https://yugtimes.com/news/75780/
За январь-декабрь тарифы на проезд в транспорте на Кубани выросли на 17,23%
Краснодар, 1 февраля – Юг Times, Елена Иванова. Только за декабрь прошлого года цены на билеты в городском транспорте выросли на 3,8%. Есть ли механизмы их сдерживания?
По итогам 2021 года особенной инфляцией на Кубани отличилась сфера пассажирских перевозок. По данным Краснодарстата, за январь-декабрь тарифы на проезд в транспорте в целом по региону выросли на 17,23%.
И хотя резкое повышение стоимости билета стало традиционным мероприятием в крае гораздо раньше, на этот раз цифры более значительны. Так, в 2020 году в сравнении с 2019-м тарифы выросли только на 4,5%. Таким образом, инфляция в этой сфере увеличила свою динамику в четыре раза.
ПАРАД ПЕРЕВОЗЧИКОВ
Повышение в течение прошлого года произошло в разных муниципалитетах в разное время и на разный процент. Началось оно еще в январе. Так, в Армавире стоимость проезда в коммерческом общественном транспорте выросла на 2 рубля. Состоялось это в два этапа: ряд маршрутов вывесили объявления с новой цифрой - 27 рублей - 15 января, остальные - 22 января. В этом же месяце подорожал проезд на городских автобусах в Усть-Лабинске. Здесь повышение оказалось более резким - с 21 до 25 рублей. В городе запустили эксперимент по безналичной оплате, который полностью воплотили в реальность к началу 2022 года.
Весной интересные сценарии с повышением тарифа разыгрались в Горячем Ключе и Новороссийске. 27 апреля в пресс-службе администрации Горячего Ключа сообщили о повышении перевозчиком цен на проезд в общественном транспорте с 1 мая. Но в этот день исполняющий обязанности главы Горячего Ключа Михаил Зарицкий написал в своем инстраграм-аккаунте, что перевозчик самостоятельно принял решение увеличить цены и сделал это второй раз за последние полгода.
- Пока не увижу ясные и четкие обоснования, поднятия тарифа не будет. Переговоры провел, пока цена останется на прежнем уровне, - сообщил своим подписчикам и. о. мэра.
Однако исполняющий обязанности так и не стал полноправным мэром. Уже 28 мая депутаты Совета Горячего Ключа выбрали на этот пост бывшего первого заместителя министра труда и соцразвития Краснодарского края Сергея Белопольского. Вскоре перевозчики сделали то, что планировали ранее. Цена стала равняться 25 рублям.
В Новороссийске после майских праздников перевозчики объявили, что с 1 июня проезд в общественном транспорте будет стоить не 28, а 32 рубля. При этом в вечерние часы билет обойдется в 35 рублей. Вскоре мэр города Игорь Дяченко написал в своем аккаунте в соцсети, что запретил повышать плату за проезд и поручил своему заместителю Александру Яменскову подготовить соответствующее разъяснение для жителей. В городской Ассоциации союза пассажирских перевозок решение пересмотрели. В конце года Игорь Дяченко покинул свой пост, а на его место заступил экс-депутат горсовета Андрей Кравченко. Новороссийские перевозчики сразу вернулись к своей идее и осуществили ее.
ВЫРОСЛИ ПО-РАЗНОМУ
На экваторе 2021 года и в разгар туристического сезона повысили стоимость проезда в маршрутках Анапы. Здесь инфляция в сравнении с другими городами края была скромной и не превысила 4% - в среднем цена выросла на 1 рубль. В итоге с пассажиров стали брать от 23 до 33 рублей за поездку в зависимости от дальности маршрута - в Анапе много направлений, связывающих исторический центр курорта и отдаленные села агломерации, а также от времени суток.
В этот же день повысил стоимость проезда предприниматель, обеспечивающий перевозки в Тихорецке, до 23 рублей.
Также в середине лета, с 29 июня по 3 июля, все три перевозчика Ейска подняли цену проезда, с 18 рублей она выросла до 20.
