https://yugtimes.com/news/81249/
В Краснодаре планируют перевести обслуживание отдельных пассажирских маршрутов на систему брутто-контрактов
Краснодар, 14 июля – Юг Times, Виталий Войнович. Повышение тарифов, необходимость обновления подвижного состава. Есть ли единое решение этих проблем?
В Краснодаре планируют перевести обслуживание отдельных пассажирских маршрутов на систему брутто-контрактов - то есть выручка будет поступать в бюджет муниципалитета, а перевозчик получит деньги за выполненные рейсы. Такая система прежде всего направлена на сдерживание роста тарифов и обновление подвижного состава, объясняют в мэрии. Однако эксперты предупреждают: брутто-контракты могут как стать спасением, так и привести к деградации сферы общественного транспорта в кубанской столице.
Сейчас в администрации готовят документационную базу для нового способа организации перевозок.
- На брутто-контракты мы должны переходить как можно скорее. Они дадут возможность финансово и юридически требовать точности соблюдения договоренностей. Мы сможем поставить подрядчиков на место. Не уговаривать, как сейчас, включить кондиционер, а организовать четкое исполнение взятых обязательств, - сказал глава Краснодара Андрей Алексеенко в ходе аппаратного совещания.
В краевом центре с 1 июня в рамках эксперимента уже запустили маршрут, работающий по брутто-контракту. Автобус № 19 осуществляет перевозки внутри поселка Новознаменского. Сейчас на маршруте работает одно транспортное средство, с 1 сентября их количество будет увеличено до четырех.
Требуют перемен
О необходимости введения брутто-контрактов в общественном транспорте заговорили еще несколько лет назад на фоне устаревшего подвижного состава и отсутствия в нем кондиционеров, а также регулярного роста тарифа.
- Очевидно, что эта инициатива нужна, потому что механизм, который сейчас действует на транспорте, абсолютно затратный и неэффективный. И самый яркий показатель неэффективности - постоянное повышение цены на проезд без кардинальных изменений в качестве подвижного состава маршрутной сети, - считает заместитель председателя Общественной палаты Краснодарского края доктор экономических наук, профессор Александр Полиди. - Система брутто-контрактов предполагает более жесткие требования к перевозчикам и сдерживание роста тарифов на проезд. Это единственный способ изменить положение в ситуации с общественным транспортом. А менять его нужно, потому что Краснодар вырос практически в полтора-два раза, и при этом никаких кардинальных изменений в транспортной доступности не произошло. Да, на первоначальном этапе нагрузка на бюджет города увеличится, но очевидно, что другого варианта нет.
На сегодняшний день в общественном транспорте Краснодара действует нерегулируемый тариф, то есть стоимость проезда устанавливают сами перевозчики. По системе брутто-контрактов тарифы будут регулироваться муниципалитетом, а транспортные предприятия получат денежные средства за пройденные километры и независимо от пассажиропотока. При этом стоимость проезда по брутто-контрактам выше. К примеру, если она составит 50 рублей, то 35 рублей оплачивают пассажиры, а все остальное - муниципалитет. В установленный тариф изначально закладывается стоимость транспортных средств, которые перевозчик сможет приобрести. После победы в конкурсе подрядчик обязуется выставить на маршрут новые автобусы с работающими кондиционерами.
- Брутто-контракты крайне неудобны для перевозчиков, которые регулярно нарушают законы, потому что в рамках этой системы предусмотрены серьезные штрафы с пятью нулями, - отметила руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук. - Зато они выгодны законопослушным подрядчикам, которые привыкли работать по правилам. У нас в Краснодаре, к сожалению, такие перевозчики не все, и поэтому часть из них боится перемен, ведь со сложившейся «системой ценностей» в новых реалиях они выжить не смогут.
«Билетное меню»
Кроме обновленного общественного транспорта, для граждан новая система привлекательна тем, что предполагает удобное «билетное меню».
- Как минимум это повременной проездной билет, то есть пассажир в течение определенного промежутка времени имеет возможность делать неограниченное количество пересадок, передвигаясь по городу. Система брутто-контрактов помогает экономить на поездках, - заявила Марина Репещук. - К примеру, сегодня очень многие люди куда-либо в границах Краснодара добираются с пересадками. Порой житель города за проезд в одну сторону может заплатить около 100 рублей. Если мы проведем параллель с Москвой, то получим, что краснодарцы платят больше, нежели жители столицы, потому что там действуют повременные билеты на электрички, метро, троллейбусы и трамваи.
Также, по словам президента Союза транспортников Кубани Ивана Петрова, брутто-контракты позволяют находить подрядчиков для убыточных маршрутов.
