http://www.ki-gazeta.ru/rubrics/archiv/2007/11/13/10852.html:
Реконструкция выходит на новый виток
В конце прошлой недели в Краснодаре произошло знаковое событие: на суд широкой общественности был представлен проект планировки центральной части краевого центра, разработанный Санкт-Петербургским институтом урбанистики.
На огромном столе демонстрационного зала питерцы представили макет центральной части, рядом - планы поквартальной планировки, схемы транспортной и улично-дорожной сети, инженерных коммуникаций. В числе участников мероприятия - главный архитектор края Юрий Рысин, замглавы города Владимир Лыбанев, главный архитектор Краснодара Александр Кузнецов, депутаты гордумы, представители управления по охране историко-культурных ценностей, ГИБДД, Роспотребнадзора, пожарной охраны, ведущие архитекторы краевого центра. Открыв заседание градостроительного совета, Владимир Лыбанев отметил, что о масштабной реконструкции центра Краснодара мечтало не одно поколение его жителей. И сегодня, наконец, мы можем увидеть четкие контуры развития города на ближайшие десять лет.
- Выбор разработчиков проекта не был случайным, - сказал Юрий Рысин, - Санкт-Петербург имеет большой опыт в сохранении исторической застройки, который мы непременно должны использовать. Однако не надо забывать, что краевой центр - один из самых динамично развивающихся городов России, при этом с его реконструкцией мы опоздали лет на тридцать. Представленный проект учитывает все особенности современной кубанской столицы.
По словам руководителя проекта Юрия Медведева, основным методом реконструкции ядра исторического центра является сохранение памятников историко-культурого наследия. Для этого часть из них после реставрации предлагается перенести в специально созданный парк "Екатеринодар", а именно вдоль ул. Захарова, где планируется восстановить фрагмент стены Екатеринодарской крепости. Еще одним новшеством стало предложение о создании четырех субцентров, которые должны уменьшить нагрузку на историческое ядро города. Южный субцентр "Кубань-сити" планируют разместить в излучине реки Кубань - он явится резервной территорией развития центра города на перспективу. Северный субцентр запланирован между ул. Путевой, Коммунаров и Колхозной, с перспективой развития в восточном направлении. Восточный - в районе железнодорожного вокзала. Здесь намереваются возвести привокзальный торгово-развлекательный корпус, гостиницы, офисы. Западный - на берегу Кубани и вдоль Кубанской Набережной. Он формируется на базе существующих стадиона и парка и становится центром спорта, отдыха и развлечений. При этом магистраль Кубанской Набережной расширяется до шести полос. В целях создания благоприятной экологической обстановки предусмотрено укрупнение кварталов, создание рекреационных зеленых зон - число насаждений на каждого жителя должно возрасти вдвое. Если сейчас в центре живет 135 тыс. человек, то в будущем их число возрастет до 165 - 167 тыс., при этом жилье станет просторней - 26 квадратных метров на человека в домах новой постройки. Проектировщиками проработаны схемы прокладки инженерных коммуникаций: все они подлежат реконструкции; предложен и план нового расположения "красных линий".
О транспортной схеме подробно рассказал архитектор проекта Вячеслав Бобров. Он подчеркнул, что основные принципы были взяты из генплана Краснодара. Это, в первую очередь, восьмиполосная непрерывная магистраль, которая частично пройдет вдоль выносимой железной дороги. Для выезда предусмотрено создание новых и реконструкция существующих дорожных развязок: на ул. 40 лет Победы, ул. Промышленной и Ломоносова. Новые развязки предложены на ул. Шевченко, в районе железнодорожного моста, ул. Северной - Тургенева. Предусмотрено расширение ул. Садовой и Суворова (с выходом на ул. Гоголя ) и к железнодорожному вокзалу. Новые трамвайные пути запланированы по ул. Новокузнечной до ул. Садовой и далее на ул. Восточно-Кругликовскую.
При обсуждении проекта был высказан ряд замечаний и предложений.
Заместитель главного архитектора Краснодара Игорь Головкин сказал, что историческая застройка будет целиком сохранена на территории… двух кварталов, куда перенесут часть ветхих архитектурных памятников. При этом в исторической части так называемая фоновая застройка не будет выше девяти этажей, тогда как в новых микрорайонах северо-восточной части уже строят и будут строить здания в 22 - 23 этажа. Однако главный архитектор края Юрий Рысин с таким подходом не согласился.
- Вряд ли историческая застройка краевого центра сохранится только на территориях двух-трех кварталов, - сказал он, - уверен, их будет значительно больше. Сохранение исторической застройки - главная болевая точка в ходе реконструкции любого города, с этой проблемой постоянно сталкиваются Москва, Санкт-Петербург, другие города. Нам нужно найти резервные территории, куда можно будет перенести памятники истории и архитектуры.
Замечания в адрес транспортной схемы высказал заместитель начальника ГИБДД Краснодара Борис Сухов. Он отметил, что в пешеходных зонах должны быть предусмотрены подземные переходы, не согласился с проездом транзитного транспорта через ул. Постовую, предложил предусмотреть в центре разделение пешеходных и транспортных потоков.
Масштабная реконструкция невозможна без прокладки новых инженерных коммуникаций, создания генерирующих электростанций, новых источников подачи газа, тепла и воды. По словам заместителя директора городского департамента строительства Виталия Качкова, насущную потребность города в увеличении электроснабжения обеспечат четыре подстанции. Одна из них - "Набережная" - вступит в действие уже в первом квартале будущего года. По теплоснабжению проектировщиками рассматривалось два альтернативных варианта: централизованное и децентрализованное, или автономное, отопление. В итоге было решено снабжать центр города от централизованных источников: ими станут Краснодарская ТЭЦ, реконструируемые котельные КРЭС-1 и КРЭС-2. Сегодня водой город обеспечивают девять водозаборов, мощности которых уже не хватает - поэтому в сетях низкое давление, вода не доходит до верхних этажей или течет под слабым напором. Проектом запланировано создать три мощные насосные станции, которые обеспечат устойчивое водоснабжение. Еще одна наболевшая проблема краевого центра - канализация. Сегодня 30 - 40 процентов бытовых стоков спускается в ливневку. Проектировщики предложили создать насосную станцию, с помощью которой канализационные стоки при реконструкции центра будут распределяться по дублирующим сетям.
В конце заседания Александр Кузнецов объявил, что в ближайшее время по проекту пройдут публичные слушания, после чего в него внесут необходимые корректировки и дополнения. После утверждения окончательного варианта проект планировки центральной части краевого центра станет руководством к действию для проведения его масштабной реконструкции.