С 1 августа проезд подорожал в Геленджике. Курорт поставил своеобразный рекорд - цена изменилась сразу на 5 рублей. Здесь также были свои особенности - тариф дифференцированный. При оплате наличными стоимость составляет 30 рублей. При безналичном расчете или транспортными картами цена остается прежней - 25 рублей.
Славянск-на-Кубани пополнил ряды городов, где выросла цена на билет, 1 октября. С 25 рублей она была повышена до 30 рублей.
С 1 ноября увеличилась стоимость проезда в городских маршрутках Тимашевска - с 28 до 30 рублей. На каждой машине по всем 10 маршрутам перевозчик, который в Тимашевске один, установил кассовые аппараты по безналичному расчету.
Кубанская столица в этом ряду выделяется особенно. В Краснодаре на протяжении 2021 года тарифы повысились не единожды. Сначала краевой центр первым из всех муниципалитетов повысил проезд с 28 до 30 рублей. Изменившиеся ценники краснодарцы начали наблюдать в автобусах сразу после новогодних праздников, до конца января это произошло на 16 маршрутах. Уже весной цены выросли абсолютно везде. Завершило этот процесс МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление», которое провело индексацию в мае. Уже в ноябре перевозчики снова начали менять цены. На этот раз к прежней цене прибавляли сразу 5 рублей. В итоге в Краснодаре стоимость проезда выросла больше, чем в среднем по краю, - сразу на 25% (в течение года - на 7 рублей).
Перевозчики всех муниципалитетов объясняли, что на тариф повлиял рост цен на ГСМ и ремонт автопарка. Кроме того, в числе причин повышения большинство назвали пандемию и введение обязательной безналичной оплаты в пассажирском транспорте. Последний фактор вызвал, пожалуй, наибольший резонанс в отрасли, который не перестает звучать до сих пор.
- Добросовестные перевозчики заботятся как о пассажирах, так и о водителях, которые у них работают, - комментирует руководитель общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук. - Они сами покупают терминалы, чековую ленту и так далее. У недобросовестных перевозчиков все расходы возлагаются на водителей, которым приходится покупать или арендовать аппарат, обслуживать его. Программное обеспечение терминала требует периодического обновления, это связано с тем, что пассажиры используют разные виды карт. Мы знаем ситуации, когда карта пассажира не читается, но если обратиться в службу «Электронный билет Кубани» и проверить ее в лабораторных условиях, с ней все в порядке. Так происходит, когда водители не обновляют программное обеспечение. Резюмируя, я хочу отметить, что повышение можно считать обоснованным в случае, если перевозчик на свои средства закупил оборудование, но если он переложил эту обязанность на водителей, это не более чем обогащение за счет пассажиров.
По информации президента Союза транспортников Кубани Ивана Петрова, стоимость терминала безналичной оплаты составляет от 25 до 35 тысяч рублей в зависимости от марки и модели.
- Одна часть перевозчиков купила терминалы, другая - взяла в аренду, в любом случае это дополнительные финансовые издержки, - добавляет он. - Раньше перевозчики закупали билеты, которые значительно дешевле, чем кассовая лента для терминалов. Сами аппараты периодически выходят из строя, так как автобус - это и постоянная вибрация, спешащие и порой неаккуратные пассажиры. Ремонт дорогостоящ, часто он обходится в 8-12 тысяч. В плату за аренду терминала входят расходы на банковский эквайринг и т. д. Комиссия за обслуживание составляет 6-7%, а у кого-то и 8%. То есть от 2 до 3 рублей с каждого билета сейчас перевозчик вынужден отдавать оператору, который обслуживает аппарат. Это серьезная сумма.
