https://ki-news.ru/2022/01/29/kuda-esche-shagnut-relsy-kakie-tramvaynye-marshruty-zhdat-krasnodartsam/:
Куда еще шагнут рельсы: какие трамвайные маршруты ждать краснодарцам?
И когда ждать их появления?
Кто из нас хоть раз не ездил на трамвае? Каждый может согласиться с тем, что сегодня это самый безопасный, удобный и быстрый вид общественного транспорта. Главное — ему не страшны никакие пробки. Однако не каждый житель Краснодара может воспользоваться трамваем. Проблема в том, что новые микрорайоны возводятся все дальше и дальше от трамвайных маршрутов. Поэтому их давно пора продлевать, что и предусмотрено в масштабном проекте «Магистраль».
Вагончик тронется. Уже скоро
Первым этапом проекта стало строительство трамвайной ветки по ул. Московской — впервые после долгого перерыва: последний раз трамвайную ветку в Краснодаре прокладывали в Юбилейном микрорайоне 27 лет назад.
Она протянется от ул. Петра Метальникова до ул. Солнечной и составит около 5 км. Участок готов более чем на 80%. Недавно по нему пустили пробный пассажирский вагон. Первыми на это пришли посмотреть жители северо-восточного района города. В целом в Прикубанском округе, на территории которого строится новая трамвайная ветка, проживает около 760 тыс. человек!
Например, Анна Федюн рассказала «Краснодарским известиям», что переехала на ул. Петра Метальникова всего три года назад, но за это время успела ощутить, как тяжело живется без быстрого и ловкого трамвая:
— В нашем районе проживает очень много людей разных возрастов и предпочтений. Здесь все под боком: магазины, ателье, фитнес-клубы, кружки для детей. Но очень не хватает развитой транспортной системы, особенно трамвая. Каждый день у нас начинается с переполненных автобусов, а заканчивается заторами на дорогах. Новость о том, что в нашем микрорайоне собираются построить трамвайную ветку, меня очень обрадовала. Надеюсь, в скором времени будем добираться домой без пересадок и пробок.
В рамках проекта также создадут два подземных перехода с лифтами для маломобильных людей, диспетчерский пункт, пять остановочных павильонов, построят 3,3 тыс. м ливневой канализации. Новую трамвайную ветку планируют открыть уже в марте.
«Магистраль» движется на Гидрострой
Помимо строительства ветки по ул. Московской, трамвайные пути собираются проложить и в юго-восточную часть города, а именно в микрорайон Гидростроителей, это запланировано на 2022-25 годы. Новые рельсы протянут от ул. Трамвайной до ул. Снесарева через ул. Мачуги, ул. Автолюбителей и ул. Невкипелого, что составит более 5 км трамвайного полотна плюс шесть остановочных пунктов и разворотное кольцо.
— Я переехала в Краснодар из столицы не так давно, — делится Ольга Юрченко, проживающая на ул. Автолюбителей уже два года. —
Конечно, подкупило то, что здесь теплый климат, да еще и море рядом! Однако скучаю по Москве, особенно по метро… В Краснодаре его мог бы заменить трамвай. Но, к сожалению, чтобы дойти до него, мне нужно около получаса пройти пешком. Очень хочется, чтобы и в моем районе появился удобный и быстрый транспорт. А главное — в шаговой доступности!
Путь — в Плодородный
Во время реализации первого этапа проекта трамвайную ветку протянут также в северо-восточную часть Краснодара — микрорайон Восточно-Кругликовский. Она пройдет по ул. Красных Зорь — от ул. Достоевского, далее по улицам Российской, Жлобы, Восточно-Кругликовской, им. 40-летия Победы, Героев-Разведчиков до ул. Домбайской, с устройством разворотного кольца.
