У краснодарского ТТУ европейская рентабельность
Директор Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Анатолий Панин умеет держать свое слово. Например, выполнил обещание горожанам направить средства, полученные от повышения стоимости проезда (с четырех до шести рублей) на обновление ветхого парка. Предприятие уже купило четыре трамвая и шесть троллейбусов, а до конца года приобретет еще пять, всего — пятнадцать единиц транспорта.
Жители краевого центра особенно изумляются повышенному комфорту и оригинальному дизайну новых вагонов, работающих на 5-м и 4-м маршрутах, ведь они не поступали в город целых 16 лет! Еще ТТУ удивило всех как работодатель: зарплата повысилась сразу на 60 процентов, средняя достигла 11 тысяч рублей, а максимальная у водителей — 20 тысяч.
Как электротранспортное предприятие, еще два года назад считавшееся должником, вышло на 20-процентную рентабельность? Об этом сегодняшняя беседа с его руководителем.
— Анатолий Павлович, некоторые транспортники с разочарованием говорят о федеральном законе № 122, обещавшем оградить перевозчиков от оказания бесплатных услуг. Каково ваше мнение?
— Краснодарские электротранспортники давно ждали федеральный закон № 122. Надеялись, что он удержит от экономической бездны, на краю которой мы оказались в конце девяностых годов... Надежды оправдались, во всяком случае в Краснодаре. Большой плюс то, что по постановлению губернатора краевые власти взяли на себя заботы о льготном проезде пенсионеров и компенсируют расходы по их перевозкам стопроцентно. Понимаю коллег из других регионов, где льготный проезд пенсионеров остался прерогативой местной власти. Например, в Брянске муниципалитет зачастую отказывается возмещать эти расходы пассажирскому предприятию по простой причине: нет денег в городской казне. У нас такой проблемы не существует. Благодаря новому, революционному закону мы стали работать рентабельно и ушли от необходимости постоянно просить финансовой поддержки из городского бюджета. Сегодня мы планируем свою жизнь, исходя из собственных доходов.
— Но ведь потери остаются. В краевом центре студенты платят 50 процентов за проезд в электротранспорте и учащиеся — 25 процентов, при этом предприятию не компенсируется разница в оплате...
— Скажу больше: мы совершенно бесплатно перевозим федеральных льготников — Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, а по решению Городской Думы — почетных жителей Краснодара. С точки зрения экономиста, убытки от льготной перевозки студентов и учащихся, составляющие около 40 миллионов рублей в год, просто недопустимы. Однако нельзя думать только в этой плоскости. Старейшее предприятие Кубани, которому в декабре исполнится 106 лет, не может оставаться в стороне от жизни города. В общем, коллектив решил, что недополученные доходы будут нашим вкладом в программу социального развития столицы Кубани.
— Краснодарцы интересуются: когда появятся 50 новых трамваев, приобретенных на кредит Европейского Банка Реконструкции и Развития?
— Между подписанием договора с банком о кредите и поступлением в Краснодар десяти миллионов евро есть череда важных дел. Например, открытие спецсчета в одном из городских банков и организация открытого и честного тендера на производство полусотни трамваев. Информация о торгах будет размещена на официальном сайте ЕББР, и участвовать в них смогут все мировые компании, а также дилеры. Главное, чтобы участники могли выполнить условия заказчика: по стоимости трамвая (не дороже семи миллионов рублей), современной технической оснащенности и параметрам.
Наше предприятие, решив в этом году купить четыре вагона за собственные средства, остановилось на Усть-Катавском заводе. Трамваи уже работают на линиях, и мы можем объективно оценить их эксплуатационные возможности.
До конца этого года бумажная работа по предоставлению кредита завершится, и в 2007-м мы получим все 50 новых трамваев. Для завода-производителя это работа одного квартала.
— Мы обновим только часть трамвайного парка. «Что же будет с его ветхой
частью?» — спрашивают некоторые краснодарские издания и отмечают: сходы трамваев участились, а будет еще хуже... Действительно, число сходов растет?
— Предприятие ведет строгую статистику по браку, отказам техники, сходам, обрывам контактных сетей и выходам из строя подстанций. По нашей внутренней информации никакого ухудшения или увеличения сходов нет. Наоборот, в текущем году технического брака было меньше, чем в прошлом.
Я обеими руками за то, чтобы обновить разом 500 единиц трамвайно-троллейбусного парка, осуществляющего 80 процентов городских пассажирских перевозок, но для этого нужна муниципальная целевая программа, а главное — колоссальные денежные средства в казне. Их пока нет.
Опасность ветхого парка в том, что он может поглощать всю заработанную прибыль на бесконечные ремонты, поэтому мы соблюдаем золотую середину: обеспечиваем техническую исправность транспорта и приобретаем новый. Таким образом, мы действуем в унисон с программой, принятой ЗСК края по развитию общественного транспорта большой вместимости, в том числе электрического.
— Доброй традицией стало открывать к Дню города новые троллейбусные и трамвайные линии, построенные за счет муниципальных средств. Улучшается транспортное обслуживание горожан, увеличивается маршрутная сеть, что обеспечивает приток пассажиров и выручки за проданные билеты. Традиция сохраняется?
— В нынешнем году городской бюджет профинансировал перенесение трамвайной линии в районе кожзавода — от улицы Тургенева до Брюсова. За счет спрямления маршрута доставка пассажиров стала более комфортной и скоростной. Облегченно
вздохнули и водители: больше не придется ездить по треугольнику... Сегодня город строит Восточнокругликовскую троллейбусную линию протяженностью около 2,5 километра в районе улицы Школьной. Уже заключен договор на монтаж контактной сети с компанией «Руст», которая выиграла тендер на строительство этого объекта, в том числе устройство дорожного полотна, коммуникационных сетей и возведение диспетчерской станции. Новый маршрут от Юбилейного микрорайона до улицы Школьной (через Сенной рынок), возможно, станет подарком краснодарцам к Новому году. В ноябре планируется восстановить движение троллейбусов первого маршрута по улице Кубанонабережной, где велась реконструкция дороги, до вокзала Краснодар-1. Сейчас устанавливается новая контактная сеть.
— Анатолий Павлович, как вы решились поднять зарплату сразу на 60 процентов, может, до последнего сомневались?
— Эти 60 процентов нужно было равномерно распределить на предыдущие годы, но поскольку не хватало средств, мы держали зарплату на голодном пайке. Защитив новый экономически обоснованный тариф, мы защитили в нем и индексацию оплаты труда, установленную для нашей отрасли. Мое ощущение: восстановили справедливость. Когда водители получали в кассах небывало высокую зарплату, некоторые в растерянности возвращались и просили проверить ведомость, подозревали ошибку...
— Благодарю за беседу, Анатолий Павлович, и желаю успехов вам и всему коллективу трамвайно-троллейбусного управления.
— Спасибо.
Валентина КАЮК.
Комментарий руководителя департамента по транспорту и связи Краснодарского края Григория Минаева:
— Необходимо отметить, что в Краснодаре, в отличие от других крупных городов России, удалось не только сохранить, но и развивать экологически чистый городской электрический транспорт: ежегодно наряду с обновлением трамваев и троллейбусов вводятся новые троллейбусные линии и открываются новые маршруты движения.
Этот положительный опыт рекомендуется всем муниципальным образованиям для применения при разработке программ развития пассажирских перевозок.
От себя: в бумажной версии две фотки Валеры!!!