https://ki-news.ru/2022/04/08/ivan-petrov-v-sfere-obshhestvennogo-transporta-neobhodimy-effektivnye-upravlencheskie-resheniya/
Иван Петров: В сфере общественного транспорта необходимы эффективные управленческие решения
Президент Союза транспортников Кубани рассказал «Краснодарским известиям» о том, как меняется транспортная история Краснодара
Дорожно-транспортная система Краснодара стремительно развивается. За последние годы в Краснодаре было реализовано немало проектов, которые по праву заслуживают приставки «мега». А скептикам напомню лишь один пример: впервые после длительного застоя длиной более 20 лет построена трамвайная ветка на ул. Московской, закупается новый транспорт. Как наряду с муниципальным общественным транспортом развиваются частные перевозки? Об этом «КИ» спросили Ивана Петрова, президента Ассоциации РОР СРО «Союз транспортников Кубани».
Краснодару нужны «выделенки»
— Иван Борисович, основная претензия пассажиров к частным перевозчикам — несоблюдение графика маршрутов. Понятно, что автобусам и троллейбусам никак не догнать трамвай. И все же, что делается для того, чтобы автобусы стали привлекательнее для пассажиров?
— Количество автобусов на маршруте плановое — ни больше ни меньше. Но так как автобус стоит в пробке, он не может вовремя приехать на остановку. Выгодно ли это нам? Конечно, нет.
Автобус, который стоит в заторе, не зарабатывает денег, не делает рейсов и не оказывает услугу. Какую бы комфортабельную технику мы ни приобрели, если автобусы будут продолжать стоять в пробках, то они не станут привлекательнее для пассажиров. И в этом вопросе, по большому счету, мало что зависит от коммерческих перевозок.
Есть комплекс дорожно-транспортных проблем, которые необходимо решать в городе. Краснодар может построить идеальную транспортную сеть, но что в ней толку, если все магистрали будут упираться в узкое бутылочное горлышко центральных улиц?
— А создание выделенных полос для общественного транспорта поможет автобусу ехать быстрее?
— Я глубоко убежден: Краснодару они нужны. Это один из примеров эффективных управленческих решений. Важно отдавать приоритет общественному транспорту, создавая как можно больше выделенных полос. И такая работа ведется специалистами департамента транспорта и дорожного хозяйства. Логика проста: автомобиль, занимая место на дороге, перевозит в среднем до двух человек. В троллейбусе или автобусе, который занимает место двух автомобилей, с комфортом разместится около 50 человек. Таким образом, приоритет отдается большинству. С вводом «выделенок» общественный транспорт поедет быстрее и время в пути заметно сократится. Это существенный повод отказаться от автомобиля в пользу более быстрого аналога в сложных дорожных условиях.
— Скептики утверждают: вместо того чтобы создавать «выделенки» и тем самым увеличивать и без того большие пробки, лучше строить развязки, заняться реконструкцией самых загруженных участков магистралей…
— Это узел проблем, решать которые можно только комплексно, и такая работа поэтапно ведется в городе. Это и строительство новых улиц, и реконструкция дорог и транспортных развязок. Но надеяться только на новое строительство нельзя.
— Миллионы людей проводят значительную часть своей жизни в общественном транспорте. Массовость диктует высокие требования: широкий охват сети, надежность сообщения, безопасность и качество перевозок. На ваш взгляд, общественный транспорт в целом и коммерческие перевозки в частности соответствуют этим требованиям?
— В рамках действующего тарифа в Краснодаре сделано максимально возможное. Если посмотреть на другие города-миллионники, в которых примерно такой же экономически обоснованный тариф, как в Краснодаре, ситуация там совершенно иная: автобусы и трамваи старые, общественный транспорт курсирует хуже. Очень надеюсь, что мы придем к тому времени, когда и пассажир, и бюджет будут готовы финансово поддерживать автотранспортные предприятия.
— А как вам новая трамвайная ветка на улице Московской?
— Это историческое событие для Краснодара. Развитие трамвайной сети — одно из важных направлений развития дорожно-транспортной отрасли Краснодара.
Новая трамвайная ветка стала большим подспорьем для инфраструктуры города. Ситуация с коммерческими перевозками иная, потому что мы работаем в условиях нерегулируемого тарифа.
— А что это значит?
— Перевозчик все свои расходы и доходы покрывает самостоятельно, без государственной поддержки, в том числе — субсидий. И наоборот, регулируемый тариф подразумевает поддержку в виде субсидий и выплаты межтарифной разницы. Поэтому ситуацию с муниципальным общественным транспортом и частным не стоит сравнивать.
Запчасти на вес золота
— В последние годы вам приходится работать в непростых условиях. Во время карантина общественный транспорт работал только в часы пик, и отрасль была признана одной из пострадавших. С какими проблемами вы сталкиваетесь сейчас?
— Из-за роста курса валют только за последнее время в два раза поднялись цены на автомобильные масла. Также в два раза выросла стоимость запасных частей, поставляемых из-за рубежа. Учитывая тот факт, что комплектующие для заводов- производителей автобусов — в основном поступают из-за рубежа (двигатели «Камминз», «Исудзу»), то в ближайшее время возрастет стоимость автобусов. Из-за введенных санкций возник дефицит запасных частей, который автотранспортные предприятия уже начали на себе ощущать.
— А на складах нет запчастей?
— Автотранспортные предприятия находятся в достаточно сложной финансовой ситуации, чтобы иметь большой товарный запас, в том числе по запчастям. Если раньше что-то ломалось, то обращались к оптовикам и приобретали необходимые запчасти, ремонтировали технику.
— То есть пока нет смысла говорить об обновлении подвижного состава?
— К сожалению, да. Как я уже говорил, стоимость автобусов возрастет, при этом выручка и стоимость проезда осталась та же. Кроме того, кредитная линия тоже изменилась. Если раньше перевозчик мог взять кредит или технику в лизинг по ставке 10-12% годовых, то сейчас, с учетом в том числе страховок, эта цифра увеличилась вдвое. Все эти факторы в комплексе поставили под угрозу обновление подвижного состава. Очень надеюсь, что не на долгое время.
— А какие меры предпринимает Союз транспортников Кубани?
— Мы очень озабочены сложившейся ситуацией и делаем все возможное, чтобы помочь членам нашего союза. Как я уже говорил, мало того, что запчасти на технику подорожали, многие из них просто негде приобрести.
В сложившихся условиях мы не можем работать с зарубежными поставщиками, поэтому ищем российских и обсуждаем возможность, условия поставки запчастей. Мы направили свои предложения в министерства транспорта — РФ и Краснодарского края.
Буквально на прошлой неделе состоялась видеоконференция с Минтрансом России. В работе онлайн-конференции приняли участие Союз транспортников России и от регионов только наш Союз транспортников Кубани. Мы коллегиально обсуждали вопросы, которые нас волнуют. Это говорит о том, что нас слышат на федеральном уровне и, что очень важно, ценно для меня, прислушиваются к нам. Ведь развитие экономики в условиях санкционной политики в отношении Российской Федерации всегда было приоритетной задачей государства, в решении которой малый и средний бизнес способен сыграть ключевую роль.