личных авто на общественный транспорт, ведь протяженность трамвайных линий вырастет на 186,7 км.
Понятно, что в коротком ролике невозможно ответить на все возникающие по этому поводу вопросы, поэтому «Югополис» адресовал их специалистам департамента транспорта и дорожного хозяйства.
По пути Барселоны и Казани
Главной проблемой Краснодара сегодняшнего дня эксперты называют быстрорастущую автомобилизацию. Горожане приобретают все больше личного транспорта, снижая пропускную способность улично-дорожной сети. Количество зарегистрированных в кубанской столице автомобилей составляет 442 тысячи штук, но каждый день в город из других населенных пунктов въезжает еще 200 тысяч машин. И в результате коэффициент загрузки улиц уже сейчас превышает предельный норматив в 2-2,5 раза. То ли еще будет, ведь авто продолжают покупать! Что же делать?
«Мы использовали опыт российских городов, прежде всего Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Да и большинство столиц стран Европы - крупные города с развитой транспортной инфраструктурой (например, Барселона) - в свое время прошли тот путь развития, который сейчас начали реализовывать в Краснодаре», - говорят в департаменте транспорта и дорожного хозяйства.
К примеру, в Европе стараются ограничить доступ личного транспорта в центральные части городов (прежде всего, в исторические центры, славящиеся туристическими достопримечательностями). У нас эта мера тоже реализуется: речь о платных муниципальных парковках. Не хочешь оплачивать – приезжай в центр на общественном транспорте.
Для этой же цели в кубанской столице начнут строить и перехватывающие парковки, где можно будет оставить мешающий в пробках автомобиль, а самому доехать в центр на автобусе или трамвае. Правда, механизм их создания еще не определен.
«Безусловно, перехватывающие паркинги необходимы, это – одна из задач на перспективу. В настоящее время прорабатывается вопрос возможности создания перехватывающих парковок на въездных магистралях Краснодара», - ответили в мэрии.
В европейских городах уделяют большое внимание проблеме средств индивидуальной мобильности, то есть самокатов, моноколес, сигвеев, а также велосипедов. Такой транспорт уже давно набрал популярность и в Краснодаре. С этим был связан даже ряд скандалов. И на дорогах, и на тротуарах его владельцам оказалось тесно. По подсчетам мэрии, свободно колесящих по тротуарам горожан уже под 100 тысяч человек. Так что в транспортной стратегии обойти этот вопрос стороной было бы невозможно.
И вот на днях стало известно, что на улице Северной сделали первую в городе обособленную велодорожку. Дорожки шириной 1,2–1,5 м и общей протяженностью 1,3 км обустроили по обеим сторонам улицы. Они обходят и остановки общественного транспорта, и клумбы, и рекламные конструкции, имеются удобные переезды для пересечения проезжей части. Раньше в Краснодаре было 10 веломаршрутов общей протяженностью 27,5 км. Но в основном это велодорожки, совмещенные с тротуаром и пешеходным движением.
«В рамках проекта «Велогород» велодорожки планируется создать на большой площади от Западного обхода до Фестивального микрорайона и далее по улицам имени Тургенева и имени Карла Маркса до Юбилейного микрорайона и по улице Кубанской Набережной до улицы Постовой. Приступить к обустройству планируется в 2022 году, - пояснили в мэрии. - В зависимости от условий, это будут дорожки, обособленные от проезжей части дороги и тротуара, выделенные вдоль тротуарной части, а также на проезжей части дороги».
Общественному транспорту - всегда зеленый свет
Специалисты департамента транспорта и дорожного хозяйства нередко обращаются к новым, по крайней мере для нашего города, технологиям и обещают, что новинки будут появляться на улицах кубанской столицы регулярно. В общем, в отсутствии экспериментов их не упрекнуть. Так, очень интересно посмотреть, как будет работать программа для обеспечения приоритета проезда трамваев. На вагонах планируется закрепить специальные блоки - при подъезде к светофору они будут подавать сигнал, и у общественного транспорта всегда будет зеленый свет. Внедрение инновационных систем управления дорожным движением – это часть проекта «Умный трафик».
В частности, в скором времени в Краснодаре увеличится число «умных» адаптивных светофоров, появятся проекционные пешеходные переходы, автоматические метеорологические станции с экодатчиками.