Марина Исаева, председатель ТОС №591, живет в поселке Плодородном уже больше 11 лет, знает, как тяжело порой бывает добираться на работу в центр города из его отдаленных уголков:
— У нас ходит только один автобус, поэтому о трамвае остается только мечтать. Иной раз, если не успел, следующий рейс приходится ждать целый час. К тому же в последнее время наш округ заметно разросся, поэтому салоны автобуса редко бывают пустыми. С работы получается ехать только с пересадками и по пробкам. Поэтому часто можно не успеть на автобус, и, чтобы добраться домой, приходится думать, как лучше это сделать. Иногда иду пешком, хотя путь неблизкий, поэтому мы очень ждем трамвай.
На последнем этапе проекта «Магистраль» маршрут проложат от Баскет-холла до «Немецкой деревни». И тогда трамвай приедет к новоселам ближнего Западного обхода. Протяженность — 9,4 км, в год будет перевозить 3,2 млн пассажиров. Цена вопроса — примерно 1,9 млрд руб. вместе с проектированием.
И завершающий этап — строительство линии от «Немецкой деревни» до Западного трамвайного депо. Протяженность ее самая длинная — 14,6 км, ежегодно по ней планируют прово-зить 5 млн человек. Примерная стоимость — 2,9 млрд руб.
В департаменте транспорта и дорожного хозяйства Краснодара подчеркнули, что указанные сроки являются стратегическими и зависят от финансовых возможностей.
Андрей Алексеенко, мэр Краснодара:
— Трамвай — это, пожалуй, самый любимый вид общественного транспорта для горожан, потому что на нем можно передвигаться по городу без пробок. Приоритет для движения вагонов должен быть обеспечен и с помощью правильного регулирования светофоров. Жители нашего города смогут в несколько раз быстрее добираться от ул. Петра Метальникова до ул. Солнечной и обратно. Будем и дальше развивать трамвайную сеть, чтобы была возможность доехать с помощью этого вида электротранспорта во все микрорайоны города.
Денис Лысов, урбанист:
— Строительство трамвайной линии по Московской — приятный подарок горожанам. К тому же имеется перспективный проект продления ветки в Восточно-Кругликовский микрорайон. Его жители 10 лет назад покупали там квартиры с надеждой, что им продлят линию и они смогут добираться на трамвае из любой точки города. Поэтому мы все в ожидании перемен в лучшую сторону. С уверенностью могу сказать, что на сегодня трамвай — самый лучший вид общественного транспорта в Краснодаре. Но до тех пор, пока трамвайные пути будут пересекаться с автомобильными дорогами, их движение останется затруднительным.
Шампанское, новая ветка и радостные лица
Анатолий Панин, руководил Краснодарским трамвайным управлением без малого 25 лет:
— Столько лет прошло, а помню как сейчас, как строили и сдавали в эксплуатацию трамвайную линию в Юбилейном микрорайоне. Помню, какая большая подготовительная работа была проведена, ведь требовалось расселить частный сектор, чтобы начать прокладывать рельсы.
Улица Минская в 90-е годы XX века представляла собой узкую проселочную дорогу. На тот момент она была непроезжей. Чтобы проложить трамвайные пути, нужно было снести правую сторону частных домов на ул. Минской — от ул. Каляева до Юбилейного микрорайона, а жителей — расселить. На это ушло довольно много времени, и были трудности с расселением. Поэтому в общей сложности строительство трамвайной ветки заняло около 10 лет.
Восемнадцатого ноября 1994 года ветка была принята в эксплуатацию, а 5 декабря — открыта для движения. С запуском новой линии: ул. Каляева — ул. Минская — проспект Чекистов, от ул. Калинина до Рождественской набережной, где обустроено оборотное кольцо, был организован маршрут №11.
Не было тогда торжественного открытия, Валерий Самойленко, мэр города, просто скомандовал: «Поехали!». Уже в вагоне открыли бутылку шампанского. Трамвайный маршрут пользовался большой популярностью, чуть ли не все жители Юбилейного выходили на ул. Минскую, чтобы уехать на трамвае. Поэтому через неделю в микрорайон пустили двойные вагоны. Жалоб не было, только благодарности.
Материал подготовили Алина Вандышева, Елена Сизен