По расчетам СТК, в целом сейчас на коммерческом транспорте порядка 40% пассажиров платят за проезд с помощью карт, остальные все еще остаются верны традиционному способу. Эта доля может быть гораздо больше на маршрутах, обслуживающих активно застраиваемые новые микрорайоны, и гораздо меньше - на дачных маршрутах. Если говорить о Краснодаре, то, по данным «Транспортной инициативы», сейчас все машины в городе оснащены терминалами, но некоторые водители пытаются прятать их.
- Дело в том, что деньги не приходят напрямую водителям, они идут через топливную карту, - объясняет Марина Репещук. - По топливной карте водители имеют ограничения, к примеру, им разрешено купить бензина меньше, чем нужно. За обслуживание топливных карт у них снимают комиссию. В итоге, чтобы как-то обналичить деньги с топливной карты, водители едут на заправки и просят автовладельцев заправиться по их карте, а им отдать купюры. А чтобы заинтересовать человека в такой операции, предлагают ему цену чуть ниже, то есть, по сути, несут убытки. Поэтому саботаж использования терминалов будет продолжаться, пока в сфере перевозок не наведут порядок и не учтут интересы всех сторон.
- Часть водителей идут на хитрости и продолжают прятать терминалы, но таких остались единицы, - соглашается Иван Петров. - Как правило, сами перевозчики борются с этим, потому что не заинтересованы, чтобы деньги шли мимо кассы предприятия. Хотя есть маршруты, откуда все еще постоянно поступают обращения пассажиров о том, что там якобы терминалов вообще нет.
СКВОЗЬ КАЛЕНДАРЬ
Повышение продолжилось и в 2022 году. После новогодних праздников начался поэтапный рост тарифа в Сочи. Теперь билеты в автобусах курорта стоят от 28 до 32 рублей, в зависимости от маршрута и способа оплаты. С 20 января повысилась стоимость проезда в общественном транспорте Абинска. Пассажирам городских автобусных маршрутов № 1, 2, 12 и 12А придется платить за одну поездку 30 рублей, сообщила пресс-служба администрации муниципалитета.
С 1 февраля выросла цена проезда на пригородных внутримуниципальных маршрутах Приморско-Ахтарска. Инициатива поднятия цен принадлежит индивидуальным предпринимателям, осуществляющим поездки, уточняет пресс-служба администрации города. Билеты на разных маршрутах теперь стоят от 32 до 57 рублей.
Эксперты отмечают, что все это еще раз показывает: транспортные перевозки должны иметь продуманную стратегию развития, а работа рынка - приобретать более современные черты. В таком случае многие даже неизбежные процессы могли бы быть не столь болезненны для пассажиров.
- Транспортная сфера крайне важна для Краснодара как для города, куда постоянно в большом количестве приезжают новые жители, и для всей Кубани как курортного региона. И меня крайне удивляет, что все ответственные и контрольно-надзорные ведомства уделяют недостаточно внимания наведению порядка и развитию этой сферы. Я считаю, что перегруженный, некомфортный краснодарский транспорт способен стать точкой социального взрыва, - делится мнением Марина Репещук.
Как отмечает доктор экономических наук, старший партнер консалтинговой компании «Арка Групп» Александр Полиди, чувствительно любое повышение тарифа, будь то 1 рубль или 5 рублей, так как городской транспорт – социально значимый сектор.
- Это становится еще более чувствительной точкой на фоне того, что видимых улучшений пассажиры не наблюдают. Фактически люди платят все больше и больше за то, что не развивается и деградирует, - говорит экономист. - Конкурентная среда - лучший инструмент для развития, поэтому разделение на «своих, муниципальных» и «чужих, частников» в корне экономически неверно. В секторе городского транспорта должен работать противозатратный механизм, когда эффективность исполнения заказа муниципалитета - по количественным и качественным показателям - будет главным источником доходов для перевозчиков. Сегодня все растущие затраты перевозчиков - и оправданные, и абсолютно недопустимые - ложатся на пассажира, поэтому тариф обречен на рост. Ведь цены на топливо, техсервис, зарплаты персонала и тому подобное растут, а пассажиры продолжают оставаться заложниками ситуации.