И, конечно, в городе обещают рост числа выделенных полос (сейчас их протяжённость составляет 20,7 км). Только в этом году протяженность таких полос увеличится на 12 км. Планируется оборудовать выделенные полосы по улице имени Атарбекова, от улицы имени Тургенева до улицы имени Герцена, по улице имени Тургенева, от улицы Стахановской до улицы имени Атарбекова, по улице имени Тургенева, от улицы имени Атарбекова до улицы Северной.
В мэрии обещают учесть ошибки прошлых лет, когда выделенные полосы сработали совсем не так, как планировалось.
«Теперь есть то, чего не хватало раньше, - применение инновационных технологий для прогнозирования ситуаций на дороге. Изменилось и восприятие роли общественного транспорта в развитии города. А главное - понимание жителей, запрос на необходимость что-то менять, - объясняют в департаменте транспорта и дорожного хозяйства. - Введение выделенных полос обусловлено не тем, сколько автомобилей там сможет проехать за час, а тем, сколько жителей за это же время сможет перевезти общественный транспорт. Приоритет для общественного транспорта – это общемировая практика и тренд современных больших городов. Потому что, сколько бы ни строилось новых развязок и не расширялось дорог, автомобилей все равно будет больше. И нужно учесть, что в центре города уже сложившаяся застройка, расширять дороги просто некуда».
На трамвае от окраины до окраины
Краснодар уже внимательно следит за строительством трамвайной линии на улице Московской и вникает в вопросы поставок шпал. Однако новые линии обещают построить и в иных частях города. С их помощью, если планы реализуются, можно будет доехать в труднодоступные районы кубанской столицы, которые традиционно «тонут» в заторах.
«В рамках реализации политики новой городской мобильности и проекта «Магистраль», часть из которого уже реализуется (строительство ветки по улице Московской со строительством двух подземных переходов), планируется строительство еще шести новых участков трамвайных линий», - рассказали в мэрии.
В микрорайоне Гидростроителей трамвайную линию планируют построить по улице имени Мачуги, от улиц Трамвайной, Автолюбителей, имени Невкипелого до улицы имени Снесарева, с устройством разворотного кольца.
В Восточно-Кругликовском микрорайоне ее проложат по улице Красных Зорь от улицы имени Достоевского, по улицам Российской, имени Жлобы, Восточно-Кругликовской, имени 40-летия Победы, имени Героев-Разведчиков до улицы Домбайской.
Следующим этапом должно стать продление трамвайной ветки в район поселка Плодородного, от улицы Героев-Разведчиков по улице имени 40-летия Победы до улицы Багряной, а также строительство совмещенного трамвайно-троллейбусного депо. Построенную трамвайную линию в дальнейшем планируется провести от улицы Московской и улицы имени Петра Метальникова до «Баскет-холла», а от «Баскет-холла» - до микрорайона Немецкая деревня. В свою очередь, линию от Немецкой деревни продлят до Западного трамвайного депо.
Тем временем в Краснодаре продолжат собирать троллейбусы собственного производства (цех обустроен на базе Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления). В этом году выпустят 10 единиц. Помимо этого, в администрации заявляют, что ведётся диалог с уже работающими на линиях частными перевозчиками. Их предполагается убедить в необходимости обновления подвижного состава, закупки новых автобусов большой вместимости вместо ПАЗов.
P.S. Краснодар динамично развивается, прирастает новыми жителями, и всем понятно, что от необходимости решения транспортных проблем городу никуда не деться. Если ничего не предпринимать, то через 10 лет уж точно «задохнемся» в пробках. Новая транспортная стратегия выглядит очень перспективной и правильной, но пока это все же общая концепция, а не пошаговый конкретный план. Хотя и троллейбусы в Краснодаре уже собирают, и новую трамвайную ветку строят. Вектор, коим лишь пока является стратегия, в которой мы постарались разобраться, кажется верным и отвечающим потребностям горожан. Остаётся надеяться, что обстоятельства и бюджетные возможности позволят воплотить всё это в жизнь. Времени еще достаточно.
Сообщение отредактировано. Последнее изменение — 16.08.2021 16:44 (Дмитрий Вохмянин).