Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар
Олег Бодня. 25.01.2022 08:55
Текст программы был выложен в сеть Интернет перед новогодними праздниками. Ссылка на данный момент изменилась, так как в январе заработала новая версия сайта krd.ru. Привожу актуальную на сегодняшний день ссылку - https://old.krd.ru/dokumenty/dokumenty-gorodskoy-dumy/obschie-dokumenty/ofitsialnoe-opublikovanie/document-29122021152310.html

Документ большой, на 132 страницы + приложение на 63 страницы.
Сроки реализации - 2021-2040 годы.
Прописаны сроки и объёмы финансирования, но не на все виды работ.
Собственно, основная цель данной программы - иметь в наличии документ, по которому можно выбивать финансирование на транспортные проекты.

Здесь и далее текст документа, приведённый практически без изменений, выделен курсивом.

Основные мероприятия программы:
- строительство новых участков автомобильных дорог;
- реконструкция автомобильных дорог;
- строительство тротуаров для движения пешеходов;
- повышение приоритета маршрутов массового пассажирского транспорта за счёт ввода сети выделенных полос и физического ограждения действующих участков линий трамваев;
- строительство трамвайных линий;
- строительство транспортных развязок в разных уровнях;
- реконструкция перекрёстков;
- строительство инфраструктуры для поездок на велосипедах.


То есть, в программу включили вообще всё, что планируется сделать по дорожной инфраструктуре. При этом заметно, что дорожные разделы проработаны намного тщательнее, чем планы по развитию общественного транспорта.

В системе общественного пассажирского транспорта запланировано:
1. Повышение плотности трамвайной сети путём строительства новых трамвайных линий:
- по оси ул. Московской от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова;
- по оси ул. Красных Зорь от ул. им. Достоевского до ул. Домбайской;
- по оси ул. им. Мачуги В.Н. от ул. Трамвайной в мкр. Гидростроителей;
- по оси ул. им. Петра Метальникова от ул. Московской до пос. Индустриального;
- по оси ул. Круговой от ул. им. Толбухина до ЖК «Немецкая деревня»;
- по оси ул. им. Толбухина от Западного трамвайного депо до пересечения ул. им. Калинина – автомобильной дороги «Западный подъезд к г. Краснодару»;
- по оси ул. им. Захарова от пересечения с ул. Индустриальной до перспективного транспортно-пересадочного узла на территории автовокзала «Южный»;
- по оси улиц ул. им. Петра Метальникова – ул. им. Дзержинского – ул. Пригородная, от пересечения с ул. Московской до посёлка Паркового;
- по оси улиц ул. им. Космонавта Гагарина – ул. им. Гаврилова П.М., от пересечения с ул. им. Каляева до ул. Коммунаров;
- по оси улиц ул. Майкопской – ул. Адыгейская Набережная – ул. Ставропольской, от пересечения с ул. Воронежской до ул. Коммунаров.
2. Обновление подвижного состава подразделений МУП «КТТУ» и предприятий немуниципальной формы собственности на современные низкопольные троллейбусы с запасом автономного хода, автобусы и трамваи.
3. Строительство трамвайного депо на территории посёлка Индустриального.
4. Оптимизация троллейбусной и автобусной муниципальной маршрутной сети.
5. Реконструкция троллейбусной контактной сети.
6. Реконструкция остановок общественного транспорта, в том числе строительство остановочных перронов для возможности остановки двух трамваев.
7. Строительство автовокзала на территории нового аэровокзального комплекса АО «Международный аэропорт «Краснодар».
8. Повышение скорости сообщения на муниципальных маршрутах общественного транспорта путём организации специализированных полос движения на городской УДС и обособления участков трамвайных линий.
9. Повышение скорости сообщения на муниципальных маршрутах трамвая путём применения методов организации приоритетного движения трамвая на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых пешеходных переходах.
10. Строительство транспортно-пересадочного узла на территории нового аэровокзального комплекса АО «Международный аэропорт «Краснодар».
11. Строительство транспортно-пересадочного узла на территории автовокзала «Южный».


Вышеприведённая цитата - из вводной части документа. В неё упомянуты практически все современные "хотелки" городской администрации и КТТУ. Не все из запланированных выше мероприятий внесены в программу и обеспечены финансированием. Давайте посмотрим, что внесено и когда будет реализовано.

Итак, подраздел IV.II (Мероприятия по развитию транспорта общего пользования, созданию транспортно-пересадочных узлов), таблица № 42, сегмент "Строительство сетей электрического общественного транспорта":

2021–2022 гг:
1. Строительство трамвайной линии по оси ул. Московской, от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова.

2022–2024 гг:
2. Строительство трамвайной линии от пересечения с ул. Трамвайной, по ул. им. Мачуги В.Н., ул. Автолюбителей, ул. им. Невкипелого.
3. Строительство новой трамвайной линии: по ул. Красных Зорь, ул. Российской, ул. Восточно-Кругликовской, ул. им. 40-летия Победы, ул. Героев-Разведчиков до ул. Домбайской.
4. Строительство новой трамвайной линии по оси ул. им. Захарова, от ул. Индустриальной до автовокзала «Южный», на территорию нового ТПУ «Южный».