- Например, весной этого года один из перевозчиков отказался от обслуживания маршрута № 59, потому что из-за низкого пассажиропотока и высоких затрат он приносил убытки. Позже администрация города нашла нового подрядчика, однако спустя 2-3 месяца он тоже написал заявление с отказом обслуживать данный маршрут. На проводимые конкурсы подрядчики не заявляются, - рассказал Иван Петров. - Если этот маршрут выставить на брутто-контракт, где есть гарантированный доход, не зависящий от пассажиропотока, конечно, на этот конкурс выйдут перевозчики и предоставят соответствующую технику. В данной ситуации брутто-контракты - это идеальное решение проблем, когда возить людей нужно, но экономика на маршрутах отрицательная.
Отсутствие зависимости от пассажиропотока также предполагает снижение количества дорожно-транспортных происшествий, так как водители автобусов перестают устраивать гонки между собой в борьбе за пассажиров.
Брутто-контракты достаточно привлекательны и для водителей. Как сообщила Марина Репещук, на примере Новокузнецка, где внедрили эту систему, видно, что нововведение помогает сохранить штат транспортных предприятий за счет роста заработной платы.
- Я разговаривала с водителями транспортных предприятий Новокузнецка, они называли официальную заработную плату в диапазоне от 70 до 90 тысяч рублей. При этом работают легально, получают оплачиваемый отпуск, - поделилась собеседница.
Выделенные полосы
Все опрошенные эксперты считают, что для эффективного введения новой системы необходимо уделить особое внимание выделенным полосам.
- Время в пути - основный фактор для комфортного передвижения в общественном транспорте. Трамвай в Краснодаре является самым популярным видом транспорта, потому что его прибытие можно спрогнозировать. Большая часть пути городских трамваев обособлена и не пересекается с автомобильным транспортом. А вот автобусы у нас часто стоят в пробках, что вызывает много недовольства у населения, - объяснил Иван Петров. - В рейтинге выделенных полос Краснодар занимает одиннадцатое место в России, то есть нам есть куда расти. Переход на брутто-контракты должен сопровождаться созданием выделенных полос. Без этого ничего работать не будет, население как было недовольно транспортом, так и останется.
Марина Репещук подчеркнула, что сейчас в законодательстве нет четких нормативов о том, когда и где вводить выделенные полосы. Общественное движение сразу после проведения сентябрьских выборов в Законодательное Собрание Краснодарского края рассчитывать начать совместную работу с депутатами по совершенствованию нормативной базы по выделенным полосам.
Держать на контроле
По словам Марины Репещук, сейчас в Краснодаре и пригороде менее 10 маршрутов, где по условиям конкурсной документации в обязательном порядке должны быть установлены кондиционеры. Однако доказать, что подрядчики не соблюдают договоренности, крайне сложно.
- Перевозчик добивался того, что решение принималось в его пользу. Например, если у него обнаружили два автобуса без кондиционера, он привозил новые транспортные средства с соответствующим оборудованием. Но ситуация по итогу не менялась. Суд отказывал мэрии в удовлетворении иска, а перевозчик, возвращал на маршруты старые машины, - напомнила эксперт.
К тому же ситуация усложнилась после введения в марте Правительством РФ моратория на плановые проверки бизнеса до конца текущего года.
- Есть случаи настоящего злоупотребления со стороны перевозчиков, когда муниципалитет вынужден их уговаривать. А вот работа по брутто-контрактам не попадает под мораторий на плановые проверки бизнеса, в этом случае перевозчики несли бы большие штрафные санкции. По системе брутто-контрактов за пять нарушений полагается штраф в размере 150 тысяч рублей. Сейчас перевозчиков вообще не штрафуют, а привлечь их к ответственности очень сложно, поэтому они чувствуют себя вольготно, - пояснила Марина Репещук.
Планируется, что в Краснодаре брутто-контракты внедрят в работу общественного транспортного только в 2025- 2026 году. Однако массовый отток водителей как в муниципальном предприятии - КТТУ, так и в коммерческих организациях наблюдается уже сейчас.
- Если мы затянем с этой транспортной реформой, которая повлечет за собой увеличение заработных плат водителей, для города это может закончиться плачевно. Например, интервалы движения на трамваях могут вырасти в разы, - предупредила Марина Репещук. - Уже сейчас пассажиры отмечают, что на некоторых маршрутах перерывы стали очень большими. Мы привыкли к тому, что это 5-15 минут, а теперь интервалы уже доходят до 30-40 минут. Но для самого быстрого вида транспорта, а мы говорим, что по транспортной стратегии Краснодара трамвай будет в приоритете, полчаса - это очень много.
