https://www.kommersant.ru/doc/5089222
В Краснодаре запускают программу полной модернизации общественного транспорта. Особое внимание будет уделяться развитию сети городских электричек. Ориентиром для города может стать проект «Московских центральных диаметров», который превратил городские ж/д перевозки в полноценную систему внеуличного транспорта. Эксперты отмечают, что в Краснодаре может оказаться несколько инвесторов, заинтересованных в таких проектах.
В Краснодаре запускают программу полной модернизации общественного транспорта — этот проект станет одним из приоритетных для развития города на ближайшие годы, заявил на инаугурации глава краевого центра Андрей Алексеенко.
По его словам, основной акцент в развитии общественного транспорта планируется сделать на скоростном трамвае, электробусах, а также городской электричке.
«Наш город в буквальном смысле задыхается от своих размеров. Нужны системные решения, которые позволят расшить узкие места. Обеспечить доступность любого района от центра за 30 минут»,— заявил он.
Развивать общественный транспорт планируется не только в уже существующих границах города, но и в перспективных, строящихся территориях. Ранее в сентябре, на совещании у Андрея Алексеенко, на тот момент занимавшего пост первого вице-губернатора Кубани, была представлена Концепция транспортной системы нового района Краснодара, расположенного на северо-востоке города: в перспективе в нем будут жить около 200 тыс. человек.
Разработкой проекта занимается Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства (НИИПГ) из Санкт-Петербурга. На совещании специалисты НИИПГ отметили, что в настоящее время с точки зрения транспортной доступности район проектирования ограничен железными дорогами, поэтому без развития городской электрички здесь не обойтись.
Вокруг шести станций, которые предлагается создать в новом районе, предложено формировать транспортные хабы — пересадочные узлы. К ним должны подойти линии скоростного трамвая и другие виды общественного транспорта, кроме того, должны появиться перехватывающие парковки.
«Сегодня в рамках проекта развития северо-восточной зоны Краснодара мы выходим уже на задачу коренной модернизации всей транспортной инфраструктуры города. Эксперты градостроительного института по итогам анализа существующей ситуации сделали вывод о том, что проблему обеспечения транспортной доступности в Краснодаре не решить без реализации проекта городских электричек. Город исторически рассечен на части железными дорогами. Это наш минус с точки зрения логистики внутри города, наша проблема. Но ее можно и нужно делать нашим плюсом»,— заявлял Андрей Алексеенко.
Большие перспективы
Идея использовать для линий общественного транспорта железнодорожные пути, пересекающие Краснодар с севера на юг, обсуждается достаточно давно. Первым проектом в этом направлении стал так называемый «Краснодарский транзит», который предполагал демонтаж основного железнодорожного пути Тимашевского направления от Компрессорного завода до примыкания к железнодорожной ветке Тихорецкого направления. Новая железная дорога должна была пойти в обход города с востока.
Позже от этого проекта решено было отказаться, так как вынос железнодорожных путей из центра Краснодара оказался слишком дорогим и бесперспективным.
В 2016 году был представлен проект «НАЗЕМКА» (Наземное метро краснодарской агломерации). Его разработали активисты общественного движения «Городские решения» совместно с членом Совета директоров ОАО «Кубань Экспресс-Пригород» (регионального оператора электричек) Евгением Змиевым. Проект предполагал запуск «маршрутных электропоездов» для разгрузки дорожного движения. Поезда планировалось пустить по уже существующим железнодорожным путям в пределах города с интервалом в 20–40 минут. Однако у него также нашлись определенные сложности, в частности, текущий трафик подвижного состава не позволял поставить на те же рельсы дополнительные электрички для обслуживания пассажиров.
Однако уже тогда власти города и края заявляли, что проект развития краснодарских электричек необходимо прорабатывать дальше. В марте 2019 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев обсудил запуск проекта городских электричек с главой РЖД Олегом Белозеровым. Губернатор подчеркнул, что проект является значимым как для Краснодара, так и для близлежащих районов.