2025–2029 гг:
5. Строительство новой трамвайной линии по оси ул. им. Петра Метальникова, от пересечения с ул. Московской до посёлка Индустриального.
6. Строительство новой трамвайной линии по оси ул. им. Петра Метальникова, от пересечения с ул. Московской до пос. Паркового.

2030–2034 гг:
7. Строительство новой трамвайной линии по оси ул. им. Космонавта Гагарина, от пересечения с ул. им. Каляева до ул. Коммунаров.
8. Строительство новой трамвайной линии, от ул. Славянской – ул. Красных Партизан – автомобильной дороги «Западный подъезд к г. Краснодару» – ЖК «Немецкая деревня».
9. Строительство новой трамвайной линии, от ул. Славянской до автомобильной дороги «Западный подъезд к г. Краснодару», по маршруту «ул. им. Толбухина – ул. им. Академика Лукьяненко П.П. – ул. им. Калинина».
10. Строительство новой трамвайной линии по ул. Адыгейской Набережной, от пересечения ул. Воронежской – ул. Майкопской до пересечения ул. Постовой – ул. Коммунаров.


Если раньше планировали к постройке только троллейбусные линии, то теперь перекос в сторону трамвая. При этом начиная с 2025 года планируются к возведению линии, которые будет крайне сложно построить, проложенные во многих случаях не по самым оптимальным трассам. В общем, нарисовали маркером по карте, а там уж будущие поколения чиновников разберутся, что да как :-) Понятно, что во многих случаях идёт банальная ссылка на Генплан, но от этого данные планы не становятся более реалистичными.

Ну и чисто для прикола давайте посмотрим, какие планируются изменения маршрутной сети. Это отражено в следующим сегменте таблицы с подзаголовком "Организация/изменение маршрутов общественного транспорта":

2021 год:
11. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 15 до ул. им. Петра Метальникова.
12. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 21 до ул. им. Петра Метальникова.
13. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 22 до ул. им. Петра Метальникова.

2022–2024 гг:
14. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 20 от ул. им. Невкипелого по новой трамвайной линии.
15. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 1 до ул. Домбайской по новой трамвайной линии.
16. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 2 до ул. Домбайской по новой трамвайной линии.
17. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 3 до ул. Домбайской по новой трамвайной линии.
18. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 2 до ТПУ «Южный» по новому участку трамвайной линии.
19. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 4 до ТПУ «Южный» по новому участку трамвайной линии.

2022–2024 гг:
20. Организация муниципального маршрута (трамвай) № 19 «Улица Солнечная – Улица Индустриальная».
21. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 19 «Ул. Солнечная – Ул. Индустриальная» до ТПУ «Южный» по новому участку трамвайной линии с изменением названия маршрута – «Улица Солнечная – ТПУ «Южный».
22. Изменение пути следования муниципального маршрута (автобус) № 75, организация схемы движения по автомобильной дороге «По оси ул. им. Думенко».
23. Восстановление движения маршрутов пригородного автобусного сообщения через Яблоновский мост.
24. Изменение схемы движения маршрута (автобус) № 7А с переносом конечной остановки к ТПУ «Южный».
25. Изменение схемы движения маршрута (автобус) № 7Б с переносом конечной остановки к ТПУ «Южный».
26. Изменение схемы движения маршрута (автобус) № 102 с переносом конечной остановки к ТПУ «Южный».
27. Изменение схемы движения маршрута (автобус) № 107А с переносом конечной остановки к ТПУ «Южный».
28. Изменение схемы движения маршрута (автобус) № 117 с переносом конечной остановки к ТПУ «Южный».
29. Изменение схемы движения маршрута к (автобус) № 183 с переносом конечной остановки к ТПУ «Южный».
30. Запуск маршрута пригородного железнодорожного сообщения «Краснодар-I – Аэропорт».

2025–2029 гг:
31. Организация нового муниципального маршрута (автобус) «Краснодар-I – Медицинский кластер».
32. Организация нового муниципального маршрута (автобус) «ТЦ «Красная Площадь» – Медицинский кластер».
33. Организация нового маршрута автобуса «Аэропорт – Медицинский кластер».
34. Изменение муниципального маршрута (автобус) № 7 «Университет МВД – Аэропорт».
35. Изменение межмуниципального маршрута (автобус) № 108 «Динская – Краснодар, ул. им. Стасова».
36. Изменение муниципального маршрута (автобус) № 58 с организацией заезда на автомобильную дорогу «по оси ул. им. Лизы Чайкиной».
37. Изменение муниципального маршрута (автобус) № 59 с организацией заезда на автомобильную дорогу «по оси ул. им. Лизы Чайкиной».
38. Изменение муниципального маршрута регулярных перевозок (трамвай) № 8 до ул. им. Петра Метальникова.
39. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 19 до пос. Индустриального.
40. Запуск маршрута пригородного железнодорожного сообщения «Аэропорт – Усть-Лабинская».