Борьба с безбилетниками
Система брутто-контрактов предполагает бескондукторную систему оплаты, то есть на входе в общественный транспорт будут прикреплены терминалы бесконтактных платежей. Отдать сумму наличными можно водителю, но, как показывает опыт других городов, подавляющая часть жителей пользуется банковскими и транспортными картами. При этом терминал не будет выдавать чек, увидеть статус «оплачено» можно на экране устройства. В случае проверки контролером пассажиру необходимо приложить свою карту к терминалу, который покажет, произведена оплата или нет.
Кроме того, над каждой дверью будет висеть устройство, считывающее количество пассажиров. На маршруты, где зафиксируют наибольшее количество безбилетников, направят контролеров. Помимо этого в часы пик на маршрутах с самым большим пассажиропотоком будут работать кондукторы.
- У нас безбилетников сейчас на самом деле много. В час пик водители коммерческих предприятий жалуются, что люди заходят и не оплачивают, однако коммерческие перевозчики не выдают чеки, поэтому и проверить пассажиров нельзя, - рассказала Марина Репещук. - Что касается муниципального общественного транспорта, там проблема в другом. КТТУ в основном использует транспорт большого класса, поэтому порой кондуктор не успевает дойти до пассажира с другого конца трамвая. То есть пассажиры становятся безбилетниками поневоле. Бескондукторная система оплаты позволяет решить эту проблему.
Подвергли сомнению
При всех своих преимуществах система брутто-контрактов на данный момент имеет ряд недостатков. В новых условиях, когда перевозчики получают оплату за пройденное расстояние, сотрудники транспортных предприятий перестают проявлять заинтересованность в сборе выручки, что впоследствии может привести к ее падению. Также могут наблюдаться проблемы и с обновлением подвижного состава.
- Да, действительно, вначале на маршруты поставят новые большие автобусы, но обновление подвижного состава должно быть регулярным. Срок жизни автобуса составляет 10 лет, то есть каждый год необходимо обновлять 10% подвижного состава. Должен быть сбалансированный автопарк - 10% десятилетних автобусов, 10% девятилетних, 10% автобусов, которым всего один год, и так далее, - объяснил Иван Петров. - В брутто-контрактах все устроено по-другому. Обновление подвижного состава происходит только в момент розыгрыша контракта, далее новые автобусы эксплуатируются в течение 10 лет. То есть на 10-й год контракта, когда он заканчивается, в городе все автобусы будут старые и, вероятно, в плачевном состоянии. Плюсы, конечно, есть - обновление подвижного состава, но есть и минусы - его нерегулярность.
Эксперт считает, что на брутто-контракты не стоит переводить весь общественный транспорт. В основном такую систему целесообразно использовать на убыточных маршрутах, которые не востребованы у перевозчиков, и на ключевых магистральных маршрутах, где необходимо вывести общественный транспорт на новый уровень.
По словам Ивана Петрова, еще одной проблемой может стать то, что краснодарские перевозчики не смогут принимать участие в конкурсах на обслуживание маршрутов по брутто-контракту, так как у них нет опыта работы по ФЗ-44 «О контрактной системе».
- Мы понимаем по опыту всей России, что для заключения брутто-контрактов в транспортную отрасль городов заходят две компании - из Москвы и Санкт-Петербурга. То есть это люди, которые не живут в этом городе, не болеют за его будущее, - отметил Иван Петров. - Таким образом, по окончании сроков контракта - через 8-10 лет - в Краснодаре может не остаться местных перевозчиков. Соответственно, из-за отсутствия конкуренции иногородние перевозчики смогут диктовать условия мэрии. Мы уже направили обращение в Министерство транспорта РФ и Министерство финансов РФ, не желая такого развития событий.
В Ассоциации перевозчиков общественного транспорта Краснодара заявили, что данная реформа действительно может положительно повлиять на работу общественного транспорта. Однако для этого потребуется выделить значительное количество денежных средств из бюджета города.
- Есть сомнения, что бюджет Краснодара выдержит такую нагрузку. Например, в Перми, где также ввели систему брутто-контрактов, цена контракта на весь город составляет 6,2 миллиарда рублей, а возвращается в бюджет от транспортных предприятий 4,5 миллиарда рублей. То есть 1,7 миллиарда рублей - это нагрузка на бюджет, - подчеркнул президент Ассоциации перевозчиков общественного транспорта Краснодара Роберт Даниелян. - В ближайшее время вместе с представителями администрации и общественности Краснодара в рамках рабочих поездок планируем более подробно изучить опыт городов, где уже введена система брутто-контрактов. Необходимо поговорить не только с департаментом транспорта, но и с пассажирами, директорами предприятий.
Новая транспортная реформа находится в стадии подготовки, но уже сейчас можно сказать, что без внесения ряда корректировок она не сможет заработать в полную силу, оставив довольными не только пассажиров, но и перевозчиков.