Тогда же была представлена схема развития городского железнодорожного транспорта, который должен соединить Краснодар и его пригороды. Проект планируется развивать в три этапа. Первый из них должен связать станицу Новотитаровскую и Северский район между собой и с центром Краснодара, а также — северную часть города с восточной. В рамках второго этапа появится ж/д сообщение со станицей Динской, третий этап предполагает развитие пригородного ж/д сообщения между Краснодаром и Усть-Лабинским районом, а также новым аэропортом.
Согласно схеме проекта, в общей сложности предполагается построить больше 120 км вторых путей, два больших моста, железнодорожный путепровод, 67 малых искусственных сооружений, 17 новых платформ, шесть транспортно-пересадочных узлов. Проект оценивался примерно в 80 млрд руб.
«Стоимость огромная, но, когда проект полностью реализуют, это станет скачком в транспортном развитии целой агломерации в центре Краснодарского края. Само собой, еще нужно будет достраивать инфраструктуру — от дополнительных железнодорожных путей до двух депо для скоростных электричек»,— подчеркивал Вениамин Кондратьев.
В настоящее время городские электрички в пределах Краснодарской агломерации курсируют на Тимашевском, Тихорецком, Кавказском, Новороссийском и Горячеключевском направлениях в общем количестве 40 рейсов пригородных электропоездов. По данным компании «Кубань Экспресс-Пригород», ежедневно проездом к социально-значимым, производственным и культурно-спортивным учреждениям города Краснодара пользуются более 8 тыс. пассажиров. В конце 2019 года оператор перевозок сообщил о троекратном росте пассажиропотока по действующим маршрутам.
Как в Москве
Положительно о перспективах проекта городской электрички высказываются и эксперты в области городского планирования.
«Городские электрички — очень перспективное направление, которое в Краснодаре давно прорабатывают. Вопросов, нужно это или не нужно, уже давно нет. Городские электрички — намного дешевле, чем метро, тем более что железнодорожные пути в городе уже есть. Кроме того, они обладают даже больше провозной способностью. Да, необходимо еще построить обходы, новые станции, связать новые маршруты с уже существующими: это все стоит денег, но это поможет городу развиваться. Если не развивать общественный транспорт, то в дальнейшем проблем станет только больше, а их решение окажутся существенно дороже»,— уверен московский урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман.
С ним согласен участник краснодарского движения «Городские решения» Мирослав Валькович, стоявший у истоков проекта развития городских электричек. Он считает, что приход нового мэра может положительно сказаться на темпах реализации проекта.
«Дело в том, что в мае 2019 года, когда было заседание рабочей группы по городским электричкам, от лица администрации Краснодарского края участие принимал именно Андрей Алексеенко. Поэтому он давно знаком с проектом, со всеми его нюансами. И тот факт, что одним из первых его заявлений прозвучала именно реализация данного проекта,— хороший знак»,— уверен он.
По мнению экспертов, потенциальным инвестором строительства инфраструктуры для сети городских электричек в Краснодаре может стать госкорпорация «Российские железные дороги», ранее реализовавшая проект «Московское центральное кольцо».
Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги. С начала эксплуатации пассажиропоток МЦК составляет более 576 млн пассажиров. Количество пассажиров на МЦК ежегодно растет. Рекордный показатель был достигнут в декабре 2019 года — 580,1 тыс. пассажиров за день. Сейчас проект расширяется в систему линий внеуличного железнодорожного транспорта, созданную на базе существующей инфраструктуры Московского железнодорожного узла. Он получил название «Московские центральные диаметры».
«Раньше РЖД не был лоялен к подобным проектам, так как вся их работа настроена в основном на поезда дальнего следования и грузоперевозки, но, когда все увидели, что в Москве проект оказался очень успешным, их видение поменялось. Сейчас городские электрички прорабатывают в Екатеринбурге, Новосибирске, Перми. В целом можно сказать, что развитие пошло»,— отмечает Аркадий Гершман.
«Сами Российские железные дороги заинтересованы в подобного рода инвестициях, в том числе по причине большего снижения пассажиропотока поездов дальнего следования, а также общего тренда на рост пригородных и городских поездок. Кроме того, насколько нам известно, в проекте заинтересована ГК "Аэродинамика" для обеспечения подвоза клиентов нового терминала аэропорта Краснодара»,— добавляет Мирослав Валькович.