https://www.vkpress.ru/life/armageddon-na-kolesakh-v-krasnodare-vse-novye-marshrutki-na-metane-i-ne-khvataet-metanovykh-zapravok/
В краевой столице Кубани зафиксирован очередной крупный сбой в работе общественного транспорта. И так система работает с перегрузками и массой жалоб, а 23 сентября многие горожане 40-50 минут ожидали привычных утренних рейсов и опоздали на работу.
Ситуация на грани фола: транспорт частных перевозчиков работает на метане, а метановых заправок в городе — единицы. Точнее, две единицы: на Ростовском шоссе и по Восточно-Кругликовской. Еще выручает краснодарцев ближайшая заправка в Адыгее. Выход из строя одной из заправочных станций — просто коллапс.
Вчера была остановка работы АГНКС по Ростовскому шоссе, и водители маршруток выстаивали огромную очередь на заправке на Восточно-Кругликовской. Без топлива не выйти на маршрут. И такая ситуация - не впервой.
Оказывается, это особая боль Краснодара. Месяц назад — 21 августа — в сети были сообщения о рекордных очередях на заправочной станции на Восточно-Кругликовской: тогда из-за поломки компрессора не работали АГНКС и по Ростовскому шоссе, и в Адыгее.
На работающей заправке включили дополнительную колонку, но она не смогла спасти ситуацию: водители стояли в очереди и днем, и ночью, сообщалось в инстаграм-аккаунте перевозчиков Краснодара «Голос маршрута».
И 16 августа тоже был газовый краснодарский армагеддон: из-за компрессоров опять закрывались заправки и по Ростовскому шоссе, и в Адыгее. И снова — десятки автобусов в очереди по несколько часов.
«Ситуация с огромными очередями повторяется вновь и вновь, собирая рекордное число транспорта», - сообщали перевозчики, оказавшиеся в заложниках ситуации. И предупреждали: на Восточно-Кругликовской тоже низкое давление. Если и она закроется, общественный транспорт просто не выйдет на маршруты.
В это сложно поверить, что в наше время такое вообще возможно.
Мы связались с президентом Союза транспортников Кубани Иваном Петровым: он подтвердил сложность ситуации.
- Иван Борисович, это правда, что в городе-миллионнике всего две метановые заправки, а новый общественный транспорт работает только на нем, без альтернативы на случай перебоев с метаном?
- Да. Это правда. В Краснодаре действительно всего две метановые заправки, и они были построены еще в 80-х годах. Больше никто таких не строил ни во время перестройки, ни после. Автоколонна № 1419 была одним из самых прогрессивных предприятий в стране, практически весь общественный транспорт в Краснодаре был переведен на экологичный и экономичный метан - тогда и построили эти две станции. Плюс заправка была на территории предприятия — но только для транспорта автоколонны. Сейчас на том месте жилые массивы. В то время город занимал лидирующие позиции в России по использованию метана на транспорте. А сейчас в случае безвыходности или очевидной часовой очереди наши водители едут на ближайшую заправку в Адыгее — Южный обход Краснодара, аул Тахтамукай. Там ситуация гораздо проще.
На сегодняшний день Краснодар по количеству газовых заправок на одно транспортное средство, работающее на метане, значительно отстает от многих муниципальных образований не только Краснодарского края (Ейск, Армавир, Усть-Лабинск и т. д.), но и от близлежащих соседей. Только в Майкопе, где население менее ста пятидесяти тысяч жителей, четыре метановые заправки.
Общественный транспорт работает именно на метане потому, что есть соответствующие федеральные программы. Когда проходят конкурсные процедуры, по всей России одно из требований для перевозчиков — экологичный транспорт именно на газовом топливе.
- Но не прописано, что именно на метане?
- Нет, но другое просто исключается. С газовыми заправками пропан-бутана, жидкого газа, проблем в городе нет. Он тяжелый, заправляется из бочек, часто ставится оборудование под него. Но кубометр стоит 35 рублей, по энергоотдаче это сопоставимо с дизелем — хотя, конечно, экологичнее. Коммерческий транспорт на него неохотно переходит. Метан — легкий, летучий газ, задувается под высоким давлением. Его стоимость — 20 рублей за кубометр. И хотя в требованиях не прописан именно метан, все федеральные программы идут исключительно под него.
Переоборудование автобуса с бензина на метан на 80 процентов оплачивается государством — субсидии выделяются по линии Минтранса. Таким образом общественный транспорт в России должен стать более экологичным, государство мотивирует этот переход. При строительстве метановых заправок инвесторы также получают субсидию — более 30 миллионов рублей. Работает федеральная программа на приобретение новой техники именно на метане — тоже стимулирующие субсидии. Причем техника оборудована под метан сразу на заводах. И только под метан. Сначала Краснодар не испытывал проблем, но постепенно техники стало все больше, а заправок так и нет.
(Надо отметить: в этой ситуации, когда теоретически перевозчик может выходить на конкурс и с техникой на пропан-бутане, раз метан не прописан, его перевозки будут дороже, и ему придется поднимать стоимость проезда. На переоборудование компенсаций нет, на приобретение новой техники — тоже, заправляться — почти в два раза дороже. Во сколько выльется одна поездка для горожан в таких условиях? Поэтому и берут на метане. Работать в убыток никто не будет).
- Если обе заправки прекратят работу, город будет парализован, - продолжает Иван Петров. - Процентов 50 техники не сможет выйти на линии. Причем даже такси в основном — тоже на метане.
- А что-то делается для решения этой проблемы?
- Мы не единожды обращались в официальные структуры по этому вопросу. Три месяца назад была достигнута договоренность о подготовке расширенного совещания с потенциальными инвесторами в администрации Краснодара, проведена большая предварительная работа — сегодня оно прошло. Мы нашли понимание с управлением инвестиций и развития малого и среднего бизнеса.
Теоретически — еще две заправки, возможно, появятся в 2022 году. Но ключевое слово — возможно.
Уже были инвесторы, подбирали для себя свободный участок земли, были готовы его выкупить, построить заправку, подвести и подключить все коммуникации, газ, однако все упиралось в невозможность перевода земли в категорию промышленного использования. И люди отказывались от проектов. Да, Союз транспортников пытается решить эту проблему, но если с 1985 года по 2021-й не велось строительство метановых заправок, все очень сложно.
Автор материала тоже накануне простояла 45 минут на остановке, пытаясь уехать на работу из своего района, где просто нет муниципального транспорта. Вот и пришлось узнать о метановых заправках, особенностях федеральных программ и отличиях от пропан-бутановых автобусов. Профессионалы, ответственные за сферу, наверняка не пользуются общественным транспортом и не ощущают на себе все «прелести» ситуации с выходом одной из древних заправок советского времени из строя (было бы отлично, если бы они были хотя бы модернизированы за все прошедшее время) и тем более в той степени, в какой ощущают ее водители наших маршруток, которые должны стоять не только в вечных пробках на дорогах, но еще и в часовых очередях на заправках. Однако ответственные лица должны знать не бытовые подробности неудобств, а пути решения проблемы. Знают ли?