МНЕНИЕ
МАРИНА РЕПЕЩУК, руководитель общественной организации «Транспортная инициатива».
- Если маршрут завязан на какой-либо удаленный торговый центр, естественно, пассажиропоток туда упал из-за ковидных ограничений. Но у нас есть маршруты, где пассажиропоток не только не уменьшился за время пандемии, но и, наоборот, увеличился, потому что на этом направлении были введены в эксплуатацию и заселены новые жилые комплексы.
Действительно, есть пассажиры, которые на данный момент отказались от поездок. Но такое решение они приняли не столько из-за масочного режима, сколько из-за того, что в салонах большая давка, люди опасаются в пандемию ездить в таких условиях. По нашим наблюдениям, коллапс возникает из-за колоссального недовыпуска машин на рейсы. К примеру, на 7-м коммерческом маршруте, где должно быть 19 машин, порой не бывает ни одной, а два-три водителя в рейсе - уже счастье. Плохое обслуживание заставляет пассажиров предпочитать собственные машины, и есть даже небольшой процент тех, кто пересаживается на велосипеды и самокаты.
АЛЕКСАНДР ПОЛИДИ, доктор экономических наук, старший партнер консалтинговой компании «Арка Групп».
- Например, у МУП КТТУ сегодня кондукторы собирают выручку, это даже не прошлый, а позапрошлый век! Притом что существуют проверенные и экономичные технологии оплаты проезда. Даже этот факт требует срочной оптимизации, причем больше ездить и пересаживаться на маршрутной сети - единой для города - должно быть выгодно пассажиру, и технические решения для этого давно существуют и отлично работают. Что касается коммерческих перевозчиков, то их необходимо интегрировать в единую конкурентную среду рынка перевозок, принять внятные и прозрачные правила выполнения муниципального транспортного заказа. Предприниматели должны бороться за право перевозить людей, тогда они начнут думать о выстраивании эффективной экономической модели своей работы и о привлекательной стоимости услуг. Допускаться на дороги должны те, кто способен качественно и добросовестно выполнить муниципальный заказ. Не думаю, что субсидирование перевозчиков может решить проблему - когда субсидируется неэффективность, это приводит лишь к новому витку роста тарифа.
Противозатратные механизмы существуют - это муниципально-частное и государственно-частное партнерство, брутто-тарифы (когда муниципальный контракт заключается не на конкретный маршрут, а на определенный объем перевозок, что заставляет перевозчика лучше заботиться о подвижном составе). Их нужно использовать.
Пока же ситуация складывается так, что предприятия заявляют об убытках и просят еще денег или у государства, как в случае с муниципальными перевозчиками, или у пассажиров, как в случае с коммерческими. Но конечным плательщиком в обоих случаях становится пассажир.
ИВАН ПЕТРОВ, президент Ассоциации «Союз транспортников Кубани».
- В течение 2021 года тарифы менялись во всех муниципальных образованиях. Исключение составляет, пожалуй, только одно транспортное предприятие - это МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление». Но оно гораздо позже в 2021 году меняло цену - только в мае. В рамках закона предприятие может делать это раз в год. Поэтому, думаю, оно также проиндексирует тариф в мае или в начале лета.
Масочный режим и пандемия очень сильно повлияли на перевозчиков. Когда пандемия началась, большую часть персонала компании отправили на удаленную работу. Все помнят времена, когда транспорт ходил только несколько часов утром и вечером. Но ведь многие не вернулись в офисы до сих пор.
Есть также категория пассажиров, у которых поездка недлительна - 2-3 остановки. Так вот большая их часть до сих пор продолжает передвигаться пешком. Ситуация временно изменилась только в период сложных погодных условий - мы наблюдали всплеск интереса к поездкам среди таких граждан.
Хочу отметить, что транспортная сфера до сих пор не вернулась к показателям допандемийного уровня. Мы сравнивали декабрь 2021 и докарантинного 2019 года - пассажиропоток отстает на 6-7%.