2030–2034 гг:
41. Организация нового муниципального маршрута (трамвай) «Железнодорожный вокзал «Краснодар-I» – Западное трамвайное депо».
42. Изменение муниципального маршрута (трамвай) № 3 «Западное трамвайное депо – ЖК «Губернский».
43. Изменение муниципального маршрута (трамвай) № 7 «Западное трамвайное депо – ул. им. Димитрова».
44. Организация нового муниципального маршрута (трамвай) № 16 «Железнодорожный вокзал «Краснодар-I» – Западное трамвайное депо».
45. Продление муниципального маршрута (трамвай) № 16 «Железнодорожный вокзал «Краснодар-I» – Западное трамвайное депо» до ул. им. Калинина с изменением названия маршрута – «Железнодорожный вокзал «Краснодар-I» – ул. им. Калинина».
46. Организация нового муниципального маршрута (трамвай) № 24 «ТПУ «Южный» – ул. им. Невкипелого».
47. Изменение муниципального маршрута (трамвай) № 6 «Юбилейный микрорайон – ул. им. Димитрова».
48. Изменение муниципального маршрута (трамвай) № 8 до пос. Индустриального.


Показательно то, что документ, утверждённый в самом конце 2021 года, сразу уже становится устаревшим: в 2021 году так и не успели выполнить заложенные в программе изменения маршрутной сети. Причём выше же указан срок строительства линии, включающий 2022 год, так что к разработчикам программы сразу возникают вопросы.

Возникают они и дальше. Можно поспорить о целесообразности тех или иных продлений трамвайных маршрутов. В некоторых случаях вообще трудно понять о сути изменения, исходя из его описания в программе (графических пояснений в выложенных файлах нет). Какие-то странные метания в нумерации трамвайных маршрутов - 19, затем что-то без номера (неубранный дубль?), затем 16 с теми же конечными, затем 24 (а где вообще 13, 14, 17, 18, 23?) - показывают, что в ходе подготовки программы новые трамвайные линии "тасовали" по времени постройки и попутно избавлялись от планов пуска маршрутов с пропущенными номерами. Привести всё в порядок после "тасования" то ли забыли, то ли забили.

По автобусам, как я уже говорил, приведены изменения, привязанные к описанным в программе изменениям УДС и строительству ТПУ (перенос аэропорта, создание ТПУ "Южный" и нового ТПУ в аэропорту, возведение путепровода в створе ул. Лизы Чайкиной). Никакой завязки на генплан и планируемое расширение города нет и в помине. Особенно забавно читать про изменение автобусного маршрута №7, который на данный момент уже не работает.

Что не отражено в программе:
1. Приобретение нового подвижного состава для всех видов транспорта. Программа не должна быть "линейной" и отражать только строительство новой транспортной инфраструктуры. Новые линии и маршруты без подвижного состава - фикция. Отсутствие закупок ПС под новые маршруты было одной из причин того, что большинство троллейбусных маршрутов, открытых в 2000-х годах, в итоге были закрыты.
2. Строительство новых троллейбусных линий. Многие из проектов 2010-х годов до сих пор остаются актуальными + троллейбусные линии в новые районы проводить гораздо проще, чем трамвайные.
3. Строительство новых эксплуатационных предприятий. Из перечисленных выше трамвайных линий удастся ввести максимум ещё одну, далее вагоны под новые линии, если таковые будут, размещать уже будет негде. Не менее остро стоит вопрос о муниципальном автопредприятии, в идеале - 2-3 площадках для выпуска техники в различные районы города.
4. Изменения троллейбусных и автобусных маршрутов, исходя из существующих нереализованных потребностей и планируемого развития города.

В общем, очень слабый и непрофессионально подготовленный документ в части развития пассажирского транспорта. Много умных слов и подробных расчётов, но они так и останутся на бумаге. Как и большинство приведённых здесь планов.


Тема Автор Дата
  Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар Олег Бодня 25.01.2022 08:55
  Re: Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар Андрей Дубовицкий 25.01.2022 13:34
  Re: Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар Михаил Оксененко 25.01.2022 13:56
  Re: Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар Олег Бодня 25.01.2022 15:40
  Re: Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар Дэмен 25.01.2022 20:29
  Конкурс на научно-исследовательскую работу по маршрутным перевозкам Михаил Оксененко 03.02.2022 19:11
  Мэрия Краснодара задумалась о глобальном переводе маршруток на регулируемый тариф. Почему это важно? Дмитрий Вохмянин 07.02.2022 15:33

На данном форуме создавать новые сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Форум сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»

Книги по истории пассажирского транспорта
Phorum: speed & power